Татьяна Голикова рассказала, чем страшны санкции и куда уходят деньги из бюджета

19 октября 2014, 17:07, ИА Амител

В субботу, 18 октября, на телеканале ТВЦ в эфир вышла программа "Право знать!", героем которой стала председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова. Она рассказала о том, чем страшны санкции, куда уходят деньги из бюджета и чего ждать пенсионерам.

В программе также приняли участие первый заместитель генерального директора информационного агентства "ТАСС" Михаил Гусман, главный редактор "Российской газеты" Владислав Фронин, главный редактор "Финансовой газеты" Николай Вардуль, главред газеты "Комсомольская правда" Владимир Сунгоркин.

Предлагаем вашему вниманию самые интересные и важные заявления чиновницы.

ОБ ИНФЛЯЦИИ

- Прогноз социально-экономического развития, в котором одним из показателей является инфляция, является определяющим для формирования бюджета. В этом прогнозе правительство ожидает инфляцию по 2014 году 7,5%, но сегодняшняя ситуация, сегодняшний рост цен, в том числе на продовольственные товары, свидетельствуют о том, что вероятнее всего данный показатель будет превышен и достигнет уровня как минимум 8%.

Мы наблюдали в прошлом, и в этом году снижение темпов экономического роста. Кроме того, взаимные санкции, которые введены, способствуют росту цен на определенные группы товаров. Плавающий курс рубля, к которому мы переходим с 1 января 2015 года и ряд других обстоятельств в совокупности и дают этот результат.

О САНКЦИЯХ

Ни в коем случае нельзя замыкаться. Санкции касаются определенной группы стран, весь остальной внешний мир никаких санкций нам не предъявлял и мы ему обратных санкций не выставляли – с одной стороны.

С другой стороны – санкции такого рода подталкивают нас к тому, чтобы мы развивали внутреннюю экономику и направляли свои усилия на импортозамещение и на те сферы, которые нам необходимы не только в периоды санкций, но и в принципе для развития экономики, для развития инфраструктуры.

Когда мы давали заключение на прогноз социально-экономического развития, на его реалистичность, его обоснованность, достоверность, мы обратили внимание на то, что все говорят о том, что необходимы мероприятия по импортозамещению, но в этом прогнозе мы не увидели реального набора мер. И примеры, которые я приводила, базируются исключительно на данных российской статистики за 2013 год о недозагруженности сырьем мощностей по производству определенных видов продуктов.

О БЮДЖЕТЕ

Есть цифра – из бюджета в 15 триллионов рублей неэффективно и с нарушением законодательства по результатам проверок 2013 года использовано около 800 миллиардов, примерно 1/15 бюджета.

О ПАДЕНИИ ЦЕН НА НЕФТЬ

Для бюджета 2015 года угроз никаких нет. Бюджет 2015 года с учетом заложенных в нем страховочных механизмов будет исполнен. И наверное, что самое главное, все социальные обязательства с учетом индексаций этих обязательств в 2015 году по уровню инфляции будут обеспечены.

Некоторое время назад в структуре бюджета были образованы два фонда: резервный фонд и фонд национального благосостояния. Резервный фонд страхует от текущих рисков. В случае если дополнительные доходы или просто доходы не поступают, то можно взять деньги из резервного фонда.

А фонд национального благосостояния по законодательству рассчитан на страхование пенсионной системы от возможных рисков, ну и теперь предполагается, что из фонда национального благосостояния будет развиваться российская инфраструктура.

Фото с сайта www.kp.ru

О РЕЗЕРВНОМ ФОНДЕ

Если тратить деньги резервного фонда с учетом всех-всех возможных рисков, например, по падающей цене на нефть, по невозможности заимствований, по сохранению санкций, то я думаю, что мы это все истратим в течение лет двух.

Но так вот абсолютно говорить нельзя, потому что мы все равно собираем другие доходы, мы все равно нацеливаемся на реализацию конкретных мероприятий по импортозамещению, по развитию внутренней экономики, по развитию инфраструктуры, которая в свою очередь дают соответствующие источники дохода бюджетной системе. Но ситуация сохраняется - более 50% - это нефтегазовые доходы.

О НАЛОГАХ

От идеи ввести новые налоги с 2015 года правительство пока отказалось. В 2016 и 2017 годах тоже не предполагают каких-то налоговых новелл, которые приведут к повышению страховых взносов и соответствующих налогов. Мне представляется, что в условиях, когда мы находимся в такой экономической ситуации, введение таких налогов, как налог с продаж, например - это абсолютно вредное решение.

О ПЕНСИЯХ

У меня есть своя точка зрения по этому поводу. Когда в 2002 году вводили накопительную часть пенсии, предполагалось, что накопительная часть пенсии должна быть второй составляющей к государственной пенсии, чтобы более-менее обеспечить достойную старость.

В чем наша стратегия заключалась? Мы должны за счет имеющихся у нас ресурсов обеспечить достойную старость тем людям, которые заработали свой основной стаж в советское время. А те, которые на сегодняшний день являются молодыми людьми, которые способны оценивать ситуацию, которые способны уже осознанно принимать решения по вложению своих денег в негосударственные пенсионные фонды, в управляющие компании, они должны уже сделать. И надо такую возможность им предоставить. Но мне очевидно другое. Нельзя принимать решения по отмене накопительной части пенсии, не предложив ничего взамен.

Что касается 2015-года - я думаю, что был найден простой способ сбалансированности бюджета пенсионного фонда и попытка минимизации расходов федерального бюджета на то, чтобы направлять это в пенсионный фонд. И закрыли это деньгами от накопительной части пенсии, чтобы было можно меньше тратить денег федерального бюджета. Я очень надеюсь, что конец 2014 года, и 2015 будет использован для того, чтобы оценить необходимость и целесообразность такого решения.

Также Татьяна Голикова в ходе программы ответила на вопросы главного редактора "Комсомолки".

Владимир Сунгоркин, главный редактор газеты "Космомольская Правда": Год с небольшим Вы пришли в Счетную палату стали погружаться в увлекательный мир проверок. Какая история за этот год большего всего Вас впечатлила?

Татьяна Голикова: Такой конкретной истории я бы называть не стала. Я бы назвала следующее. При всей своей искушенности по работе в финансовой системе, пользуясь тем багажом знаний, который у меня за такое количество лет образовался, я все-таки была поражена тем объемом нарушений в общем смысле, которые на сегодняшний день мы имеем при использовании бюджетных средств. Неважно где: в федеральном бюджете, бюджете региона. Причем иногда эти нарушения могут быть даже не умыслом, это абсолютный и банальный непрофессионализм тех, кто занимается государственными финансами, тех, кто расходует деньги налогоплательщиков. И самое главное, что не наступает никакой ответственности за это. Это продолжается из года в год пока не пришла проверка. Вот, сейчас только узнали, а до этого за весь этот предыдущий период времени никто даже не озаботился, что это так происходило. Это положительных эмоций точно не добавляет, ужасно удручает и где взять человеческий ресурс, который бы с одной стороны профессионально бы во всем разбирался, с другой стороны не имел умысла заработать.

Владимир Сунгоркин, главный редактор газеты
Владимир Сунгоркин, главный редактор газеты "Космомольская Правда". Фото с сайта www.kp.ru

- Вы сказали, что примерно 800 млрд. рублей в бюджете – это, давайте деликатно назовем, нецелевые доходы.

- Нет. Не нецелевые. Средства, которые используются с нарушением разного законодательства. Нецелевые – это когда уже следует уголовная ответственность, там уже других вопросов нет.

- С вашей точки зрения, как руководителя Счетной Палаты, есть ли шанс остановить нарастание коррупционной составляющей в стране, надо ли это останавливать и есть ли некий резерв получения доходов стране в 2015, наверняка кризисном, году?

- Я думаю, ответ на ту часть вопроса о том, должны ли мы с этим бороться – конечно, должны. Я думаю, что он очевиден. А как с этим бороться – создано различное количество институтов, которые на это нацелены. Я могу говорить в данном случае только про себя, про свое взаимодействие с правоохранительными структурами, в том случае, если мы подобного рода нарушения выявляем. И, отвечая на вопрос – сколько это может дать потенциально доходов – это не доходы, это экономия в расходах. То, что мы могли бы не потратить на то, куда потратили, а могли бы, скажем, направить на здравоохранение или на жилищно-коммунальное хозяйство. Вот по моему тринадцатимесячному опыту работы в Счетной Палате могу сказать, что самыми непрозрачными сферами на сегодняшний день являются сферы бюджетных инвестиций различного рода, в различных формах и сферы распоряжения государственным имуществом. И если говорить о первой сфере, то там могла бы быть получена приличная экономия, а что касается государственного имущества, то соблюдение четких, прозрачных процедур по реализации, по использованию имущества, могло бы дать дополнительные доходы бюджета. В этом смысле наш функционал состоит в том, что мы выявляем: первое – пробелы в законодательстве, которые дают возможность так расходовать или недополучать доходы. Второе – выявлять конкретные нарушения. В случае если мы видим, что эти нарушения уже совсем вопиющие, то мы направляем в правоохранительные органы. У нас на сегодняшний день установлено взаимодействие со всеми. И с Генеральной прокуратурой, и со Следственным комитетом, и с ФСБ, и с МВД России. У нас есть специальные соглашения, по которым мы работаем, и, в случае выявления таких фактов, направляем все материалы, а дальше уже они рассматривают, есть ли необходимость уголовного преследования или такая необходимость отсутствует, и в обязательном порядке информируют нас.

Мы максимально пытаемся опрозрачить эту процедуру, мы максимально хотим донести до нашего общества в чем же состоит это нарушение. Дело в том, что эти темы очень специальные. Их очень трудно на простом языке доносить.

Источник: "КП"

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров