Самый древний Homo Sapiens, живший в Сибири 45 тыс. лет назад, промышлял рыбалкой: исследование

30 октября 2014, 15:48, ИА Амител

Homo Sapiens, живший 45 тыс. лет назад в Западной Сибири, чья бедренная кость была найдена в Омской области в 2008 году на берегу Иртыша, жил в суровых условиях, добывая себе пропитание охотой и рыбалкой, сообщил журналистам старший научный сотрудник Института геологии и минералогии СО РАН Ярослав Кузьмин.

"Скорее всего, этот человек существовал в эпоху относительного потепления - но в эту эпоху климат в Западной Сибири был холоднее, чем сегодня", - сказал он, добавив, что окружавший его ландшафт представлял собой лесотундру.

Кость принадлежала мужчине 30-40 лет, уточнил он.

Я.Кузьмин отметил, что благодаря анализу изотопов углерода и азота установлено, что "Усть-Ишимский индивид" включал в свой рацион рыбу и водоплавающую дичь.

"Это важно, потому что считалось, что рыбалкой в палеолите древние люди не занимались - бегали за мамонтами, носорогами, лошадьми", - сказал он.

Я.Кузьмин отметил, что достоверных находок костей современного человека с таким возрастом (45 тыс. лет) и так далеко на Севере (58 градусов северной широты) до этого случая не было - кости, обнаруженные в Румынии и Китае, как минимум, на 7 тыс. лет моложе.

При этом, уточнил он, в мире до сих пор было известно лишь две находки полного генома палеолитического человека - из археологического памятника Мальта близ города Усолье-Сибирское (Иркутская область), где найдены костный материал возрастом около 24 тыс. лет (он принадлежат ребенку), а также из детского погребения Анзик в штате Монтана (США).

Что касается собственно генома, рассказал ученый, усть-ишимец находится у основания (иными словами, является предком) гаплогруппы K(xLT), также обширно представленной в настоящее время и в Азии, и в Европе - от папуасов и китайцев до французов.

"Это и не азиат, и не европеец - это очень древний индивид", - сказал он.

По его мнению, присутствие в Сибири людей с такими характеристиками генома говорит нам: первичная миграция раннего современного человека из Африки через Левант в другие регионы Евразии не была ограничена только "южным маршрутом" - из Аравии по берегу Индийского океана в Юго-Восточную Азию и далее в Австралию.

"Можно твердо сказать, что уже 45 тыс. лет назад из Ливана через Спреднюю Азию, Иран, современный Афганистан и так далее, либо через Кавказ по Русской равнине перейдя через Урал древний человек очень рано проник на север", - сказал он.

Я.Кузьмин отметил, что доля генов, доставшихся "усть-ишимцу" от неандертальцев, сравнительно невелика - 2,3%, что не слишком отличается от современных людей - 1,5-2%, однако "неандертальские" генетические цепочки у него существенно длиннее.

"Можно оценить момент интербридинга (скрещивания - ИФ) человека современного типа и неандертальца в 50-60 тыс. лет назад", - сказал он.

Следов ДНК другого вида (или подвида) ранних людей "денисовского человека", от, живших в Сибири примерно в это же время на Алтае, у "усть-ишимца" не обнаружено.

Как сообщалось, результаты исследования генома древнего сибиряка, в котором принимали участие 28 ученых из 19 организаций мира, включая Россию, Китай, США, Канаду, Великобританию и Германию, опубликованы в авторитетнейшем научном журнале Nature в статье "Геномная последовательность 45 000-летнего человека из Западной Сибири".

В числе авторов публикации в Nature, отмечается в сообщении - омский краевед Николай Перистов, нашедший кость в 2008 году, и эксперт-криминалист, а также палеонтолог Алексей Бондарев, в 2010 году изучавший коллекцию Н.Перистова и заинтересовавшийся этой находкой.

Расшифровка ДНК "усть-ишимца" проводилась под руководством специалиста по ДНК древних людей Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка (Германия), расшифровавшего ранее геном "денисовского человека".

+++