Двоевластие в Абхазии завершилось отставкой президента

02 июня 2014, 11:06, ИА Амител

Александр Анкваб ушел, уступив требованиям оппозиции и парламента, но сможет принять участие в выборах главы государства, - об этом пишут Известия.

Двоевластие в Абхазии завершилось отставкой президента

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Раннее утро, пешеходный погранпереход "Псоу" между Россией и Абхазией. В очереди на паспортный контроль — две семейные пары с детьми и абхазские тетушки-посредницы, встречающие курортников еще на российской стороне и втридорога сдающие им комнаты в Гаграх.

— Не волнуйтесь, у нас все спокойно. Пошумят и разойдутся. Народ тут горячий, но брат на брата не пойдет, — объясняет одна из них немного напуганной абхазскими новостями матери семейства. — Да и вообще, бурлят в Сухуме. А там делать нечего.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Посредница, которую зовут Тина, сама не очень рада митингам в республиканской столице. Но и президентом Александром Анквабом она тоже недовольна.

— У нас пенсия — 500 рублей. А Россия дает миллиарды. И где они все? Я понимаю, что с президента и правительства надо спросить за эти миллиарды — где они и почему народ нищает, но не сейчас же, не в самом начале сезона, — жалуется она.

Нищенскую пенсию припоминают Анквабу даже люди, живущие явно не на 500 рублей в месяц. В сухумских кофейнях дамы в дорогих нарядах и их кавалеры, подъезжающие на новых иномарках, эмоционально обсуждают, сколько хлеба или молока можно купить на эту сумму. Поначалу может показаться, что именно пенсионный вопрос и вывел тысячи людей на демонстрацию к зданию правительства в Сухуме. Но проблема, конечно, гораздо сложнее.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

— Вот смотри, пустырь за пустырем, а ведь здесь можно и пастбища организовать, и овощи-фрукты сажать, но стоит все заброшенное, — таксист Харитон показывает на гектары поросшей бурьяном земли вдоль трассы, идущей от границы в Сухум. — Земля дорогая, у местных крестьян денег на нее нет, а чужим Анкваб запретил покупать. Типа сразу все скупят и местных не останется. Я вот здесь родился и вырос, но 16 лет в России прожил, прописка в Ростовской области. Значит, я чужой и купить даже сотку тут не могу.

Еще одна болевая точка — 60 тыс. обладателей двойного (абхазского и грузинского) гражданства, проживающих ныне в республике. Не секрет, что эти люди принимают участие в грузинских выборах, а часто еще и получают от Тбилиси пенсии и пособия.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Наиболее радикальные абхазы зовут их "пятой колонной", требуют немедленного суда над ними и привлечения Анкваба к ответственностьи за измену родине — он-де раздал врагам гражданство и все сопутствующие ему права, да еще и открыл сразу шесть КПП на границе с враждебной Грузией, тогда как на российско-абхазской границе действует только один пропускной пункт.

Есть и претензии к распределению правительственного заказа на строительство — самого доходного из видов бизнеса во все еще не отстроившейся после войны 1992–1993 годов республике.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

— Журналисты уже успели назвать наши митинги "абхазским майданом", но единственное, что нас связывает с киевскими событиями, — это недовольство коррумпированностью режима. На строительных подрядах миллионы получают родственники чиновников и лояльные депутаты. В такой маленькой республике, как наша, это не утаишь. Все знают об этом, — говорит Роин Агрба, работавший в аппарате первого абхазского президента Владислава Ардзинбы, а ныне представляющий оппозиционную Анквабу Партию экономического развития Абхазии.

С киевским майданом у сухумского протеста действительно мало общего. Вместо палаток, пылающих шин и баррикад — несколько сотен человек, прячущихся от жаркого солнца под пальмами у дома правительства, еще 27 мая занятого оппозицией.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Хотя уже воскресным утром не совсем ясно — кто же в республике оппозиция, а кто — действующая власть. Накануне вечером абхазские парламентарии собрались в количестве, необходимом для преодоления президентского вето, и проголосовали за отставку Анкваба и вотум недоверия правительству.

На этом же заседании депутаты назначили дату внеочередных выборов президента — они должны пройти 24 августа — и утвердили спикера парламента Валерия Бганбу временно исполняющим обязанности президента Абхазии.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Гулянья по поводу смены власти в Сухуме прошли почти незаметно: собравшиеся на площади не по-кавказски скупо обменивались поздравлениями и звонили родственникам сообщить о "победе народа". Единственным относительно революционным актом стало заимствование республиканского флага с флагштока у администрации президента, завернувшись в который местная молодежь позировала фотографам.

Валерий Бганба признался "Известиям", что незадолго до голосования созванивался с Анквабом и рассказал о готовящемся к рассмотрению вопросе об отставке последнего. Подробностей этого разговора Бганба разглашать не стал, заметив лишь, что Александр Анкваб не пытался отговорить его от проведения голосования.

Валерий Бганба

Валерий Бганба

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Вообще, временный президент старательно избегает оценочных характеристик работы Александра Анкваба, лишь однажды упомянув, что тот "сделал много хорошего для республики". И, естественно, ни о каком суде над ним, о котором часто говорят радикалы, и речи быть не может. Тем более по обвинению в измене родине.

— Это исключено. Раздача паспортов не носила никакого политического характера, жители Гали (город у границы с Грузией, центр Гальского района, большинство населения которого составляют этнические грузины. — "Известия") — это наши граждане, хотя многие из них являются в то же время и гражданами Грузии. Этот район мы не могли полностью контролировать какое-то время. Естественно, они получали гражданство Грузии. Там был перегиб. Но это не вина президента, а вина тех, кто непосредственно этим занимался. Мы никого оттуда гнать не собираемся, — сообщил Валерий Бганба "Известиям".

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Более того, подчеркнул временный президент, по переписи населения 1933 года, в Гальском районе проживали 33 тыс. абхазов, 5 тыс. мегрелов и 3 тыся. грузин. По его словам, в 1937 году большая часть местных абхазов была умышленно переписана властями в грузины.

— Они сегодня бывшие абхазы, наши братья, — заключил Бганба.

Однако для того, чтобы раз и навсегда положить конец разговорам о привлечении Анкваба к ответственности, парламент уже разработал проект закона об иммунитете лично для отставленного депутатами президента.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Сам Александр Анкваб с начала политического кризиса в Абхазии на публике не показывается, находясь на российской военной базе в Гудауте, где навестить его удалось лишь российским спецпредставителям — помощнику президента Владиславу Суркову и заместителю секретаря Совбеза Рашиду Нургалиеву. Они же, кстати, встречались и с оппонентами Анкваба, которые, по словам Валерия Бганбы, благодарны российским коллегам за обещание "не вмешиваться во внутренние дела Абхазии и готовность помочь в налаживании диалога между всеми политическими силами".

Леонид Лакербая

Леонид Лакербая

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

В ситуации отсутствия Анкваба в столице республики все официальные заявления от лица властей делает премьер-министр уже не признаваемого парламентом правительства Леонид Лакербая. В частности, именно ему несколько раз за последние дни пришлось опровергать информацию о добровольной отставке Александра Анкваба. Премьер неоднократно напоминал, что Анкваб продолжает исполнять обязанности главы республики и намерен в понедельник присутствовать на митинге своих сторонников в центре Сухума. Многодневное же его отсутствие в городе Лакербая объяснил опасностью для жизни.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

— У нас есть оперативные данные о двух группах, намеревавшихся устроить покушение на жизнь президента. Понятно, что в такой ситуации мы не можем рисковать, но сделаем все возможное, чтобы в понедельник он присутствовал на народном сходе, — пообещал премьер.

Валерий Бганба тоже обещал прийти на сход и выступить с одной сцены с Анквабом. Но делать это ни тому, ни другому уже не придется. Двоевластие в республике продержалось всего cутки. Вскоре после того как Лакербая в очередной раз опроверг добровольный уход в отставку Анкваба, уже смещенный парламентом президент через государственное информационное агентство выступил с обращением, в котором многословно обвинял оппозицию в связях с покушавшимися на него террористами, в желании занять министерские кресла и в грубом попрании конституции. 

А в завершение отметил, что уходит в отставку.

Впрочем, не исключено, что это еще не конец властной истории Анкваба. Его главный конкурент на прошлых выборах и один из лидеров оппозиции Рауль Хаджимба еще до заявления Александра Анкваба сообщил, что закон позволяет последнему выставить свою кандидатуру на президентских выборах. Сам Хаджимба при этом заявил, что свою кандидатуру выставлять не намерен. Однако за него это могут сделать партии и общественные движения, еще вчера бывшие в оппозиции. И их решению Хаджимба обещал подчиниться.

Нынешний же — временный — президент Валерий Бганба заверил "Известия", что не имеет никаких видов на первое кресло и не намерен принимать участия в президентской гонке. По его словам, главная задача временного главы республики — подготовить выборы для избрания уже постоянного президента.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

+++
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/571769#ixzz33RkOkc00

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров