Количество компенсаций по ОСАГО впервые снизилось
17 ноября 2014, 11:06, ИА Амител
Как выяснили "Известия", в январе-сентябре 2014 года число россиян,
получивших выплаты по ОСАГО, сократилось сразу на 10% — с 2 млн до 1,8
млн. Такое снижение стало первым с момента существования ОСАГО в России,
то есть с 2003 года. Это следует из исторической и актуальной
статистики Российского союза автостраховщиков за 9 месяцев 2014 года,
которая есть в распоряжении "Известий" (см. таблицу).
При этом
количество ДТП, по данным госавтоинспекции, за тот же самый период
сократилось всего на 1,2%, и страховщики не отмечают роста числа
европротоколов, когда на место ДТП не выезжают гаишники. Кроме того,
количество застрахованных автомобилистов за январь-сентябрь 2014 года
вырос на 363 тыс. до 31,745 млн человек. Опрошенные "Известиями"
эксперты объясняют это парадоксальное расхождение тем, что страховщики
закрыли центры урегулирования убытков в ряде регионов, которые являются
невыгодными для них, — и клиентам стало попросту затруднительно
добраться до страховщика и получить компенсацию. При этом сами
представительства страховщиков формально не закрывались: по закону об
ОСАГО страховщик должен иметь в каждом регионе свой филиал.
По
мнению гендиректора организации по защите прав потребителей страховых
услуг "ГлавСтрахКонтроль" Николая Тюрникова, статистика показывает
недобросовестное поведение страховых компаний в регионах.
— В
течение последнего времени крупные компании повально переносили центры
урегулирования за сотни километров от региональных центров. То есть,
например, что они делали? Закрывают, скажем, центр урегулирования
убытков в Красноярске и говорят гражданам — отправляйтесь за 400 км —
туда, где он есть. Это и есть те 10% граждан, которые просто не доехали
до страховщика и не смогли получить компенсацию, — убежден Тюрников.
Аналогичного мнения придерживается лидер "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин:
—
В 2014 году многие страховщики выводили свой бизнес из регионов, так
что вполне очевидно, что многие граждане в этих местах остались без
выплат по ОСАГО, — сказал собеседник.
Большинство
опрошенных страховщиков отказались либо затруднились прокомментировать
эту тенденцию, но в РСА косвенно подтвердили процесс закрытия
страховщиками нерентабельных подразделений:
— Ежегодная
инфляция и удорожание российского автопарка в целом приводит к тому, что
выплаты страховщиков растут катастрофическими темпами, — говорят в
пресс-службе РСА. — На рынке сейчас сложилась ситуация, в которой многие
компании не готовы работать. На сегодняшний день более 30 регионов в
России являются убыточными по ОСАГО. В некоторых субъектах уровень
выплат значительно превышает 100%, и число таких регионов постоянно
растет. За последний год несколько крупных компаний полностью свернули
розничные продажи.
Действительно, на выплаты по ДТП
страховщики потратили 63,3 млрд рублей, и это на 12% больше, чем за
аналогичный период годом ранее. В 2014 году рост рынка ОСАГО замедлился:
если за январь-сентябрь 2013 года он увеличился на 10,5%, то за
аналогичный период этого года он вырос на 7%. В денежном выражении
страховщики собрали премий за 9 месяцев 105,5 млрд рублей, против 98,3
млрд рублей 2013 год. Наиболее явная тенденция — резкий рост средней
премии по страховому полису и средней выплаты по урегулированной аварии.
За 9 месяцев средняя величина страховой премии (по прилагаемому списку
топ-25 страховщиков ОСАГО) поднялась с 3,2 тыс. рублей в прошлом году до
3,5 тыс. рублей в нынешнем (+9%). Средняя выплата по ДТП за
январь-сентябрь выросла в годовом выражении с 27,7 тыс. рублей до 32,6
тыс. рублей (+18%, то есть темпы вдвое больше, чем по росту взносов).
Страховщики видят потенциальные угрозы для своего бизнеса.
—
На увеличение размера средней выплаты влияет комплекс факторов, но
главным образом — рост стоимости ремонта, — говорит зампредседателя
правления СОГАЗа Дамир Аксянов. — Увеличение стоимости запчастей на
иномарки в результате падения курса рубля напрямую отражается на объеме
страховых выплат. В дальнейшем мы ожидаем, что рост размера средней
выплаты продолжится в связи увеличением лимита выплат по "железу",
расширением Европротокола [верхний лимит с октября 2014-го поднят с 25
тыс. до 50 тыс. рублей; для автомобилей с ГЛОНАСС-датчиками в Москве,
Подмосковье, Петербурге и Ленинградской области лимит повышен до 400
тыс. рублей] и другими нововведениями в закон об ОСАГО. По оценкам
независимых экспертов, в связи с повышением лимита выплат по "железу" до
400 тыс. рублей, уровень убыточности в ОСАГО увеличится еще на 20-25%. В
ближайшей перспективе он может достигнуть 85%.
Крупнейшим
игроком рынка ОСАГО остается "Росгосстрах", по сравнению с прошлым годом
его сборы увеличились на 10,9 млрд рублей до 36,6 млрд рублей. Вторая
компания рынка "автогражданки" — "Ресо-Гарантия" — за этот год увеличила
поступления от ОСАГО на четверть — до 11,9 млрд рублей. Третью ступень
самых успешных продавцов полисов занимает компания ВСК (5,8 млрд рублей
поступлений), поднявшаяся с прошлогодней пятой позиции.
В то
же время у ряда страховщиков суммы выплат по ДТП критически приблизились
либо значительно превысили суммы поступлений по ОСАГО. В зоне риска
оказались компании "АльфаСтрахование", "МАКС", "Альянс", "Цюрих", "МСК",
"Гута-Страхование". Как никогда ранее обозначился перевес в пользу двух
лидеров рынка ОСАГО ("Росгосстрах" и "Ресо-Гарантия"), которые суммарно
собирают почти половину всех премий. Впрочем, в страховом сообществе не
видят в этом какой-либо угрозы.
— На сегодняшний день
говорить о конкуренции на рынке ОСАГО не очень корректно: если раньше
большинство страховщиков боролись за долю рынка ОСАГО, то сейчас,
наоборот, многие компании всеми силами стараются сокращать свое
присутствие в этом сегменте, — убежден Дамир Аксянов.
В
российской подразделении немецкой страховой компании "Альянс", у которой
за этот год выплаты превысили поступления практически на 1 млрд рублей,
еще более критично отнеслись к работе с ОСАГО.
— В этом году
компания приняла решение сконцентрировать свою деятельность на других
линиях бизнеса, таких как корпоративное страхование имущества и
ответственности и ДМС, где СК "Альянс" демонстрирует высокие результаты.
Одновременно с этим происходит сокращение объемов моторного бизнеса,
включая ОСАГО. Однако, разумеется, мы продолжаем осуществлять выплаты по
действующим договорам. Но поскольку поступления по новому бизнесу
сокращаются, разрыв между премиями и выплатами увеличивается. Но это
осознанный шаг, продиктованный новой стратегией, — отметил Николаус
Фрай, гендиректор СК "Альянс".
Большинство страховщиков заявляют об убыточности ОСАГО.
—
Ситуация на рынке в последние несколько лет продолжает ухудшаться из-за
постоянного роста убыточности этого вида страхования. Рентабельность
автостраховщиков снижается, и недавно принятые поправки в закон об ОСАГО
лишь усугубят положение. ОСАГО — в значительной степени социальный вид
страхования, поэтому страховщики, пожалуй, не вправе настаивать на
высокой маржинальности этого вида бизнеса. Но дело в том, что сейчас
ОСАГО в ряде регионов откровенно убыточно, — говорит Дамир Аксянов. —
Для того чтобы выправить экономику ОСАГО, базовые тарифы, согласно
актуарным расчетам, уже с октября этого года необходимо было увеличивать
на 64-68%, в то время как по принятым поправкам в реальности повышение
составило 23-28%. На данный момент тарифы по ОСАГО требуют повышения
примерно на 40%.
— ОСАГО ожидают новые потрясения, связанные с
уходом с рынка страховых компаний, либо сдачей ими лицензии ОСАГО, —
отметила гендиректор СК "МАКС" Надежда Мартьянова. — В этом процессе я
не вижу ничего положительного, так как колько бы компаний ни осталось,
проблемы тарифов и "автоюристов", к сожалению, без дополнительных мер не
исчезнут. Увеличение базовых тарифов на 23-30% несоизмеримо увеличению
лимитов ответственности по имуществу более чем в 3,3 раза. Не принята во
внимание сложившаяся годами убыточность по большинству регионов, размер
убыточности которых колеблется от 120 до 200% от брутто-премий.
Следующий
этап повышения тарифов ожидается весной 2015 года — к моменту
вступления в силу поправок об увеличении страховых сумм по жизни и
здоровью.
Принципы коммерческой целесообразности этого
бизнеса прописаны в самом законе об ОСАГО — так, страховые компании
имеют право забирать с каждого полиса 20% от его стоимости: сюда уже
заложена прибыль, расходы на ведение бизнеса и агентские гонорары. Еще
3% отчисляются в фонд РСА на компенсационные выплаты автомобилистам, чьи
страховщики обанкротились либо ушли с рынка "по-английски". Остальные
77%, по закону, страховщик обязан тратить на компенсационные выплаты по
ДТП, но не израсходованные на компенсации излишки остаются у
страховщика. В 2014 году, как и за все 11 лет существования ОСАГО,
убытки по этому виду бизнеса, несмотря на все заявления страховщиков,
так и не достигли критического уровня для бегства компаний с рынка. За 9
месяцев 2014 года по статистике РСА, на выплаты было потрачено лишь 60%
(63,3 млрд рублей), оставшиеся 17% (17,9 млрд рублей) — это
дополнительный доход, который страховщик может считать своим.
Страховщики настаивают, что эффект выплат растянут во времени и считать
эти деньги прибылью некорректно.
Комментарии 0