Андрей Максимов: Николаю Караченцову 70 лет? Сегодня? Караченцову??? Уже?

27 октября 2014, 12:48, ИА Амител

Николаю Караченцову 70 лет? Сегодня? Караченцову??? Уже? Сегодня, 27 октября, прославленному актеру театра и кино Николаю Караченцову исполнилось 70 лет.

Это один из самых популярных российских актеров. Зрители помнят его по десяткам фильмов, среди которых "Старший сын", "Собака на сене", "Белые росы", "Трест, который лопнул", "Человек с бульвара Капуцинов". На его счету много театральных работ, и прежде всего легендарный спектакль "Юнона и Авось".

28 февраля 2005 года с Караченцовым случилась беда: он попал в автомобильную аварию, получив тяжелейшую черепно-мозговую травму. С тех пор его жизнь началась заново.

Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с эссе писателя и телеведущего Андрея Максимова, посвященное этому достойному человеку.

Я подошел к зеркалу и посмотрел на свое седое изображение... А что, собственно говоря, времени еще-то и делать, как ни катиться? Вот оно и катится...

В эти юбилейные дни всем очень нравится размышлять о трагедии артиста, про которую все знают, но невероятно любят говорить и даже спорить. Про супругу. Про - "вернется ли на сцену"... Про злой рок...

Ради Бога - кому хочется. Мне это не интересно. Для меня Николай Петрович Караченцов не только один из самых-самых русских кино- и театральных артистов, но и один из самых ни на кого не похожих. Его театральная судьба - судьба классика российского театра.

Чтобы родился артист Караченцов, в театр имени Ленинского комсомола должен был прийти Захаров.

Захаров свою ленкомовскую труппу собирал: из Саратова приехал Янковский, из Маяковки пришел Леонов, из Сатиры - Пельтцер, ненадолго ушел вслед за Эфросом и вернулся Збруев, на студенческом показе приглянулся Абдулов...

Караченцов в театре уже был. Он играл в разных спектаклях, в том числе и у Эфроса, но "эфросовским" актером, в отличие, скажем, от Збруева, Караченцов не стал.

Марк Анатольевич тоже не сразу заметил свою будущую звезду. В первом спектакле Захарова на ленкомовской сцене - "Автоград XXI" главную роль играл Янковский, в ролях: Збруев, Проскурин, Гомиашвили (вскоре из театра ушедший), Скоробогатов... Неужели в этом музыкальном спектакле не нашлось места Караченцову? Почему же, нашлось! Он играл в хоре, попросту говоря - в массовке.

"Автоград" была абсолютно революционная для своего времени постановка. Уже хотя бы потому, что пьесу написал опальный Визбор, а на сцене - театра! - находились музыканты, которые в те годы назывались "вокально-инструментальный ансамбль". На сцене театра - ВИА! Эх, молодые, не понять вам нынче, какая эта была революция!

Но театроведы и историки театра подлинным началом "Ленкома" считают не этот спектакль, а следующий - знаменитый "Тиль" по пьесе Горина, с музыкой Гладкова и песнями Юлия Кима, который в ту пору, если не ошибаюсь, носил вынужденный псевдоним Михайлов.

В "Ленкоме" было, есть и, уверен, будет много знаменитых актеров. Но только Караченцов сыграл главную роль в ленкомовской "Чайке". И именно Караченцов, спустя десятилетия, придумал это слово - "Ленком".

Тиль являлся не просто символом свободы. Казалось очень важным, что символом свободы был ни какой-нибудь нездешний красавец, а такой же парень, как сидящие в зале. Обыкновенный и не обыкновенный одновременно. Безумный и прекрасный. Человек - одновременно - из вечности и из сегодняшнего дня. Такую роль можно либо провалить, либо сыграть гениально. Караченцов предпочел второе.

Сейчас эпоха безтилья. Бессилье безтилья, - сказал бы я. Сейчас на сцене "Ленкома" блистательные Антон Шагин в "Пер Гюнте" и Александр Балуев в "Небесных странниках" играют рефлексирующих, сомневающихся героев: Марк Захаров кожей чувствует время и потребность зрителей.

Караченцов начинал в эпоху Тиля: во время героев, "рвущихся из всех сухожилий". В рок-опере Рыбникова "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" они с Александром Абдуловым составили такой дуэт, что спектакль, игранный на стадионах, пробивал своей энергией зрителя самого последнего ряда.

Именно на музыкальных спектаклях Марка Захарова мы начинали понимать, что такое "музыкальная драматургия". И когда смотрели на Караченцова и Абдулова, впервые, может быть, задумывались, что поющий драматический артист - явление абсолютно уникальное.

А потом была "Юнона и Авось". Поставленный летом 1981 года спектакль Захарова, Вознесенского и Рыбникова с аншлагами идет до сих пор. Поразительно не только долголетие работы - о чем часто говорят. Но и то, что за тридцать лет в жанре "рок-оперы на драматической сцене" не было поставлено ничего, что могло бы встать рядом.

Этот спектакль видели все - не на сцене, так по телевизору: показывали десятки раз. Каждый раз, глядя на то, как играет Караченцов, мне казалось, что вот он сейчас отыграет и умрет. Потому что не в состоянии человек существовать в таком накале. У него должно разорваться сердце или мускулы - это ведь за пределами человеческих сил.

...Много лет назад в "Красной стреле" я встретил Николая Петровича - актер ехал в Питер на съемки. Он позвал меня в свое купе, и мы проговорили полночи. Я, конечно, не записал тот разговор, а из памяти он, в общем, выветрился.

Но я очень хорошо запомнил ту страсть, с какой Караченцов говорил об актерской профессии. Караченцов вообще говорит эмоционально, но о своей профессии - так, словно кому-то - может быть, Богу - доказывает серьезность актерства.

Еще он почему-то читал стихи. Чьи - не помню. Но помню это удивительное ощущение: стук колес, мелькание темноты за окном, и энергичный человек, вбивающий мне в голову поэтические строки. Он читал, конечно, не мне: на моем месте мог бы быть любой. Он просто выплескивал энергию, которая в нем не помещалась.

Захаров собрал в своем театре не просто хороших актеров - он собрал личностей, и продолжает это делать. Караченцов среди них, конечно, один из первых.

Театральные (как и кино) роли Караченцова еще ждут своего исследователя, хотя - как познать эту тайну, какой алгеброй поверить эту гармонию?

Николай Петрович Караченцов - эпоха русского театра и кино. Счастье, что можно сказать эти слова актеру при его жизни.

И дай Бог ему здоровья и сил!


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров