Как в первую мировую алтайский воин Францию защищал

Подробности сообщает "Вечерний Барнаул"

21 августа 2014, 14:22, ИА Амител

Судьба уроженца Алтайского края Дия Николаевича ПРОШУНИНА, воевавшего в годы Первой мировой войны в составе пехотной бригады Русского экспедиционного корпуса во Франции, очень необычна и трагична.

Это русский солдат, патриот своей Родины, раз и навсегда всем сердцем полюбивший Алтай. Родился в 1894 году в селе Смоленском Алтайско­го края, в семье переселен­цев из Смоленской губернии. В 1902 году семья переехала на постоянное место жительства в г. Бийск. Диша окончил реаль­ное училище, работал.

В августе 1914 года началась Первая мировая война, и Дий Николаевич был призван по мобилизации бийским воин­ским начальником на войну. Он сражался в составе русских войск на восточно-европей­ском театре военных действий. С самого начала войны француз­ские дипломаты использовали все средства, чтобы уговорить государя Николая Александро­вича направить русские войска на защиту Франции от немцев. В 1914 году царь не согласился на это, но в конце 1915-го все- таки началось формирование Русского экспедиционного кор­пуса для отправки во Францию.

Шатены и блондины

"Я знаю, что история меня осудит, – говорил тогдаш­ний главнокомандующий русской армией великий князь Николай Николаевич, – но войска надо послать, раз французы просят". Французы попросили до 300 000 наших штыков в об­мен на вооружение для рус­ской армии. Особое внимание Верховное главнокомандова­ние уделяло формированию 1-й бригады. Существовал строгий отбор: добровольное вступление в корпус, право­славие, грамотность и рост. 1-й полк состоял из шатенов с серыми глазами, 2-й – из блондинов с голубыми глаза­ми. Делалось это, видимо, для того, чтобы поразить Европу русскими красавцами. Дий Николаевич попал в 1-й полк. К этому времени он уже имел большой воинский опыт, был храбрым воином и надеж­ным товарищем в бою, имел царские награды. Обмунди­рование на к аждого солдата подгонялось в швейной ма­стерской. В каждом полку был свой духовой оркестр.

Начальником 1-й бригады был назначен георгиевский кавалер генерал-майор Нико­лай Лохвицкий, командиром 1-го особого полка – полков­ник Нечведов, 2-го – полков­ник Дьяконов. В январе 1916 года формирование особой бригады было окончено. И в конце января эшелоны с частями 1-й бригады по Транс­сибирской магистрали были переброшены в порт Даль­ний. В феврале бригада была погружена на французские корабли "Летушь-Тревиль" и "Гималайя". Путь во Францию через Индийский океан, Суэц­кий канал и Средиземное море длился 56 дней. Условия пе­реброски наших солдат были ужасными. Суда были пере­гружены, некоторые солдаты не выдерживали, начались болезни.

Букет в дуле винтовки

Но тем не менее в апреле 1916 года русское войско выса­дилось в Марселе. Их встречали представители российского посольства, французского во­енного ведомства, городские власти. Местное население с восторгом встречало русских воинов, о чем в то время писал военный агент России во Фран­ции полковник А.А. Игнатьев: "Перед нами открылась неза­бываемая картина. Со стороны старого порта вытягивалась яркая многоцветная лента. Это была русская пехота, покры­тая цветами. Впереди полка два солдата несли один гран­диозный букет цветов, перед каждым батальоном, каждой ротой тоже несли букеты, на груди у каждого офицера – бу­кетики из гвоздик, в дуле каж- дой винтовки тоже по два-три цветка. "О, эти русские навер­няка нас спасут", – слышались громкие возгласы французов". Особый фурор произвел медве­жонок, сопровождавший солдат. Мишка-сибиряк прошел всю войну на французском фронте и даже попал под газовую атаку немцев.

Первая бригада влилась в состав французской армии. Сюда же северным путем, через Ар­хангельск, прибыла 3-я бригада под командованием генерала В. Марушевского. И обе бригады были направлены в Шампань. В боях против немцев русские воины отличались храбростью и мужеством. В июле 1917 года бригада, в которой воевал Дий Николаевич, попала под газовую атаку немцев. Они использовали доведенную до газообразного состояния специальную жид­кость с резким запахом горчи­цы и чеснока – горчичный газ кожно-нарывного действия, позже он получил название иприт, так как был применен под бельгийским городом Ипр. 300 человек были отравлены, 22 из них – смертельно. Кстати, отравлены были не только рус­ские и французы, но и немцы, в том числе молодой Адольф Гитлер.

Легион чести

В тяжелом, бессознатель­ном состоянии воины были подобраны французами и отправлены на лечение в госпитали г. Бордо, Сен-Серван, Сен-Мадью. После лечения Дий Николаевич мог быть от­правлен в лагерь Курно или Ла-Куртин. Но в это время в России свершилась революция. Положение русских солдат во Франции стало невыносимым. Их разоружили и стали на­правлять на принудительные работы. Видимо, по состоя­нию здоровья Дий Николае­вич попал на работу в швей­ную мастерскую. Обзавелся семьей, у него родился сын. Однако имя русского солдата стало синонимом изменника. И сотни русских солдат стали просить об отправке на фронт, им разрешили сформировать Русский легион, названный позже Легионом чести, кото­рый отличался особой отвагой и мужеством в боях против немцев. Воевал ли мой дядя в этом легионе, мне не известно. Но Легион чести ценой соб­ственных жизней спас поло­жение Франции, не допустив продвижения немцев по шоссе Суасон - Париж. В этой битве сражались 150 русских воинов, в живых остались только 40.

На Родину

Долгим был его путь воз­вращения на родину. В январе 1919 года всех русских воинов собрали в деревне Плеер, где они оставались до подписа­ния Версальского договора. В июне 1919-го оставшиеся в живых 300 человек стали формировать списки, чтобы вернуться в Россию. В августе солдаты были направлены в Марсель и погружены на ко­рабль Поль-Лека. Всем были выданы солдатские книжки и продовольственные аттестаты. В октябре остатки Русского эк­спедиционного корпуса прибы­ли во Владивосток. Всех солдат хотели забрать в Белую армию, но Дию Николаевичу каким-то образом удалось уехать в Хар­бин, там он работал в швейной мастерской. Женился, родилась дочь Тоня. Дий Николаевич очень тосковал по Алтаю, своим родным. Тянуло на родину, да и здоровье было неважное, болели легкие, отравленные ядовитым газом. И только в 1923 году он с семьей вернулся на Алтай, в г. Бийск. Умер от рака легких в 1956 году, похо­ронен на Заречном кладбище г. Бийска…

Алла МЕЛЕШЕВА.

Фото из семейного архива и сети Интернет.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров