Стартовавший 16 мая «Протон» упал из-за производственного дефекта

07 июня 2014, 07:47, ИА Амител

Александр Данилюк, глава комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя "Протон-М" 16 мая, должен сегодня, 7 июня, представить результаты расследования руководству Роскосмоса, пишут "Известия". 

— Члены комиссии — а их больше 20 человек — пришли к выводу, что причиной аварии стал производственный дефект в ходе сборки, который привел к разрушению узла подшипника турбонасосного агрегата, — рассказал "Известиям" Данилюк. — Эта версия окончательная, не думаю, что тут нам будет что добавить. 

Ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником связи "Экспресс АМ4R" стартовала с Байконура 16 мая. Третья ступень начала работу на 324-й секунде полета и должна была закончить на 583-й секунде. В реальности полет завершился на 546-й секунде; третья ступень не доработала 37 секунд. Телеметрия показала резкое падение давления в рулевом двигателе третьей ступени. Если считать выводы комиссии верными, то виноватых в производственном дефекте следует искать в Воронежском механическом заводе (ВМЗ), который является филиалом Центра Хруничева. Как объяснили "Известиям" в "Хруничеве", закупка, установка и испытания подшипника проводились на ВМЗ.

Источник в руководстве "Хруничева" считает выдвинутую комиссией версию несостоятельной:

— Версия с подшипником никак не ложится в те математические модели, которые сделаны. Но альтернативной версии у нас нет. Честно говоря, мы сами не понимаем, что произошло, однако и в Центре Хруничева, и в Конструкторском бюро химавтоматики, где разрабатывался двигатель, полагают, что версия о подшипнике здесь не подходит.

Данилюк говорит, что знаком с точкой зрения представителей "Хруничева", но она в данном случае не является наиболее значимой.

— Центр Хруничева в данном случае — сторона заинтересованная, поэтому в составе комиссии по расследованию причин аварии их представителей нет. Оценку производили независимые эксперты, и среди них особых разногласий не возникло, — резюмировал Данилюк. 

Производственный дефект — наиболее часто встречающаяся причина аварий "Протонов" в последние годы. Так как наибольшее количество неудач последних лет было вызвано нештатной работой разгонных блоков "Бриз", то чаще всех претензии адресовались к омскому ПО "Полет" — еще одному дочернему предприятию "Хруничева". В августе 2012 года, после очередной потери запущенных "Протоном" спутников, от занимаемой должности были освобождены заместитель гендиректора по качеству и сертификации "Полета" Владимир Приходькин, а также главный технолог, заместитель главного инженера по качеству "Полета" Сергей Анохин. Генеральному директору "Полета" Григорию Мураховскому тогда был объявлен выговор.

Нынешняя спешка Роскосмоса в выяснении причин аварии "Протона" вполне объяснима: ракета является основной как для реализации Федеральной космической программы, так и для коммерческих запусков, а до тех пор, пока причины аварии не будут установлены и локализованы на производстве, ни один "Протон" стартовать не сможет. Если работа комиссии затянется, то будет скомкана вся пусковая программа текущего года.

В то же время эксперты уверены: торопиться с выводами не стоит, лучше досконально выяснить все нюансы и причины аварии.  

— Я бы не торопился с запуском следующих ракет до полного и обстоятельного выяснения причин аварии 16 мая, — говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского. — Понятно же, что авария может повториться по той же невыявленной причине. В 1999 году была такая история: по одной и той же причине упали два "Протона". Тогда комиссия торопилась подписать заключение, чтобы как можно быстрее возобновить пусковую программу.



Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров