Космодром без «Рокота»: Минобороны отказывается от ракет с украинской начинкой

14 ноября 2014, 15:19, ИА Амител

Глава "Роскосмоса" Олег Остапенко сообщил журналистам, что его ведомство договорилось с Минобороны отказаться в ближайшем будущем от использования ракеты-носителя лёгкого класса "Рокот".

Одна из причин заключается в том, что в этой конверсионной разработке используются экологически вредные компоненты топлива (гептил и азотный тетраоксид). Вторая мотивация имеет политическую подоплеку – на "Рокоте" установлена система управления, которая разработана харьковским НПО "Электроприбор". Сменщица "Рокота" - РКН "Ангара" - лишена такого "конструктивного недостатка", который может аукнуться в условиях, когда демарши Киева в отношении Москвы следуют один за другим. К одному из главных достоинств "Ангары" (во всех модификациях) следует отнести ее заявленное российское происхождение. Что особенно актуально в свете продвигаемой правительством программы импортозамещения в российском авиакосмическом комплексе.

Ракета-носитель легкого класса "Рокот" со стартовой массой более 100 тонн способна выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку до двух тонн. Носитель имеет три ступени: первые две являются ускорительными блоками ракеты РС-18, а третья — разгонный блок "Бриз-КМ", отмечает "Свободная пресса".

Три первых пробных запуска РКН "Рокот" были произведены в начале 1990-х годов из шахтной пусковой установки на космодроме "Байконур". Затем носитель "переехал" на российский космодром Плесецк. Откуда производились коммерческие запуски РКН "Рокот" в варианте 14А05 с переоборудованной площадки РН "Космос".

По состоянию на март 2011 года было произведено 15 пусков. Как по заказу российского Минобороны, так и иностранных партнеров (10 стартов в рамках совместного предприятия Eurockot).

Но вопросы остаются. "Ангара" - это пока "сырая" разработка, которая совсем недавно появилась на пусковых площадках РФ. В этой связи достаточно вспомнить, что широко разрекламированный дебют "Ангары" летом текущего года состоялся только со второй попытки. Из-за неисправности клапана дренажа бака жидкого кислорода ракета стартовала не 27 июня, как было запланировано, а несколько позже. И это не самый главный неприятный инцидент в череде неудач, которые преследуют нашу космонавтику.

РКН "Рокот" представляет конверсионную модификацию межконтинентальной баллистической ракеты РС-18Б, разработанной в ЦКБ машиностроения под руководством легендарного конструктора Владимира Челомея, напоминает действительный академический советник Академии инженерных наук РФ Юрий Зайцев.

– Система управления для этой ракеты производится харьковским НПО "Электроприбор". Она была установлена на МБР РС-18Б, находившихся на боевом дежурстве. В советское время эти ракеты имели более 5000 боевых блоков, т.е. свыше 75% от общего числа боевых блоков в группировке МБР СССР. По мере превышения гарантийных сроков эксплуатации их снимали с дежурства и переделывали в РКН гражданского назначения. По данным из открытых источников, сейчас их осталось около 70.

"СП": – Если не заниматься конверсией, списанные ракеты подлежат утилизации, то есть уничтожению?

– Разумеется. Но вместо этого с их помощью стали выводить полезные грузы (спутники) на орбиту. Это был самый оптимальный вариант.

"СП": – Какой тогда смысл отказываться от имеющихся в наличии носителей? Логичнее было бы использовать все оставшиеся ракеты для гражданских пусков.

– За "Ангарой" будущее, это более современная ракета. Главный плюс состоит в том, что она гораздо более экологически чистая (топливо на основе керосина, а в качестве окислителя используется жидкий кислород). "Ангару-1.2ПП" уже запускали с космодрома в Плесецке этим летом. А в Республике Корея наш носитель использовали в качестве первой ступени для своей ракеты "Наро". Первый из двух пусков, правда, оказался неудачным, но не из-за первой ступени. В любом случае, целесообразно не цепляться за старую разработку, а доводить до ума новую, налаживать серийное производство. К тому же надежность РКН "Рокот", которые представляют собой переработанные МБР, стоявшие много лет на боевом дежурстве в шахтах, отнюдь не повышается.

"СП": – "Ангара" тяжелого класса впервые стартует только в декабре этого года?

– По сути дела, это пять блоков "легкой" "Ангары", соединенных вместе, только и всего.

"СП": – Как будет выглядеть номенклатура российских носителей в будущем, на что планируется делать ставку?

– Основными "рабочими лошадками" будут "Ангара", "Протон", "Союз-2". Приоритет отдан "Ангаре", потому что ее, в отличие от "Протона", можно запускать с космодрома в Плесецке, где нет пусковой установки под "Протон". С помощью "Ангары" можно будет выводить на орбиту и аппараты Минобороны (на Дальнем Востоке тоже строится старт под нее).

После распада СССР российское руководство ставило задачу обеспечить РФ независимый доступ в космос. Однако до появления "Ангары" мы не могли обойтись без Байконура и наших казахстанских партнеров. Это представляло опасность. Сегодня у нас нормальные отношения с Казахстаном, а завтра - неизвестно. Особенно, если учитывать те многочисленные претензии, которые предъявляет нам Астана после каждой аварии. В таких случаях приходится либо выплачивать неустойку, либо отказываться от каких-то пусков.

"СП": – Есть ли подвижки со строительством космодрома "Восточный"?

– Насколько я знаю, в график мы не укладываемся. К счастью, у нас уже есть Плесецк, который нам нужен для запуска военных спутников.

"СП": – Помогут ли ракеты семейства "Ангара" укрепить российские позиции на международном пусковом рынке?

– Пока международные проекты "заточены" под "Протон", а там видно будет. Если "Ангара" себя хорошо зарекомендует, рокировку будет несложно сделать. Американцы все грозятся "отвязаться" от России в космосе, но недавно прошло сообщение, что самарские двигатели РД-180 они еще будут покупать как минимум семь лет.

Будучи "ремейком" боевых ракет "Рокот" трудно назвать самым совершенным носителем, считает академик Российской Академии Космонавтики имени К.Э. Циолковского Александр Железняков.

– Пришло время переходить на экологически более чистую "Ангару", что означает новый этап развития ракетостроения на более высоком уровне. Это главная мотивация, стремление обеспечить технологическую независимость от Украины – вторичная задача.

"СП": – Отказ от "Рокота" не связан с отказом украинских контрагентов с "Южмаша" выполнять свои обязательства по техобслуживанию конверсионной версии РС-18Б?

– У меня нет информации, что в этом плане сейчас происходит. Знаю только, что до середины текущего года все было нормально.

"СП": – Но позже Петр Порошенко подписал указ, запрещающий поставки в Россию товаров военного и двойного назначения…

– За исключением космической техники, которая применяется для использования космоса в мирных целях в рамках международных космических проектов.

"СП": – Минобороны выводило с помощью "Рокота" военные спутники.

– Не только. Эта ракета-носитель задействована в гражданских международных проектах. Все зависит от того, как толковать этот указ.

"СП": – В условиях перманентной турбулентности в российско-украинских отношениях за "правильным" толкованием дело не станет.

– Это, конечно, не может не беспокоить российскую сторону.

"СП": – Наше руководство декларирует готовность заняться импортозамещением в ракетно-космической отрасли. Что конкретно удалось добиться на этом направлении, и каковы перспективы заявленного процесса?

– Нашим уязвимым местом всегда была электронная компонентная база.

"СП": – В производстве "Ангары" действительно используются только российские комплектующие?

– Насколько мне известно, импортные комплектующие применяются и на этих носителях. Например, закупаем элементную базу в США. Но это не единственный поставщик, так что подстраховка на случай форс-мажора имеется. Планы полностью заместить зарубежные компоненты российскими пока остаются планами. Говорить, что "Ангара" полностью российская я бы не стал. Это было бы слишком смелое заявление.

"СП": – Кто кроме американцев изготавливает необходимую элементную базу? С кем можно будет наладить сотрудничество в случае бойкота нашей космической отрасли со стороны США?

– С тем же Китаем, с Южной Кореей и другими развитыми азиатскими странами. Что касается последствий санкций и сворачивания международного сотрудничества, я бы не смотрел на это с таким оптимизмом, как чиновники Роскосмоса. Нам говорят, что это подстегнет российских производителей, даст толчок для технологического прорыва. Но думаю, нам все же было бы проще работать, если бы международная обстановка не обострялась. А теперь придется учитывать негативные факторы.

Кстати говоря, я бы не стал обольщаться по поводу того, что Америка так уж сильно от нас зависит по ракетным двигателям. В целом, у нас есть неплохие наработки, но пора прекратить почивать на лаврах. Российская авиакосмическая промышленность должна резко прибавить, чтобы мы оставались во всех смыслах на высоте. Если же будем жить прошлым, проматывая наследие предшественников, то рано или поздно задел кончится. И мы проиграем космическую гонку, причем не только США или ЕС.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров