Наливай с верхом: Правительство продолжает «злоупотреблять» алкоголем

15 октября 2014, 08:00, ИА Амител

Государство берёт под контроль производство спирта в стране – к концу года холдинг Росспиртпром должен завершить сделку по приобретению крупных производителей этого товара. Таким образом, постепенно становится реальностью то, о чём давно говорили власти, – введение в РФ алкогольной монополии. Между тем главная проблема отрасли не решена – высокие акцизы на спиртное вынуждают граждан приобретать нелегальную продукцию. Даже с риском для жизни. 

Водка стремительно превращается в деликатес, недоступный большинству потребителей. С августа минимальная цена пол-литровой бутылки выросла до 220 рублей. Подорожание алкоголя не проходит бесследно ни для государства, ни для населения. Параллельно сокращению легального рынка водки и уменьшению собираемости акцизов увеличивается смертность среди любителей выпить: не желая или не имея возможности тратить деньги на дорогой продукт, они выбирают то, что дешевле, часто становясь жертвами суррогатов. Плачевная ситуация в отрасли и несколько резонансных трагедий, похоже, заставили власти обратить на происходящее внимание. Недаром правительство решило не угнетать индустрию новыми поборами и не повышать акцизы в 2015 и 2016 годах. К тому же намечаются серьёзные изменения в сфере производства спирта. Теперь до конца года принадлежащий государству Росспиртпром должен закрыть сделки по покупке размещённого в Кабардино-Балкарии предприятия "Риал" и восьми спиртзаводов, ранее контролировавшихся бизнесменом Валерием Яковлевым. Как считает директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз, уже в 2015 году холдинг будет владеть 65% российского рынка спирта. Вот только получится ли у законопослушных производителей отвоевать позиции у тех, кто работает вне правовых рамок?

Поилица или кормилица?


 Внимание государства к отрасли понятно: отечественный потребитель давно предпочитает "беленькую". По данным Росстата, 42% в структуре продаж алкоголя приходится на водку. Не поколебало её позиций и зафиксированное ведомством снижение продаж – минус 5,2% за первые полгода. Но это официальная оценка. К таким аналитики обычно относятся с известной долей скепсиса. Тем более что независимые статистики оценивают масштабы сокращения более пессимистично. Так, за прошлый год, когда легальные пол-литра стоили гораздо меньше нынешних значений, объём рынка водки упал на 18% в натуральном выражении (данные Nielsen). Сильнее всех пострадал Сибирский федеральный округ, где сегмент просел аж на 43%. Само собой, вместе с производством подакцизного товара уменьшается и налогооблагаемая база. Согласно ожиданиям наблюдателей, в текущем году государственная казна недосчитается шестой части алкогольных сборов. А это чуть менее 27 млрд рублей. Логика проста: чем сильнее фискальный гнёт и чем дороже продукция, тем слабее производитель и тем недоступнее его товар для потребителя. Отраслевой эксперт, автор скандально известных брендов "Белочка: Я пришла!" и "Выпь! (Buhalo*)" Олег Глазунов считает, что именно непродуманная акцизная политика серьёзно навредила индустрии: "За 2011–2012 годы Росалкогольрегулированием была проведена серьёзная работа по упорядочиванию и структурированию алкогольного рынка, однако вся эта работа оказалась нивелирована резким повышением акцизов в 2013–2014 годах". "В результате норма доходности нелегальных производителей резко увеличилась", – подчёркивает маркетолог.

Белая по-чёрному
 

Действительно, отечественные водочники оперируют в условиях, мало пригодных для жизни. По информации Вадима Дробиза, в настоящий момент 65% рынка – это нелегальная и поддельная продукция. В эти проценты входит и значительное количество суррогата, откровенно вредного для потребителя. Производители подтверждают данные наблюдателя. В частности, председатель НКО "Кузбасский алкогольный союз" Анастасия Танасюк называет такую же долю контрафакта, когда говорит о состоянии кемеровского рынка ликёро-водочных изделий. Но падение производства происходит и потому, что ретейлу, особенно мелкому, интереснее работать пусть с незаконной, зато доступной потребителю водкой. По замечанию Глазунова, "на сегодняшний день рынок, полностью контролируемый государственными инстанциями, – это крупные оптовики, работающие в правовом поле, и федеральные сети". Соответственно мелкая торговая инициатива государеву оку не видна. Аналитик находит проблему в "минимизации ценности розничной алкогольной лицензии". Как поясняет маркетолог, сегодня стало гораздо легче, а главное, дешевле торговать алкоголем вообще без лицензии, пользуясь благосклонностью местных контролирующих органов. И для решения данной проблемы необходима активная работа правоохранительных органов в координации с Росалкогольрегулированием. Сопредседатель Союза потребителей РФ Владимир Слепак и вовсе призывает ответственные структуры пересмотреть подход к рынку, который "фактически вышел из-под государственного контроля". "С одной стороны, постоянно издаются постановления, распоряжения… об усилении контроля за происходящим. С другой стороны, складывается ощущение, что никто не просчитывает последствия таких приказов. Зачем это всё делается, если увеличение минимальной цены на водку не пополняет бюджет государства?" – задаётся вопросом Слепак.

До гробовой доски
 

А пока растёт цена, растёт и количество погибших от "неправильной" водки. Занимательные цифры привёл главврач Саратовской областной психиатрической больницы имени Святой Софии Александр Паращенко: если в прошлом году смертность от алкоголя в регионе уменьшилась на 25%, то в этом году она снова начала расти. Медик объясняет изменение тенденции как тем, что "быстро наступило тепло, люди стали отдыхать", так и повышением цен на алкоголь. В Ишимском районе Тюменской области количество отравлений суррогатами выросло в три раза. Горькая ирония заключается в том, что в Ишиме работает один из самых заслуженных в отрасли ликеро-водочных заводов. В Республике Марий Эл случаи гибели от поддельного алкоголя также увеличились – за весь прошлый год было зафиксировано 108 смертей, за восемь месяцев года этого – уже 157.

Самым же громким за последнее время инцидентом на грустную тему стала мартовская трагедия в селе Красный Великан Забайкальского края. Тогда ядовитая спиртосодержащая жидкость "Олень", контрабандой доставленная из Китая, унесла 16 жизней. Всего пострадали 44 человека. "По результатам судебно-химической экспертизы, жидкость содержала 93% метилового спирта", – констатировали тогда правоохранители. В начале сентября супружеской чете, продававшей соседям отраву, было предъявлено обвинение. Красок этой истории добавляет то, что в апреле, когда об "Олене" сообщили СМИ всех уровней, в другом забайкальском селе – Усть-Иля – была задержана женщина, активно продававшая это пойло по 100 рублей за пол-литра – люди брали. Эксперты прогнозируют: в ближайшей перспективе государство "придёт на помощь легальным игрокам и ужесточит карательные меры по отношению к компаниям, работающим вне правового поля". "Дальнейшее падение алкогольного рынка скажется не только на доходной части бюджета, но и на здоровье потребителя", – предостерегает Олег Глазунов. Ну а пока "Олень" продолжает победное шествие по стране.

Справка

Кстати Свободное движение товаров по территории Таможенного Союза продолжает доставлять российским властям беспокойство. В настоящий момент они озабочены тем, что слишком много дешёвой водки пересекает границы РФ. Недавно глава отечественного Минфина Антон Силуанов выступил с предложением ограничить ввоз алкоголя для личных нужд из стран ТС. Как рассказал чиновник, водители фур, приезжающих в Россию из Казахстана, где водка существенно дешевле, постоянно заявляют, что "ввозят алкоголь для собственного потребления, хотя очевидно, что это для продажи". По мнению финансиста, 5 литров "для личных нужд" вполне достаточно. Тем временем Анонсированный евробюрократами запрет экспорта водки из России окажется в денежном выражении не так заметен для окружающих, как вероятное ограничение водочного импорта. Если война санкций распространится на алкогольный рынок, европейские производители пострадают в ней больше, чем российские. По данным на конец 2013 года, компании РФ поставили за рубеж 125 922 тонны напитка, что в стоимостном выражении составило 4,9 млн долларов. 
Основные страны – потребители нашей водки: Украина – 28 064 т Казахстан – 20 508 т Великобритания – 13 737 т Армения – 11 743 т 

В то же время, по итогам прошедшего года, в РФ было импортировано 81 121 тонна водки, или 138,232 млн долларов в стоимостном выражении. Большей частью с Украины (59 421 т), из Белоруссии (6281 т), Финляндии (6254 т), Швеции (2670 т).


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров