Крупные компании чаще игнорируют дни рождения сотрудников

12 мая 2014, 14:55, ИА Амител

День рожденья, как известно, только раз в году, а потому о нем стараются не забыть и кадровики, и ближайшие коллеги. А что делают компании, в которых отмечать дни рождения сотрудников можно несколько раз на дню, и как сами сотрудники относятся к традиции отмечать свои дни рождения на работе, выяснил Исследовательский центр портала Superjob.

По данным опроса 1500 менеджеров по персоналу и других сотрудников кадровых служб, лишь менее трети работодателей (30%) никак не реагируют на знаменательные даты в жизни своих сотрудников. В 18% компаний принято отправить имениннику хотя бы поздравление или открытку по электронной почте. Чем организация или предприятие больше, тем чаще они поступают именно так (в маленьких фирмах – 9%, в самых крупных – 27%).

Щедрость компании обратно пропорциональна ее размеру. Треть работодателей (36%) покупают сотруднику букет цветов или какую-то ценную для него вещь. Этот способ чаще выбирают небольшие компании (45% в фирмах с численностью персонала менее 50 человек, 17% - там, где работает более 5 тысяч). В 29% компаний сотруднику на день рождения дарят некоторую сумму денег в конверте "от компании" (не путать с подарком от ближайших коллег в той же упаковке). В традициях 6% российских компаний — отпустить именинника с работы пораньше или дать лишний выходной. 4% дарят продукцию родного предприятия, предоставляют скидку или подарочную карту. Каждая двадцатая компания проявляет фантазию и выбирает иной вариант поздравления. Например, перечисляет на зарплатную карту некую сумму "от лица компании согласно внутреннему положению". Многое зависит и от должности: руководитель может рассчитывать на более серьезный презент, а рядовых сотрудников ждет букет, поздравление по почте или праздничный анонс на информационном стенде. Достаточно часто руководство компании объединяется с коллективом, где работает именинник, и вносит свою часть в конверт с деньгами или оплату подарка.

В некоторых компаниях принято каждый месяц за счет фирмы устраивать чаепитие с раздачей подарков для всех именинников сразу. Есть руководители, которые даже сами спрашивают, что лучше — выдать сотруднику деньги наличными или устроить застолье в кафе на неограниченную сумму. Но это скорее исключение. Компания, особенно большая, поздравляет не всегда и не всех, а особо ценные подарки и горячие поздравления стремится приурочить к юбилею сотрудника.

Однако коллеги обычно стараются друг друга поздравить, даже не рассчитывая на начальство. В ходе опроса 1600 экономически активных россиян лишь 16% сказали, что в их компании не принято делать подарки сослуживцам "от коллектива", а 4% затруднились ответить. 65% сотрудников российских компаний соблюдают эту традицию с удовольствием, еще 15% — просто следуют ей, хоть и не слишком одобряют.

Традиция праздников и подарков в рабочей обстановке нравится трём женщинам из четырех (75%) и более чем половине мужчин (56%). Молодежи эти традиции кажутся гораздо более приятными, чем старшему поколению (71% в группе респондентов до 24 лет, 61% — среди тех, кому больше сорока пяти). Мужчины, даже соблюдая общие правила, гораздо чаще женщин от этого не в восторге (18% против 12% у женщин).

Есть коллективы специфически мужские, есть женские, и именно этим объясняется разница в неписаных внутренних уставах и разница в ответах опрошенных разного пола. О том, что в их компании не принято дарить коллегам деньги или подарки от коллектива, в ходе опроса сказало вдвое больше мужчин, чем женщин (21% и 10% соответственно). Реже других респондентов рассказывали о такой традиции люди старше 45 лет. А число тех, кому коллективные презенты не по душе, оказалось максимальным в группе респондентов от 25 до 44 лет (16%).

Что приятно? "Осознать, что тебя не забывают"; "Дарить подарок хорошему человеку", соблюдать "хорошую традицию", поясняли опрошенные. Что людей раздражает? То, что в итоге на подарки коллегам приходится тратить весьма ощутимую сумму, хотя "есть такие, которым я бы не дарил вообще ничего", жаловались респонденты. Кому-то не нравится, что средства на подарок собирают добровольно-принудительно, другим кажется "абсурдом" то, что в итоге деньги "в течение года ходят по кругу". Неприятно и ощущать неравенство в среде коллег: на подарок уборщице люди скупятся, а для начальника демонстративно выкладывают крупную сумму. Возможно, поэтому в ряде компаний коллеги решили подобную традицию прекратить.

Зато сами именинники по-прежнему стараются накрыть для коллег прямо на рабочем месте праздничный стол. Так поступают 84% россиян. Лишь 12% сказали, что в их компании подобное не принято, 4% затруднились ответить. Праздник на работе в день рождения люди считают "дополнительной порцией позитива", хоть и отмечают, что порой эти застолья кажутся им "показухой" и "бесполезной тратой".

Правда, многие оговаривались, что ввели для этих случаев "сухой закон", ограничиваются самым скромным угощением или тортом. Хотя бы потому, что "финансовое положение у всех людей разное".

Быть празднику или не быть, в конечном счете зависит от атмосферы в коллективе: "Даже устраивали голосование. Большинству эта традиция нравится"; "Скоро прекратим, так как денег всем жалко", — мнения респондентов разделились.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 122
Время проведения: 22-27 января 2014 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 1500 респондентов

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров