В этот день, 34 года назад, не стало Владимира Высоцкого
25 июля 2014, 08:48, ИА Амител
По этим песням, по всяким слухам и небылицам, вперемешку с какой-то достоверной информацией, создавались и из уст в уста передавались всякие псевдобиографии и псевдообразы поэта.
Высоцкий Владимир Семёнович (1938-1980) родился 25 января 19
38 в Москве.
Раннее
детство провел в московской коммунальной квартире. Два года жил с
матерью в эвакуации на Урале, в 1947-1949 с отцом-военнослужащим и его
второй женой жил в г.Эберсвальде (Германия), затем снова в Москве, в
Большом Каретном переулке. По окончании школы некоторое время учился в
Инженерно-строительном институте, но вскоре его оставил и поступил на
актерское отделение Школы-студии МХАТ, которую окончил в 1960.
Работал в Московском драматическом театре им.А.С. Пушкина, в 1964-1980 — актер Московского театра драмы и комедии на Таганке, где играл главные роли в спектаклях "Жизнь Галилея" и "Гамлет", участвовал в спектаклях "Добрый человек из Сезуана", "Антимиры", "Павшие и живые", "Послушайте!", "Пугачев", "Вишневый сад", "Преступление и наказание" и др. В нескольких спектаклях со сцены звучали песни Владимира Высоцкого.
Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под акустическую семиструнную "русскую" гитару. В 1961 написал первую песню "Татуировка", положившую начало своеобразному песенному циклу, тематически связанному с бытом криминальной среды, а стилистически — с поэтикой городского романса и "блатного" фольклора. Эти глубоко ироничные песни не сразу нашли адекватное восприятие: молва отождествляла Высоцкого с его персонажами, на протяжении всей жизни поэту приходилось опровергать различные легендарные версии его биографии. В первой половине 1960-х годов Владимир Высоцкий начал исполнять песни, аккомпанируя себе на гитаре, в дружеских компаниях, позднее — на публичных вечерах и концертах.
Благодаря магнитофонным записям круг слушателей Владимира Высоцкого стремительно расширялся, за короткое время он приобрел всенародную популярность и одновременно вызвал недовольство советских официальных кругов. В 1968 в прессе появляются инспирированные властями статьи, осуждающие песенное творчество Владимира Высоцкого. Многолетняя концертная работа Высоцкого постоянно сталкивается с внешними трудностями, широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию. Это обусловило глубокий драматизм судьбы Владимира Высоцкого как литератора, считавшего доминантой своего песенного творчества поэтические тексты, писавшего также и непесенные стихотворения, пробовавшего силы в прозе (неоконченный "Роман о девочках" (1977), и др.).
В 1975 Владимир Высоцкий со своей третьей женой, французской актрисой русского происхождения Мариной Влади, поселился в доме на Малой Грузинской улице. Во второй половине 1970-х годов часто бывал за рубежом, выступал с концертами во Франции, США, Канаде и др. странах. В 1979 принял участие в неподцензурном альманахе "Метрополь". До самого конца жизни продолжал активную концертную деятельность, выступая в разных городах. Последнее выступление состоялось 16 июля 1980 в Калининграде под Москвой, последний спектакль с его участием ("Гамлет") — 18 июля, за неделю до кончины.
К первой годовщине смерти Высоцкого в Театре на Таганке режиссер Ю.П. Любимов поставил спектакль "Владимир Высоцкий", запрещенный властями и разрешенный для показа только семь лет спустя. В 1981 был выпущен первый стихотворный сборник Высоцкого — "Нерв", однако большая часть его произведений и после кончины автора оставалась под негласным запретом. В 1987 Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР, согласно официальной формулировке — "за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен". С 1988 началась не ограниченная цензурными рамками публикация стихотворных и прозаических текстов Высоцкого, появились монографии и статьи о его творчестве, мемуарные книги. В Москве в 1989 создан Государственный культурный центр-музей Владимира Высоцкого.
Основные черты художественного мира Владимира Высоцкого
определились во второй половине 1960-х годов, когда сложились основные
тематические пласты его лирики (жизнь криминальной среды, война,
спортивный цикл, бытовая сатира, сказочные песни, аллегорические истории
о животных и др.), выявилась тяга автора к тематической
"энциклопедичности", к драматической конфликтности сюжетов, к
гиперболической разработке характеров. С самого начала Высоцкий тяготел к
семантической двуплановости художественного построения, считая
непременным условием полноценной песни наличие в ней "второго дна". Этот
подтекст в одних случаях обладал памфлетно-политической направленностью
("иноходец" как метафора инакомыслия, "Жираф большой — ему видней!" как
формула конформизма), в других — придавал сюжетам философическую
глубину и обобщенность ("Спасите наши души", "Горизонт", "Чужая колея"),
в третьих фиксировал равноправие взаимоисключающих точек зрения на
явление или проблему ("Песня про первые ряды", "Кто кончил жизнь
трагически, тот — истинный поэт…"). Способность к перевоплощению и
всепониманию обеспечила и убедит
ельность монологических исповедей поэта
("Я не люблю", "Мой черный человек в костюме сером…" и др.). Поэзия
Владимира Высоцкого отмечена жанровым разнообразием, творческим
остроумием, афористичностью. Многие выражения Высоцкого постоянно
цитируются в повседневной речи и в газетных заголовках, становясь
"крылатыми словами".
Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений.
Умер Владимир Семёнович Высоцкий в Москве 25 июля 1980.
Сообщений о смерти Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь два сообщения в "Вечерней Москве" о смерти и дате гражданской панихиды, некролог в газете "Советская культура" и, возможно, уже после похорон, статья памяти Высоцкого в "Советской России"). Над окошком театральной кассы было вывешено объявление: "Умер актёр Владимир Высоцкий". Ни один человек не сдал назад билет — каждый хранит его у себя как реликвию.
Утверждается, что Владимир Высоцкий страдал алкогольной зависимостью на протяжении многих лет; из тяжёлых состояний, когда отказывали почки и возникали проблемы с сердцем, врачи выводили актёра с помощью веществ наркотического ряда; и если не сами врачи таким образом "подсадили" Высоцкого на наркотики, то, во всяком случае, нечаянно подсказали способ "лечения" от алкоголизма: в конце 1970-х годов на смену алкоголю пришёл морфий, при этом дозы постоянно увеличивались. По словам Марины Влади попытки лечения не давали результатов, и, как утверждает В. Перевозчиков, в начале 1980 года Владимир Высоцкий был уже обречён: ему предсказывали скорую смерть либо от передозировки наркотиков, либо от "ломки" ( абстиненции). Ровно за год до смерти, в июле 1979 года, Владимир Высоцкий уже пережил клиническую смерть во время гастролей театра в Бухаре. В июле 1980 года, в связи с проведением в Москве Олимпийских игр, у актёра по словам всё того же Перевозчикова вновь возникли проблемы с приобретением наркотиков. Хотя о смерти от передозировки Высоцкого не писал никто.
Сейчас существуют десятки книг, в которых каждый пишущий старается донести свою правду, а иногда и неправду, о Высоцком. Согласия в том, как и о чем надо писать, нет, и не было даже среди родных и близких. Отметим только, что сам Высоцкий, утверждавший в своем творчестве "ни единой буквою не лгу", никогда не одобрил бы ретуширование и приукрашивание своей биографии.
Напомним, 14 сентября 2002 года в Барнауле был открыт памятник В.С. Высоцкому . Его автором является Николай Звонков, уже известный барнаульцам по скульптуре писателя Василия Шукшина.
В память о Владимире Семеновиче на amic-video.ru в течение дня будет размещена подборка песен. Также приглашает читателей разместить на данном ресурсе свои любимые песни. Сделать это несложно, - нужно лишь пройти простую регистрацию.
Опрос на ИА "Амител" :
Комментарии 0