Отчего в алтайском озере Рица караси погибли?

22 августа 2014, 13:32, ИА Амител

Отчего в озере Рица караси погибли выясняла корреспондент "Каменских известий" Марина Литвиненко. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с подготовленной ею статьей.


Отчего погибли? С этого тревожного вопроса началась наша непридуманная история, на основе которой впору фельетон написать. Однако, как говорил классик, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Пытаясь помочь оставшейся в озере рыбе и людям, купающимся в запрещенном месте, наш корреспондент сам угодил в сети.

SOS!

—Мы вчера вечером гуляли с внуком по берегу Рицы, а там карась мертвый лентой лежит,—раздался в телефонной трубке взволнованный мужской голос.—Нужно срочно принимать меры! На берегу хоть и стоят запрещающие знаки, дети и взрослые все равно в воде купаются. Пусть специалисты пробы на анализ возьмут, а то мало ли что.

"Все-таки хорошо, что в Камне еще есть люди, неравнодушные к своему городу и землякам, другой бы, может, мимо прошел",—положив трубку, подумала я и тут же набрала номер телефона службы Роспотребнадзора. После непродолжительной беседы сотрудник вежливым тоном довел до моего сведения, что лаборатория просто так пробы воды на анализ не берет, да и за гибель рыбы тоже пусть другие волнуются: службы по надзору в сфере природопользования, например.

—Ну а я откуда знаю, что там с водой и с рыбой случилось?—удивила меня специалист департамента по охране окружающей среды Людмила Мишенина.—С такими вопросами вам в Роспотребнадзор надо обращаться.

"Рыба-карась, игра началась"

Считалка из детства подстать ситуации незамедлительно пришла в голову, когда я ощутила себя в роли мячика на футбольном поле. (Есть такая особенность в нашей работе, когда специалисты разных служб, не решаясь брать на себя ответственность за те или иные слова, начинают, попросту говоря, "отфутболивать" неугодного корреспондента.—Прим. автора).

—Лабораторией центра гигиены и эпидемиологии осуществляется регулярный мониторинг качества воды на озере Рица,—пояснила начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора Олеся Юрк.—Последний раз лабораторные исследования по микробиологическим, санитарно-химическим и паразитологическим показателям в данном водоеме проводились 30 июля этого года. На тот момент вода соответствовала нормам СанПиН.

А сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо взять пробу воды внепланово. Делается это платно и по заявлению потребителя. Но ведь озеро общее! Кто должен платить?

—Необходимо знать, для какого анализа пробу воды брать,—пояснили в лаборатории центра гигиены.—Сначала ветеринары должны выявить причину гибели рыбы.

Сотрудница ветеринарной станции попыталась войти в ситуацию, согласившись с тем, что необходимо действовать совместно. Но как?

—Для начала нужно, чтобы рыбу кто-то принес в лабораторию,—предположила она.

Недолго думая, мы отправились на Рицу. Около сотни мертвых карасей, действительно, плавали кверху брюхом в теплой воде, вялились на берегу (что удивительно, только с одной стороны озера). Вокруг кружились птицы, пикируя вниз и поднимая с поверхности дохлую рыбу. Рядом сидел с удочкой пожилой мужчина, которого, видимо, ничуть не смущала эта удручающая картина.

—Клюет?—спросила я.

—Мелочь одна,—тихо заметил рыбак и, подняв мертвого карася, швырнул его в кусты.—Вонь уже от воды идет от этой падали!

На другом берегу плескалась ребятня. Двое молодых людей, расположившись на пикник, брезгливо осматривали усыпанный мертвой рыбой берег:

—Что с водой случилось? Даже купаться расхотелось. Говорят, что здесь где-то слив есть—нечистоты из канализации в озеро идут. А может, ночью кто-то рыбу глушил?

Несвежий запах тут же заполнил салон автомобиля, пока мы везли карася на тарелочке в лабораторию ветстанции. Однако сдать его на анализ оказалось не так просто. Выяснилось, что без документов “труп” принять не могут.

—Где гарантия, что рыбу вы из озера выловили, а не на дороге подобрали?—возмутилась заведующая лабораторией Валентина Рыжкова.—Да и для ее вскрытия нужно соответствующее постановление.

"Закружилось, понеслось: одни не могут взять, другие не могут принять, третьи понятия не имеют, что с этим делать без справок, постановлений и распоряжений",—подумала я. Целый день ушел на пустые разговоры со службами, что в ответе за экологию города, безопасность и здоровье его жителей. Куда только ни предлагали обратиться специалисты, лишь бы самим не браться за это “тухлое” дело: и в полицию, и в МЧС. Все тщетно. Что делать? Махнуть рукой и не связываться! Но если газета не может в ситуации разобраться, как поступить простому обывателю, столкнувшемуся с безобразием?

—А вдруг это экологическая катастрофа!—сокрушалась заведующая ветлабораторией, все-таки приехав на озеро.—Где специалисты других служб? Вы понимаете, что не имею я права взять ваших карасей на анализ без документов!

"Бюрократия—страшная сила!",—в какой-то момент ощутив себя заложником ситуации, подумала я. Однако через некоторое время, видимо, осознав, что она тоже жительница города, Валентина Васильевна взяла ситуацию в свои руки, принявшись прямо на месте потрошить рыбьи туши, а потом сделала вывод:

—Скорее всего, карасей кто-то выбросил в воду.

Никто, конечно, этого не видел, но купающиеся неподалеку мальчишки предположили:

—Рыба не отравлена. Вчера она еще трепыхалась и мы набрали, сколько в пакет влезло, для кошек. Кошки пока еще живы.

“Уверен на 70%”

Точки над "i" расставил инспектор рыбнадзора Николай Рахманов, с которым нам удалось связаться лишь на следующий день. Осмотрев визуально оставшихся на берегу и в воде карасей, он вынес свой вердикт: рыба побывала в сетях. Возможно, от карасей просто решили избавиться за ненадобностью.

—Если бы мы обнаружили браконьеров с орудием лова на месте, выписали бы штраф от 2 до 5 тысяч рублей плюс каждый пойманный карась им обошелся бы в двадцать рублей,—пояснил инспектор.—В этом году в Каменском районе и возле Крутихи задержали двух браконьеров, ловивших на электроудочку рыбу мешками. Одних оштрафовали на 55 тысяч, на других завели уголовное дело, теперь суд решит, что с ними делать.

Вот и здесь, видно, хотели браконьеры, как лучше, а получилось, как всегда. Да что там сотня карасей! Могло быть и хуже. Благо, что не экологическая катастрофа, а простой человеческий фактор сыграл против людей, показав изъяны в их работе. У нас ведь пока петух не клюнет…

Так если все службы "ни при чем", куда обращаться человеку, обнаружившему источник возможной опасности для окружающих? Как поступить в конкретной ситуации? В администрации города посоветовали звонить в роспотребнадзор либо Росприроднадзор. Если что, попробуйте, только осторожно: чтобы, как мы, в сетях бюрократии не запутаться.

Фото Антонины ЗЕМЛЯНСКОЙ

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров