К 12 апреля музеи Барнаула достали из хранилищ «космические» экспонаты

12 апреля 2014, 09:05, ИА Амител

В преддверии великого праздника "КП на Алтае" прошлась по городским музеям и заглянула в их архивы.

Елочные игрушки

С развитием космонавтики, после полета Юрия Гагарина в космос в конце 50-х, в 60-х годах ХХ века в СССР на прилавках появились стеклянные елочные игрушки, изображающие космонавтов, спутники, космические ракеты… Можно и не сомневаться, что елочные украшения подобной тематики красовались на новогоднем дереве практически в каждой советской семье. Эти игрушки хранятся в фондах музея "Город".

Плакат

Плакат к 25-тению полета Юрия Гагарина с надписью "За мир на земле и в космосе!". В печать плакат был сдан 31 мая 1985 года, то есть практически за 11 месяцев до годовщины!  В свет вышло 377 149 экземпляров. Стоило такое великое удовольствие всего 9 копеек.

Открытки

Не обошла стороной космическая тематика и новогодние открытки. Полет Гагарина в космос стал главным событием на только СССР, но и во всем мире. Поэтому картинки с изображением на космическую тему печатались, можно сказать, всюду.  На открытках рядом с традиционными новогодними атрибутами – Дедом Морозом, Снегурочкой, елкой – изображены космонавты и комические ракеты.

В музее "Мир времени" мы нашли вот такие интересные экспонаты.

Модель

Настольная модель советской межпланетной станции "Венера-13" и однотипной "Венеры-14". На двух сторонах титанового "пьедестала" - венерианская панорама на месте посадки "Венеры-13". Этот сувенир был изготовлен в "спутниковом"  Конструкторском  Бюро им. Лавочкина для академика Гурия Ивановича Марчука - последнего президента Академии наук СССР. Гравировка на модели гласит: "Гурию Ивановичу Марчуку с благодарностью за внимание и помощь в работе. Апрель 1982 г.".

Портсигары

Даже портсигары выпускались с космической тематикой. Например, нижний слева  алюминиевый портсигар  был изготовлен в 1958 году. В тот год граждане Страны Советов испытывали большую гордость за свою Родину - за первым в мире советским спутником стартовали второй и третий.

Фото: Евгения САВИНА

Разные вкусности (фото с баночками)

А это "космические" сладости. В коробочках с изображением Белки и Стрелки выпускали халву, печенье, леденцы. Может кто еще и помнит тахинно-ванильную  халву "Лайка" начала 60-х годов, названную  в честь первой подопытной собаки, побывавшей на орбите. Двухлетняя Лайка отправилась в космос 3 ноября 1957 года в герметичном контейнере второго спутника. Это был полет в один конец - возвращать космические аппараты тогда еще не умели. Только через три года в СССР запустили новых четвероногих космонавтов – Чайку и Лисичку. Эта пара погибла при взрыве ракеты. А вот Белка и Стрелка оказались удачливее - они вышли на орбиту и вернулись на Землю.

Часы с Гагариным

Советские часы "Старт" на кожаном ремешке. В ремешок вставлен значок с портретом Юрия Гагарина. Подобные ремешки для часов были и с другими космонавтами. Кстати, именно эти часы можно увидеть в барнаульском музее "Мир времени".

Костюм космонавта

Легкий скафандр нашего земляка Василия Григорьевича Лазарева передали Алтайскому краеведческому музею в 70-х годах родственники космонавта. Советский космонавт, Герой Советского Союза Василий Лазарев родился в селе Порошино Кытмановского района Алтайского края.

Щи и творог в тюбиках

Космическая еда хранится в фондах краеведческого музея с 70-х годов прошлого столетия. Здесь есть и щи зеленые, и творог черносмородиновый, и сок вишнево-яблочный в тюбиках. А еще ломтики хлеба двух видов - бородинский и столовый, чай с сахаром. Примечательно, что наше время практически не используются знаменитые тюбики с космической едой. Сейчас продукты для космонавтов хранятся в вакуумной упаковке, пройдя перед этим специальные процедуры.

Значки

Наверное, различные брошки и значки никогда не выйдут из моды. Вот только сейчас значки, которые можно купить в любом киоске – просто украшение, ну или же элемент причастности к определенной субкультуре. А в СССР значки с изображениями космонавтов и комических ракет были чем-то вроде символа гордости за свою великую страну и за великих людей – покорителей космоса.

Почтовые марки

Многочисленные почтовые марки, как и значки, изображали космонавтов, например, Юрия Гагарина, Германа Титова, Юлию Терешкову, спутники, космонавтов в открытом космосе, кометы, планеты… Да все, что связано с покорением космических глубин! Но самое примечательное, что рисовались и, прямо скажем, выдуманные изображения ракет. В газетах печатали фото и рисунки спутников, но изображение ракеты было строго засекречено. Так что художники фантазировали кто как мог.