Призывая бойкотировать продукты, бензин и банки РФ, украинские «патриоты» делают свой маленький гешефт

Русское не брать!

12 мая 2014, 11:58, ИА Амител

"Российское убивает! Не финансируй оккупанта!" - с такими лозунгами украинские капиталисты под прикрытием "независимых" общественных организаций пытаются организовать бойкот товаров, компаний и банков с российским происхождением. Главный акцент в кампании по бойкоту делается на российские продукты питания, одежду и обувь, а также бензин. Бойкот российских банков пока не так успешен, и его пытаются "раскачать" с помощью повреждений банкоматов и отделений, которые исполнители заливают красной краской, имитирующей кровь. Или, как во Львове, наклеивают на помещения отделений Сбербанка России листовки с текстом вроде "Банк оккупанта. Никаких сбережений врагу!" Организаторы распространяют списки товаров и фирм, уличенных в "российском происхождении", "разгоняя" их через социальные сети.

Бойкот с двойным дном

В список своих побед сторонники бойкота записывают и отмену концертов российских исполнителей. Хотя из-за нестабильной ситуации и массовых беспорядков на Украине вовсю отменяют гастроли и западные музыканты. К примеру, концерт Эл Ди Меолы сначала был перенесён с 27 марта на 11 июня, а затем и вовсе на 14 ноября. А ведь его при всем желании нельзя назвать российским гитаристом. Свой концерт 13 апреля в Киеве отменила и немецкая группа In Extremo. 18 апреля в Харькове не состоялось выступление Томаса Андерса (Германия). В том же Харькове 23 апреля был аннулирован концерт группы Yanni (Греция). Список можно продолжать.

Объявленный бойкот российских продуктов успешен на Западе Украины, где, к примеру, маленькие магазинчики полностью отказались от продукции из РФ. А вот чем дальше в центр и на восток, тем бойкотировать сложнее. И тому есть пояснение. Возьмем бойкот российских АЗС. Понятно, что "безлошадные" потребители могут бойкотировать хоть все сети АЗС вместе взятые, а вот автовладельцы при заправке ориентируются на соотношение цена / качество бензина. И здесь, как ни призывай к бойкоту заправок ТНК и "Лукойл", а в выигрыше будут те, кто предлагает более дешевый бензин, независимо от страны происхождения.

Бойкот российских банков? На Украине действуют такие принадлежащие российским собственникам банки как "Проминвестбанк" (седьмое место в рейтинге крупнейших банков по версии Национального банка Украины), Сбербанк России (№8), "Альфа-Банк" (№11), ВТБ-Банк (№13), "Русский стандарт" (№57), БМ Банк (№65), VS Bank (№75), "Петрокоммерц" (№103), "Траст" (№136). Зафиксированы десятки только официальных случаев, когда неизвестные обливали краской или другим способом портили банкоматы "дочек" российских банков. А вот призывы бойкотировать звучат слабее, чем в отношении российских товаров. И вот почему. Финансово-экономическая ситуация сейчас настолько нестабильная, что крах одного крупного банка – это риск "эффекта домино" для всей банковской сферы. Опять-таки, собственники тысячами увольняют наемных работников, растет безработица, курс доллара прыгнул вверх на 30 %, а значит, основная масса украинцев стремительно беднеет прямо на глазах. И в такой ситуации, когда миллионы людей вновь, как в 90-е, оказываются на грани выживания, правила выбора диктуют экономические потребности. Когда у человека в кармане денег только на молоко и хлеб, он будет выбирать те продукты, которые дешевле и качественнее, а не пытаться прокормить семью псевдополитическими лозунгами. И здесь для обычного украинца на первый план выходят такие критерии, как процентная ставка, условия потребительского кредитования и стоимость других банковских услуг, а совсем не государственная принадлежность банка.

Шкурные интересы

В общем, призывы призывами, а правила жизни все-таки диктует экономика. На самом деле, если очистить шелуху псевдопатриотических призывов, обнаружится, что в основе кампании по бойкоту товаров и услуг made in Russia лежат простые шкурные мотивы.

Конечно, кампания по бойкоту продвигается в Украине под патриотическими лозунгами. А вот в мировой коммерческой практике призывы к бойкоту конкретных торговых марок однозначно считается методом недобросовестной конкуренции. На Западе призывы к бойкоту как метод бизнес-борьбы применяются более ста лет. Об этом рассказывал еще Теодор Драйзер в романе "Титан".

На самом деле, попытка обвалить спрос на российские товары и "перекрыть кислород" компаниям и банкам – не первая попытка бойкота, а как минимум вторая. Первая кампания стартовала в конце лета – начале осени 2013 года как ответный ход на введенные Россией ограничения для украинского экспорта. Сегодня же Украине второй раз навязываются манипулятивные критерии для оценки товаров. С точки зрения здоровой потребительской практики, нормальные критерии – это качество и цена бензина, обуви, одежды, продуктов питания. По большому счету, если в шоколадке зашкаливает количество пальмового масла, то человеческой печени все равно, перерабатывает она российский "Бабаевский" или выпущенный под маркой "Рошен" (принадлежит народному депутату и кандидату в президенты Петру Порошенко).

Сегодня Украину трясет как в лихорадке, так как на тяжелую экономическую ситуацию накладываются политический кризис и вооруженный конфликт на Юго-Востоке. Понятно, что призывы к бойкоту российских товаров в такой ситуации только усугубляют экономические недуги. И в то же время, если разобраться, то попытки вытеснить продукцию из России с украинского рынка можно объяснить, руководствуясь все той же коммерческой логикой. Из-за падения курса гривны (с 8 гривен за доллар в феврале до 12, 30 по состоянию на 7 мая) и роста инфляции уровень потребления серьезно снижается. Снижается потребление – падают доходы производителей, поэтому в этой ситуации каждая гривна на счету.

Операция "ответный ход"

Увлекаясь призывами к бойкоту, следует учитывать и возможный feedback. Ведь на призывы к бойкоту российских товаров Россия может ответить бойкотом украинской продукции. И здесь уже вопрос, кто пострадает больше. По официальным данным Министерства экономики Украины, за январь-май 2013 года, общая сумма экспорта из Украины в Россию составила 8 миллиардов 503 миллиона 300 тысяч долларов США, где 2 миллиарда 58 миллионов 900 тысяч – это доля работ и услуг, а 6 миллиардов 444 миллионов 400 тысяч (или 75, 8 %) – сегмент поставленных товаров. В свою очередь, импорт из РФ – это 8 миллиардов 797 миллионов 500 тысяч долларов, где львиная доля (8 миллиардов 412 миллионов 600 тысяч или 95, 6 %) – это как раз товарная продукция.

И здесь крайне важно, что в списке украинского экспорта продукты питания занимают третью строчку сверху, составив за пять полноценных месяцев 2013 года 826 миллионов 500 тысяч долларов. Для сравнения, общая цена российских поставок продуктов в Украину – это лишь 300 миллионов 300 тысяч USD. Впрочем, на уровне Украины и 300 миллионов – это серьезные объемы. И украинские производители молока, колбас и бензина, закулисно направляя призывы к бойкоту, преследуют цель получить ситуативный, если не сказать сиюминутный, гешефт – вытеснить российских конкурентов и завладеть сегментом рынка размерами до 720 миллионов долларов в год. Кстати, и призывы бойкотировать АЗС ТНК и "Лукойл" – из той же оперы. Большая часть бензина на АЗС в Украине – это российский или белорусский, произведенный из российской нефти, хотя и продающийся под другими брендами. А вот доля нероссийского бензина на рынке практически полностью принадлежит фирмам губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского. А еще - компании "Укрнафта", которая уже многие годы "абсолютно случайно" контролируется людьми Коломойского и группы "Приват". Что еще неясно?

По классике жанра, в погоне за журавлем в небе, украинские бизнесмены готовы задушить и выбросить на помойку синицу в руках. Ведь, если говорить только о продуктовой нише, то Россия – главный покупатель украинских продуктов, начиная с мясных изделий, сыров, молока и заканчивая конфетами и шоколадками. А вот если расценивать последствия бойкота в более долгой временной перспективе, официальные цифры экспорта-импорта Россия-Украина свидетельствуют: российский бизнес переживет потерю продовольственного рынка Украины, а вот украинские производители ответного бойкота могут и не пережить. А возможная торговая война, стоит напомнить, будет развиваться в ситуации, когда Украина переживает падение спроса на все виды товаров и услуг, который по праву можно назвать кризисом потребления.

Да и вообще, всевозможные "финансовые флешмобы" во время революций и потрясений – изобретение ловких дельцов, желающих поживиться в мутной воде. Один из самых известных примеров последних лет - "банковский флеш-моб" во время волнений на площади Тахрир в Каире. Организаторы протестов призвали египтян массово забирать деньги из банков, а как только стартовал отток средств, курс египетского фунта к доллару резко рухнул в то время, как спрос на валюту США только за одну ночь вырос на 100 %. Как итог, простые египтяне остались на руках с деньгами, стремительно превращающимися в бумагу, а банкиры и организаторы схемы хорошо заработали. Так и теперь – с помощью бойкота кое-кто намеревается поправить свое материальное положение, а еще – завоевать новые ниши украинского рынка, вытеснив конкурентов.

Киев, СП.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров