Негосударственный пирамидный фонд: как в Барнауле работают некоторые НПФ

Интернет пестрит объявлениями типа: "Требуются срочно агенты ОПС", "Пенсионные консультанты приглашаются на работу", "Требуется менеджер по продажам ОПС"

11 апреля 2014, 14:45, ИА Амител

Обязательное пенсионное страхование – это то, что, казалось бы, в продаже и рекламе не нуждается. От аббревиатуры ОПС веет надежностью и незыблемостью, пишет "Вечерний Барнаул".

Откуда зарплата?

Огромное количество вакансий, выгодные условия сотрудничества и неплохая по барнаульским меркам зарплата от 20 тысяч рублей. К тому же и обучение за счет фирмы. Вот, например, на сайте частных объявлений вашего звонка ждет не дождется некий Евгений Сергеевич, обещающий златые горы. Что ж, звоню.

– Ваша зарплата будет зависеть от того, как вы будете работать, – доброжелательно сообщает Евгений Сергеевич.

– А как она формируется, за счет чего? – спрашиваю.

– За счет объемов продаж.

– Как это? Что продавать?

– Услуги по обязательному пенсионному страхованию, – объясняет мне потенциальный работодатель как детсадовцу, чем сбивает с толку.

Если продавец реализует, к примеру, булку хлеба за 20 рублей, он будет иметь с нее пять рублей прибыли. Но пенсионное страхование – совсем другая категория. От него не получишь прибыли здесь и сейчас, чтобы выплатить заработную плату сотрудникам. Ведь человек, заключающий договор с негосударственным пенсионным фондом, ничего ему не платит.

– А за счет чего происходит формирование зарплаты? – пытаюсь конкретизировать вопрос.

– Вы можете сразу стать директором, – вещает Евгений Сергеевич. – Создав собственную агентскую сеть, вы сможете вообще не работать, а только получать прибыль.

Кроме того, мне посулили бесплатное пятидневное обучение, солидное агентское вознаграждение и кучу приятных бонусов. Объяснили, что раньше я ничего не слышала об их организации, потому что она новая, хотя и очень перспективная. В состоянии ступора я, пообещав непременно прийти на собеседование, положила трубку.

Что-то в этой схеме не срасталось. Допустим, я агент, заключаю договор с физическим лицом, теперь оно – лицо застрахованное. И НПФ, который я представляю, может инвестировать его страховые взносы в ценные бумаги, недвижимость или в иное дело, приносящее прибыль. Около 15% прибыли НПФ, по закону, может взять себе. Остальное, по идее, должно в будущем получить застрахованное лицо. Но прибыль, что от недвижимости, что от ценных бумаг, не сиюминутная. Тем более новая компания вряд ли заработала столько денег, чтобы обеспечить высокой зарплатой армию агентов. Так откуда же зарплата? А уж если сотрудник построит свою сеть агентов, то и они должны что-то получать, а сам "строитель" – и того больше. Особенно с бонусами.

– Здесь работает принцип финансовой пирамиды, – говорит барнаульский юрист Татьяна Жданова, которой приходилось разбирать несколько судебных дел о недобросовестной работе НПФ. – Точнее, это и есть замаскированная финансовая пирамида.

Принцип действия такой: для работы нужно привлечь новых участников, а те, в свою очередь, должны мобилизовать еще людей, и так далее. Чем длиннее цепочка, тем выше потенциальный доход пользователя.

То есть источником дохода такого рода НПФ является постоянный приток новых вкладчиков. Как только вкладчики закончатся, пирамида рухнет. Такие организации слишком похожи на МММ, чтобы считаться пенсионными фондами.

Никто не обязан

Житель Барнаула Роман Шушаков решил откликнуться на объявление и пришел на собеседование.

– Мне описали очень привлекательные условия работы и оплаты, – рассказывает Роман. – К тому же я не получил высшего образования, только что вернулся из армии, а тут требования не жесткие: образование – не ниже среднего.

На собеседовании выяснилось, что у Романа не заключен договор о накопительной части пенсии, а без этого теперь на работу не возьмут никуда, ведь пока Роман служил Отечеству, это стало обязательным.

– Подписал договор с работодателем, вступил в его НПФ, получил трудоустройство.

Правда, работа оказалась не такой радостно-безоблачной, как ее расписывал работодатель. Роману пришлось работать без выходных по 8-12 часов, предлагая будущим пенсионерам заключать договоры с НПФ, однако чаще всего перед ним, не задавая вопросов, закрывали двери. Если же вопросы возникали, начинающему агенту пенсионного страхования катастрофически не хватало образования и знаний. В итоге зарплата получилась около 3 тысяч рублей за месяц.

– В результате, когда я ушел из фонда, найдя другую, более выгодную работу с официальным трудоустройством, мне не заплатили за последний месяц, то есть "кинули". Обратился по совету родственников в прокуратуру, оказалось, я не первый и не последний, кого обманули.

Теперь Роман пытается перезаключить договор и перевестись в другой НПФ. Выйти из его стройных рядов оказалось сложнее, чем к ним примкнуть, но это тема для совсем другого разговора.

Агент, вербовавший Романа для вступления в НПФ, был либо совершенно безграмотным, либо очень нахальным. Никто не обязан вступать в программу софинансирования пенсий. Это дело исключительно добровольное.

Кроме того, вызывает споры и сомнения так называемое пятидневное обучение, во время которого агентов учат улыбаться и настаивать, настаивать и улыбаться. Система сетевого маркетинга или даже финансовой пирамиды мало напоминала обещанные соискателям надежность, стабильность и официальную высокую заработную плату.

В то же время, как сообщил нам председатель Отделения Пенсионного фонда по Алтайскому краю Борис Трофимов, главное требование к сотруднику Пенсионного фонда (надо думать, любого – как государственного, так и НПФ) – высшее образование.

– При этом сотрудник, непосредственно работающий с населением, должен владеть знаниями по внушительной законодательной базе, – пишет нам Борис Александрович. – Это Федеральные законы "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии".

Конечно, безработица – это тот случай, когда утопающий хватается за соломинку. Однако даже голод – это не повод работать бесплатно и втягивать в это предприятие других.

СОВЕТЫ "ВБ"

Не доверяйте агенту, не имеющему служебного удостоверения с печатью или штампом организации, которую он представляет. Запомните: вы не обязаны, вопреки всяческим уверениям, вступать в какие бы то ни было государственные и тем более негосударственные программы. Если вы решили связать свою деятельность с негосударственным пенсионным фондом, обучение там не может быть легким и быстрым, а заработная плата сразу высокой.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров