Госдума предлагает Украине обменять заводы ВПК на газовые долги

01 мая 2014, 13:34, ИА Амител

В очередной раунд газовых переговоров с Украиной может быть включен вопрос о конверсии газового долга страны в права собственности России на предприятия его военно-промышленного комплекса (ВПК). Как пишут "Известия", с соответствующим запросом к вице-премьеру Дмитрию Рогозину обратилась зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева (есть в распоряжении "Известий"). Поводом для обращения стало фактическое сворачивание военно-технического сотрудничества между двумя странами: в конце апреля вице-премьер Украины Виталий Ярема заявил, что принято решение о прекращении поставок оружия и военной техники в РФ и Киев намерен перепрофилировать украинские предприятия ВПК на внутренний рынок. После чего на заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству президент России Владимир Путин предостерег, что возможный разрыв кооперационных связей с Россией в этой сфере может стать критичным в первую очередь для оборонной промышленности Украины.

— Две трети ее предприятий-смежников находятся в нашей стране, в России. И мы с вами прекрасно понимаем, что возможный разрыв кооперационных связей может стать критическим для оборонно-промышленного комплекса Украины, для людей, занятных в этой отрасли, и для их семей, — заявил президент.

В своем запросе Оксана Дмитриева просит господина Рогозина оценить, во сколько обойдется импортозамещение продукции украинских ВПК для российского бюджета. По мнению депутатов, целесообразнее было бы предложить Украине погасить долги за газ долями в их предприятиях. По оценке "Газпрома", общая задолженность Киева за поставленный газ на конец апреля достигла $18,5 млрд.

— Такая схема была бы выгодна всем сторонам: и Украине, и России, и Европейскому союзу, — говорит Дмитриева. — Для России это гарантия производства и поставок, при экономии средств бюджета, а для Украины это не просто погашение долга — в таких условиях можно будет вести переговоры о скидке на дальнейшие поставки. Кроме того, для Украины это гарантированная занятость, объем производства, налоговые поступления. Выгодно это и ЕС — будет полностью решена проблема с транзитом газа. 

Дополнительным плюсом, по словам Дмитриевой, является и то, что предприятия украинского ВПК в основном имеют государственный статус.

— Такой статус упрощает возможную передачу предприятий в собственность России, — говорит она. — Ведь не нужно организовать собрания акционеров и соблюдать другие корпоративные процедуры, достаточно решения правительства Украины. Главное — грамотно провести оценку этих предприятий.

С Дмитриевой согласен и глава комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев.

— Это вполне логично, Украина вполне могла бы расплатиться по долгам по газу долями в своих предприятиях, — считает он. — Хотя без третьей стороны — например, Европейского союза — договорится будет непросто. Но если договоренность будет достигнута, Европейский союз мог бы стать гарантом выполнения этих соглашений.

Получить мнение господина Рогозина о предложении депутатов не удалось — мобильный телефон его пресс-секретаря Никиты Анисимова был отключен. Но источники в окружении вице-премьера сообщили "Известиям", что предложение "интересное" и решение по нему будет принято в ближайшее время.

Впрочем, по мнению экспертов, не все предприятия украинского ВПК представляют интерес для России. По словам президента Института стратегических оценок Александра Коновалова, в первую очередь, для российского ВПК интересны производители двигателей для вертолетов и боевых кораблей.

Один из лучших в мире заводов по производству вертолетных двигателей "Мотор Сич" находится в Запорожье — двигатели лучшие по эффективности и надежности, — перечисляет он. — Судоверфь в Николаеве — единственное предприятие в СССР, которое могло строить тяжелые авианесущие крейсеры. Сейчас поставляются судовые двигатели для нашего флота, Южный машиностроительный завод занимается разработкой тяжелых ракет, там содержались и строились ракеты "Сатана" (РС-20 "Воевода". — "Известий"). У нас ракеты остаются на боевом дежурстве, но их обслуживают специалисты завода — только они имеют документацию и навыки для оценки безопасности их дальнейшего использования. Также с фирмой Антонова у нас осталось несколько незаконченных проектов по разработке самолетов.

Но и для Украины, по его мнению, предложение может быть интересно только в ближайшее время — впоследствии могут найтись и другие покупатели.

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин предостерегает, что если соглашение будет достигнуто, проблемы могут возникнуть на уровне местных властей.

— Все прошлые попытки что-то купить из украинского ВПК наталкивались на проблемы с местным руководством — все инвестиции в машиностроение заканчивались отъемом, — отмечает он. — После предыдущей "оранжевой революции" многие российские предприятия потеряли свои активы. Решением любого районного суда могут отобрать предприятие. Если на Украине у вас нет собственного сильного политического влияния, собственность будет мгновенно потеряна.


Читайте далее: http://izvestia.ru/news/570177#ixzz30R42RPke

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров