Блогеры в законе: как интернет-площадки и авторы блогов отреагировали на обязательную регистрацию

30 июля 2014, 09:47, ИА Амител

С 1 августа вступят в силу поправки к закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другим законам, регулирующим обмен информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

В частности, поправки требуют от всех блогеров, чьи страницы посещают более трех тысяч читателей в сутки, регистрироваться в специальном реестре Роскомнадзора. От них, кроме того, требуется сообщать свои контактные данные и соблюдать практически все основные требования, относящиеся к средствам массовой информации. Например, отвечать за достоверность информации.

Регулятор объясняет

В Роскомнадзоре, который в основном отвечает за исполнение закона, "Ленте.ру" пояснили, что "не ставили себе целью организовать поголовную перепись всех популярных русскоязычных интернет-пользователей".

"Новация этого закона в том, что блогер впервые в юридической практике становится субъектом права", — рассказал замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов.

У популярных блогеров, по словам Ксензова, нет необходимости 1 августа прерывать отпуска или бросать важные дела, чтобы пройти процедуру регистрации своих персональных страниц. Обязанность предоставить свои данные для регистрации в реестре возникает у пользователя только после получения соответствующего уведомления Роскомнадзора.

"То есть, если вы в своем блоге публикуете фотографии котиков, выражаетесь исключительно культурно и не разглашаете государственную тайну, эта обязанность может не наступить вообще никогда — даже если у вас миллион уникальных посещений в сутки", — сообщил чиновник.

В случае получения уведомления блогеру необходимо в течение 10 дней опубликовать у себя на странице фамилию, имя, отчество и контактные данные для взаимодействия. После этого будет создана соответствующая запись в реестре. Можно зарегистрироваться и по собственной инициативе. Для этого пользователю нужно определить свою суточную посещаемость с помощью Openstat, "Яндекс.Метрики", "Рейтинга.Mail.ru" или другого счетчика и направить заявку на электронный адрес 97-fz_in@rkn.gov.ru.

Зарегистрированные авторы смогут разместить в своем блоге разработанный Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) знак "Я — блогер".

Блогеры не понимают

В настоящее время аудитория, попадающая под действие нового закона, с трудом поддается подсчету. Авторы, ежесуточно собирающие на своих страницах более трех тысяч уникальных посетителей, есть во всех соцсетях, а также они поддерживают собственные сайты. В общем, разбрелись по всему рунету. Новость, что их занесут в реестр, топовые блогеры восприняли с непониманием.

"Жаркие споры, которые возникли среди блогеров после принятия поправок, вызваны, в том числе, отсутствием коммуникации с Роскомнадзором", — прокомментировала "Ленте.ру" Софья Иванова, PR-директор холдинга Rambler&Co, развивающего кириллический сегмент LiveJournal. Именно для разъяснения действия закона в холдинге прошло мероприятие "Я — блогер" с участием представителей Роскомнадзора и РАЭК.

Основатель рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская, имеющая более 110 тысяч подписчиков своей страницы в Facebook , заявила на конференции "Я — блогер", что популярным интернет-авторам новый закон ничего не дает, они и так понимают свою ответственность перед аудиторией.

"Мы отвечаем своей репутацией. Есть внутренний кодекс", — отметила Владимирская. По ее словам, новый закон предусматривает для блогеров только ответственность, в то время как им нужна и защита. Например, они не застрахованы от ущерба в случае прерывания работы интернет-площадок.

Основатель сервиса LiveInternet Герман Клименко, аудитория которого в Facebook составляет около девяти тысяч читателей, так оценил закон: "Просто государство захотело поставить нас в стойло". По его мнению, это объясняется тем, что влияние отдельных блогеров сегодня больше, чем у СМИ.

Популярность блогеров на фоне нового закона вырастет еще больше, считает топовый автор "Живого журнала" Дмитрий Чернышев, известный как Митрич. Он уверен, что блогосфера — это в любом случае интереснее, чем телеканалы, которые не отличаются друг от друга.

В свою очередь, Ксензов на встрече с блогерами заявил, что уверен в скором появлении стимулирующих законов для блогосферы. Но и нынешний, по его мнению, не направлен против кого-то. Его суть в том, что "информация, которая имеет эффект массового поражения, не может распространяться без осознания ответственности".

Площадки выжидают

Ответственность за незарегистрировавшихся блогеров, согласно разъяснениям Роскомнадзора, будут нести интернет-площадки, которые обязаны предоставить данные для реестра в случае, если популярные авторы не сделают этого сами. Иначе интернет-компаниям будут грозить штрафы и, главное, операторы связи могут ограничить доступ к их ресурсам по указанию того же Роскомнадзора.

В крупнейших российских соцсетях — "ВКонтакте" и "Одноклассниках" — не стали комментировать тему закона о блогерах. В сообществе MDK соцсети "ВКонтакте", насчитывающем более пяти миллионов участников, заявили, что готовы выполнять требования закона о блогерах. В частности, там не опубликуют посты с нецензурной лексикой, которая до последнего времени была распространена в этом паблике.

"MDK уберет весь мат, мы следуем букве закона, хотя не понимаем целесообразности данного закона", — прокомментировал "Ленте.ру" основатель сообщества Роберто Панчвидзе (Енотов).

В Rambler&Co сообщили, что поводом для суждений о влиянии закона на жизнь блогосферы может стать только правоприменительная практика. "Практика и теория различаются. О том, как закон будет применяться, можно будет судить месяца через два", — прокомментировала Иванова.

Получается, что с 1 августа для блогеров-трехтысячников есть два пути. Первый — писать преимущественно про котиков и не касаться злободневных тем. Тогда на них госрегулятор не будет обращать внимания. Второй путь — при публикации резонансных заметок отвечать за их достоверность и отказаться от анонимности.

"Что касается анонимности, по-моему, все уже давно поняли, что никакой анонимности в интернете нет и при желании любого автора любой информации в сети можно найти достаточно быстро. Тому в последнее время появилось множество примеров", —прокомментировал заместитель директора Центра информационной безопасности компании "Инфосистемы Джет" Валентин Крохин.

Однако, по словам Крохина, дело не только в анонимности. Влиятельным авторам просто необходим юридический статус. Потому что раньше в России блогер как общественное явление был, но законами это явление никак не описывалось.

В итоге сегодня практически никто не берется точно предсказать, как новый закон повлияет на жизнь российской блогосферы. Все ждут, что из этого получится.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров