Чем живет Польша: забытый День Победы и работа до смерти

11 мая 2014, 15:29, ИА Амител

В течение последних более двадцати лет официальная Варшава при активной поддержке "политкорректных" средств массовой информации последовательно стремится к искоренению Дня Победы из общественного сознания поляков.

День Победы - не для Польши

Неудивительно, что в сегодняшней Польше и в реальном окружении, и в информационном пространстве День Победы практически незаметен. Сознательно проводимый процесс "забвения" этой страницы истории, связанной с победой над фашистской Германией, главную роль в которой сыграл Советский Союз, привел к - казалось бы - невероятным парадоксам. Многие представители молодого поколения Польши, которая в последней мировой войне понесла рекордно высокие человеческие потери по отношению к числу ее тогдашнего населения и которая рекордно долго находилась под зверской гитлеровской оккупацией, не знают, например, что польские флаги висели над побежденным Берлином вместе с флагами СССР.

Политики всех мастей, независимо от симпатий и антипатий к России, когда оказывались у власти, последовательно игнорировали эту дату. Этот процесс "забвения" начался в начале 90-х годов, когда, стараясь подчеркнуть свою "прозападность" и отход от традиций "восточного соседа", польские власти перенесли празднование Дня Победы с "восточного" 9 мая на "западное" 8 мая. Но сегодня исторический парадокс таков: Польша не празднует Победы ни по-западному восьмого, ни по-восточному девятого мая.

В этом году 8 мая в главный выпуск новостей общественного телевидения "прорвалась" информация о праздновании Дня Победы во Франции, но причина этого "прорыва" была очень характерна. Польскому корреспонденту удалось задать вопрос президенту Франции Франсуа Олланду, не считает ли он приглашение президента Владимира Путина на торжества по случаю 70-летия высадки союзников в Нормандии неуместным из-за присоединения Крыма к России и ситуации на Украине. Президент Франции, который производил впечатление удивленного такой постановкой вопроса, ответил, что Франция помнит миллионы русских солдат, которые отдали свои жизни за победу над фашизмом, и такое торжество не может обойтись без главы российского государства.

В свою очередь 9 мая польские СМИ преподносят сообщения о годовщине победы над фашизмом в таком духе: Россия празднует свой День Победы. В этом году они особо подчеркивали, что после парада в Москве российский президент отправился на торжества в "захваченном" Крыму.

Видение истории, в котором в Польше нет места для Дня Победы, на этой неделе повторил, в частности, Иоахим Брудзиньский, близкий соратник лидера главной оппозиционной партии "Право и справедливость" Ярослава Качиньского. По его словам, "8 и 9 мая - это не те дни, когда поляки должны праздновать День Победы. Эти дни не были началом настоящей свободы Польши. Европа победила коалицию фашистских государств и нацистскую Германию, но во время конференций в Ялте и Потсдаме Польша была продана ее западными союзниками".

Война с памятником

Такое видение истории имеет свои практические последствия. Неделю тому назад, в ночь с субботы на воскресенье, в городке Пененжно неподалеку от Калининградской области, был осквернен памятник генералу Ивану Черняховскому, который там погиб. Причем сделано это было накануне приезда большой группы мотоциклистов из России, которые ежегодно посещают как российские, так и польские места памяти (в прошлом году в такой поездке приняло участие около 300 мотоциклистов). В этом году планировал с ними приехать губернатор Калининградской области Николай Цуканов.

Власти городка приняли постановление о ликвидации памятника генералу, но во время консультаций на межгосударственном уровне (что предусмотрено соответствующим договором) российская сторона не выразила на это своего согласия. Мэр городка предупреждает: "Если этот вопрос не будет решен, жители сами наведут порядок: например, вышлют этот обелиск в Москву".

Хуже, когда представитель руководства польского Института национальной памяти (учреждения, финансируемого из госбюджета и призванного, в частности, пропагандировать интерес к истории) Адам Сивек, аргументируя ликвидацию памятника и сравнивая двух "оккупантов", на страницах печати задает вопрос: "А может быть мы должны поставить памятник генералу фон Фритшу, который погиб на подходе к Варшаве в 1939 году?".

Де-факто война

С одной стороны польские политические круги активно "забывают" итоги Второй мировой войны, с другой - с не меньшим энтузиазмом уже несколько месяцев нагнетают обстановку вокруг ситуации на Украине. Если верить их словам, можно прийти к убеждению, что вот-вот разгорится очередная мировая война.

После трагедии в Одессе премьер-министр Дональд Туск без оговорок говорил о том, что война уже продолжается: "Может быть, это война несколько иного типа, это война без ее объявления. Но в действительности мы имеем дело с де-факто войной. Совершенно ясно, что последние действия международного сообщества результатов не приносят".

- Есть ли еще место для дипломатических инициатив? Мы все более теряем надежду, потому что когда число жертв исчисляется десятками, когда в ход идет оружие, когда сбивают вертолеты, когда стреляют ракетами, и все это делают так называемые "сепаратисты", то все мы видим, что имеем дело с вооруженной конфронтацией, организованной не демонстрантами, а государством, в данном случае Россией - продолжал польский премьер.

- Если нет места для дипломатических действий, то совершенно ясно, что самое важное - это политическая мобилизация Евросоюза, США и Канады, которая должна сводиться к противодействию нашего политического сообщества Евросоюза и НАТО эскалации ситуации - таким образом, чтобы наши границы были безопасны - подытожил Туск.

"Россия выиграть не может"

С подобным острым заявлением выступил в четверг, 8 мая, в Сейме министр иностранных дел Радослав Сикорский в своем докладе, посвященном главным направлениям польской внешней политики в 2014 году: "Действия России на Украине вынуждают шире посмотреть не только на российскую внешнюю политику, но, прежде всего, на управляемую ей идеологию. В год, в который мы отмечаем 100-летие начала Первой мировой войны, Москва бросает вызов и идет именно к идеологической конфронтации. Добавлю: к конфронтации, в которой Россия выиграть не может. Вместо демократизации и модернизации Россия входит в очередной поворот своей запутанной истории".

- То, что происходило в Крыму, было войной, хотя странной. Мало было выстрелов и взрывов (их практически не было - ред.), а российские солдаты не носили знаков отличия на мундирах. Однако господствовала атмосфера страха и принуждения - отметил Сикорский.

- России, которая ведет себя так, как на Украине, мы ответим соответствующим образом вместе со всем Западом - подчеркнул министр.

Конечно, польские правительственные круги не хотят вслушиваться в голоса экспертов, которые часто очень реально оценивают возможности дипломатии страны.

- То, что может сделать Польша, ограничивается скорее нашей слабой позицией в Евросоюзе. Мы не являемся значимым игроком, кроме того, даже в самой Польше нет общего мнения по поводу того, как рассматривать события на Украине. Появляются голоса, что помощь Украине не отвечает интересам Польши, или - что удивительно - голоса понимания действий российской стороны - отмечает Анджей Гиль из Института Центральной и Восточной Европы в Люблине.

На этой неделе министр иностранных дел Радослав Сикорский объявил также о решении вручить Награду Солидарности Мустафе Джемилеву, одному из лидеров крымских татар, который выступил против присоединения Крыма к России. Он будет первым лауреатом этой награды, которую вручит президент Бронислав Коморовский 3 июня этого года, во время торжеств по случаю 25-летия выборов 1989 года в Польше, ставших началом процесса трансформации в стране. Награда - это премия в сумме 1 млн евро!

- Трудно найти лучшего кандидата. Биографии борца за демократию, борца против советского тоталитаризма этого почти легендарного лидера крымских татар и советского диссидента хватило бы на несколько человек - восхищались некоторые польские журналисты.

"Враг будет разгромлен"

С большими почестями на этой неделе в Варшаве был принят генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен: встретился он и с министром иностранных дел Радославом Сикорским, и с министром национальной обороны Томашом Семоняком, и с премьером Дональдом Туском, и с президентом Брониславом Коморовским.

После встречи с гостем польский президент сказал, что он хотел бы увеличения военных расходов до уровня 2% ВВП (сейчас 1,95%). - Тогда мы могли бы быть не только хорошим примером для других, но также мы могли бы рассчитывать на реальный рост наших вооруженных сил, что необходимо в настоящей ситуации - подчеркнул президент.

В свою очередь Расмуссен пытался успокоить польских политиков в том, что Польше как члену НАТО никакая опасность извне не грозит: "Если кто-нибудь попытается проверить солидарность союзников, он будет разгромлен".

Несмотря на такие заверения, польские власти стремятся к размещению на территории страны двух бригад НАТО. Причем, как отметил польский премьер после встречи с гостем, Польша готова нести расходы, связанные с ростом военного присутствия НАТО в стране.

Работа до смерти

При всех важных международных и внутриполитических делах для каждого поляка на этой неделе, несомненно, самым важным было решение Конституционного суда страны по вопросу о том, соответствовало ли Конституции повышение пенсионного возраста, проведенное правительством Туска в мае 2012 года.

Для мужчин этот возраст возрос с 65 до 67 лет, а особенно болезненно закон ударил по женщинам: для них пенсионный возраст был повышен на 7 лет - с 60 до 67 лет. Тогда не помогли массовые демонстрации и протесты, правительство не согласилось провести референдум по этому вопросу. Конституционный суд был последней надеждой на отмену закона. Жалобы внесли два главных профсоюза и ведущая оппозиционная партия "Право и справедливость".

Однако для поляков решение Конституционного суда оказалось неутешительным: он подтвердил, что закон о повышении пенсионного возраста не противоречит Конституции... - Это решение под заказ. Правительство крайне жестоко ввело этот закон, а если уж ввело, то Конституционный суд его утвердил - прокомментировала это решение профессор Юзефа Хрынкевич, которая представляла перед судом позицию "Права и справедливости".

- Законодательный приказ, чтобы люди в Польше работали до смерти - это скандал. Место этого закона в мусорном ящике - повторяли оппозиционные политики и профсоюзные лидеры, а "Право и справедливость" подтвердило, что как только придет к власти, вернет "старый" пенсионный возраст.

+++

Александр Шторм специально для ИА REGNUM из Варшавы

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров