Юрий Болдырев видит необходимость воссоединения Кремля с юго-востоком Украины и собственно с Россией

29 апреля 2014, 13:41, ИА Амител

Положение дел в России, включая и экономическую ситуацию, сложное, если не характеризовать это жестче. Но уныния нет. Почему? Потому, что есть подъем – эмоциональный, связанный с воссоединением с Крымом. Об этом пишет советский и российский государственный и политический деятель, публицист Юрий Болдырев на СП. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с его мнением.

Но на этом дело ведь не закончено. Судьба Украины как была, так и остается под вопросом. Значит, под вопросом судьба и будущей конфигурации нашего экономического пространства – того, в рамках которого нам придется развиваться. Хотим того или нет, но все же с опорой преимущественно именно на свои собственные силы.

О рефлексии позерской и сущностной

Некоторая часть нашей интеллигенции позицией и действиями России недовольна, выступая, вроде как, с "высокоморальных" позиций: мол, не действуем ли мы как агрессоры, не разжигаем ли гражданскую войну на территории чужого государства?

Что ж, просто отмахнуться от этих вопросов нельзя. Кто станет спорить с тем, что мир лучше войны, а агрессор должен получать отпор? Проблема одна: а есть ли у нас выбор между миром и войной (к счастью, пока не в самых масштабных и варварских формах), и кто в этой ситуации, по большому счету, на самом деле агрессор?

В целом, не углубляясь в детали (о которых я ранее писал неоднократно), поясню. Происходящие ныне события я трактую не как перешедшие в военную стадию (как будто ранее они были сугубо мирные), а как более рельефно выявившие готовность Запада ломать правила игры, если они не ведут к их безусловному выигрышу. И, соответственно, выявившие положение нашей страны как находящейся в состоянии непрерывной войны, ведомой не нами, но против нас. Ведомой методами, иными, нежели, например, во времена Второй мировой.

Особенность ситуации еще и в том, что защищать своих и свои стратегические интересы России приходится на формально юридически не своей территории, что делает задачу значительно более деликатной и сложной.

Такая оценка ситуации диктует несколько иные акценты в ее описании, а также и определенную сдержанность в части критики действий своих (в данном случае – наших властей).

Наблюдать или вмешиваться?

У нынешнего украинского вопроса есть две основные составляющие: формально юридическая и сущностная.

Формально юридически позиция России ясна и однозначна: мы морально поддерживаем силы, восстающие против киевских путчистов, но пока не признаваемые нами киевские "власти" не осуществляют массированного жесткого силового подавления восстающего народа, открыто не вмешиваемся. Но не менее существенен и вопрос другой: а вмешивается ли Россия скрытно, не официально?

Допустим, не знаю. Но если завтра выяснится, что все же вмешивалась, то как к этому относиться? Должны ли мы это осуждать? Должны ли мы этого, может быть, стыдиться?

Чтобы определиться с тем, должна ли Россия вмешиваться всеми возможными способами в нынешние дела на Украине, давайте определимся с вопросом сущностным.

Об Украине прежней

Суть современного украинского вопроса в том, что, к сожалению, при всем уважении к украинскому народу, Украина не стала на геополитической карте мира самостоятельным субъектом. Впрочем, здесь давайте без иллюзий – как и абсолютное большинство государств в мире.

Украина осталась лишь объектом тяжбы между превосходящими ее конкурирующими силами, тянувшими ее в свою сторону. Субъектом же она была лишь в рамках некоторых правил игры, в соответствии с которыми юридически значимые решения должны оформляться легитимными и признаваемыми мировым сообществом органами власти государства. Государства, остающегося, в частности, после присоединения к ЕС, формально суверенным, но фактический статус которого, с моей точки зрения, вполне адекватен статусу государства, аннексированного более крупным образованием. Применительно же конкретно к Украине ни о каком присоединении к ЕС, как известно, речь даже и не шла – всерьез вопрос стоял лишь о "добровольном" переходе в статус государства, зависимого от ЕС, по существу – современной колонии.

Об Украине не реализованной

Могло бы быть иначе? Теоретически - да.

Решение могло бы быть не формально закрепляющим фактическую аннексию Украины (или ее частей) той или иной стороной, а выражающее осознанную волю народа в случае, если бы, во-первых, был бы более или менее единым сам народ. И, во-вторых, если бы по этому вопросу он имел бы более или менее единую волю, да еще и которую был бы способен реализовать, навязать своей власти. В том числе, особенно, если бы эта воля заключалась в том, чтобы не сдаться той или другой конкурирующей более мощной силе, но стать на длительный исторический период некоторым самостоятельным центром, балансирующим между конкурирующими силами.

Надо признать, что какое-то время это в некоторой степени даже и удавалось. Но только за такую истинную самостоятельность тоже нужно платить – напряжением всех сил и отказом от тех преференций, которыми вас заманивают добрые соседи – соперники за втягивание в свою орбиту влияния.

Хватило ли у Украины сил и стремления к истинной самостоятельности для последовательного проведения такой политики внеблокового развития и нейтралитета? Вопрос отнюдь не риторический: может быть, и хватило бы, если бы не…

Об Украине уничтоженной

Здесь, пожалуйста, внимание: мне крайне не симпатичен режим Януковича – продажный и олигархический, но разве об этих его качествах речь? Наш-то собственный - чем в этом смысле лучше? Но важно, что режим Януковича до последнего момента своего существования так и не сдал Украину окончательно ни одной из конкурировавших за нее сторон. И именно потому, что в последний момент, в том числе, под российским давлением, притормозил окончательную сдачу страны под ЕС, этот режим и был свергнут. Свергнут силами, заинтересованными в сдаче страны под контроль Запада. После чего Украина окончательно превратилась из потенциального субъекта мировой политики в …объект дележа.

Почему? Да потому, что весь суверенитет абсолютного большинства современных государств держится отнюдь не на том, что написано в конституциях, но, прежде всего, на тех правилах игры, о которых договорились крупные державы, конкурирующие за влияние и власть в мире. В рамках этих правил всякое сравнительно малое государство либо включается в какую-то блоковую структуру и тем обеспечивает себе защиту, либо стремится к подлинной самостоятельности, балансируя между центрами силы и опираясь на взаимное сдерживание сторон.

Пока эти правила никто не ломает, пока сами сравнительно малые государства не допускают грубого вмешательства в свои внутренние дела центров силы, под зонтиками влияния и защиты которых они не находятся, у сравнительно малых государств есть шанс оставаться субъектами мировой политики. В пределах разумного, то есть, в пределах имеющихся сил и ресурсов, есть шанс более или менее самостоятельно определять свой собственный путь. Но если только эти правила кто-то радикально взламывает, как это, например, только что произошло на Украине в связи с инспирированным и организованным Западом госпереворотом, то государство превращается в … территорию. Просто территорию, в отношении которой центры реальной силы, так же, как и раньше, реализуют собственные конкурирующие планы и интересы, но только уже иными методами. И методы эти открыто продемонстрировали нам, прежде всего, США – отправив на поправку дел на Украине, то есть, на помощь свергнувшей законную власть хунте, три сотни (лиха беда – начало) своих бойцов из "частного" военного формирования.

Об Украине будущей

Что ждет нас и Украину впереди? А вот здесь, как раз, на первое место выходят люди. На этот раз – не как объект, а именно как субъект строительства своей собственной судьбы.

Парадокс нынешнего этапа истории: Украина как государство (фактически, разрушенное Западом) – все менее субъект истории, но зато сами украинцы и русские, живущие на нынешней Украине – самый непосредственный субъект истории и строительства собственной судьбы.

За бесконечными спорами о демократии, мы порой упускаем такую "малость", как необходимость ее прямой реализации в определенных случаях отнюдь не только через формальные процедуры, но, прежде всего, через стихийную самоорганизацию людей ради достижения своих интересов, а также и через военную (в данном случае - оборонительную) самоорганизацию. Это – большая и тяжелая работа, с огромным риском для жизни. Но только через эту работу и возможна ныне реализация жителями Украины (а меня интересует судьба, прежде всего, юго-востока этой страны) собственной воли, защита своих интересов.

Должна ли Россия помогать жителям юго-востока Украины в этой самоорганизации и в защите от противника всеми возможными способами? Да еще и в условиях, когда присутствие на украинской земле американских "частных" военных формирований никто не отрицает?

Вопрос из невинного "высокоморального", мол, не разжигаем ли мы войну на чужой территории, превращается в риторический: простим ли мы себя, если не поможем?

Понятно, что в этом случае речь идет даже не о федерализации Украины: не бывает и не может быть таких "федераций", чтобы одна часть – с НАТО, а другая – с противостоящей силой. Речь о праве тех, кто хотел бы самоопределиться в союз с нами, сделать это. А также о нашей – здесь скрывать нечего - совершенно недвусмысленной жизненной заинтересованности в этом.

И о будущей России

Парадокс ситуации в том, что писать о внутренней российской ситуации и политике в более или менее, не то, что светлых, но даже хотя бы и обнадеживающих тонах, как было, так и остается чрезвычайно сложным.

Так, недавно, выступая в некоей "Школе здравого смысла" (вроде, на основе выпускников Военного института иностранных языков – запись выступления обещали выложить в сеть), я предварил свое выступление двумя вопросами на осмысление ситуации:

- есть ли противоречие между, с одной стороны, действиями России по Сирии и теперь по Украине и Крыму, и, с другой стороны, по присоединению к ВТО и разгрому РАН?

- есть ли противоречие между действиями России по присоединению Крыма, с одной стороны, и, с другой стороны - внесенным недавно Президентом в Думу законопроектом о создании в Крыму "игорной зоны"?

Один из участников этого мероприятия высказался обнадеживающе – в том смысле, что, в конце концов, все противоречия будут устранены, мол, просто "еще не время".

Что ж, с трудом, но допускаю. Вопрос один: а что с образом нашей нынешней России, в которой решать вопросы радикального разворота от все еще продолжающегося уничтожения (с попутным разворовыванием) страны к развитию - "еще не время", а создавать в героическом Крыму "игорную зону" - время? Тот ли это образ России, который содействует выбору жителей юго-востока Украины безусловно и решительно в пользу воссоединения с нами?

Соответственно, если мы хотим видеть русских и украинцев, живущих на юго-востоке Украины, своими союзниками и, надеемся, соотечественниками, не пора ли нам, все-таки, одновременно взяться и за свою страну - Россию? Например, решительно прекратить (и закрыть все соответствующие планы) всякую приватизацию российских стратегических активов в пользу англичан, японцев и иных стратегических союзников США? И не меморандумы в ВТО посылать с бессильными жалобами на то, как США, вводя против нас санкции, правила ВТО игнорируют, а решительно выйти из этой организации? И пресловутое "бюджетное правило" отменить? И вообще, как кто-то точно пошутил: не пора ли, наконец, воссоединить с Россией и, например, … Вологодскую область?

Без создания там затем "игорной зоны", разумеется…

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров