Чем полезны развивающие занятия в детских группах: опыт барнаульских центров раннего развития

Многочисленные детские центры, один за одним открывающиеся в городе, доказывают, что интерес к развивающим занятиям среди барнаульских родителей очень высок

24 ноября 2014, 17:34, ИА Амител

О том, чем полезны разнообразные "развивашки", мы поинтересовались у специалистов Кризисного центра для женщин, где вот уже несколько лет психологи занимаются с ребятишками по таким программам.

– В рамках занятий, направленных на формирование ответственного родительства, мы работаем в двух специально оборудованных комнатах, – рассказывает Татьяна Козлова, педагог-психолог. – Родители, у которых нет возможности отдать детей на платные занятия, могут приводить их в Кризисный центр. Курс бесплатный и длится три месяца. Мы берем малышей от семи месяцев до трех лет, на занятия они с мамами приходят один раз в неделю.

По словам Татьяны Сергеевны, разновозрастной состав группы – непременное условие успешного развития деток. Младшие смотрят на старших, учатся у них, старшие помогают малышам.

Шум и гам – так и надо! 

Практически в каждом учреждении социального обслуживания населения теперь имеются игровые комнаты, организованные по системе Монтессори. Кризисный центр – не исключение. Комната, оснащенная развивающими игрушками, – настоящий рай для малышей. Деревянные разборные овощи и фрукты, панель с лабиринтом на стене, по которой можно передвигать бегунок. Едва Татьяна Козлова открывает двери, как ребятня тут же разбегается по интересам. Кто дверцы домиков открывает и закрывает, кто самозабвенно в ванночке с водой бултыхает руками.

– Это водная зона, – объясняет психолог. – Мамы игры с водой обычно не поощряют, переживают, что ребенок одежду намочит, расплескает. Но мы родителям советуем обязательно отводить время на водные забавы. Приготовьтесь морально, настройтесь, что кругом будет мокро, но дайте ребенку эту свободу. В воде дети расслабляются, снимают стресс. Или бытовая зона, где малыши имеют полное право насыпать, рассыпать и перебирать обычный горох. Когда ребенок работает с этим натуральным материалом, он ставит кисть руки, снимает нервное напряжение, развивает мелкую моторику. Сплошная польза.

На занятиях свободная деятельность, когда каждый ребенок сам выбирает себе игры, чередуется с групповой работой.

– А ну-ка пойдемте шуметь! – зовет Татьяна Сергеевна, и мамы с детишками собираются в кружок посреди комнаты. Педагог раздает разноцветные маракасы и командует: – Покажите, как мы с вами шумим!

Комнату сотрясают мощные звуки. Мальчишки и девчонки увлеченно исполняют поручение. Одна девчушка самозабвенно трясет гремучими игрушками, другая с сосредоточенным видом стучит одним маракасом по другому, словно пытаясь понять, почему он издает такие звуки.

– А теперь шумим тихо-тихо, – говорит педагог. – А теперь прячем игрушки за спинку!

На развивающие занятия ходят дети, которым еще только предстоит пойти в детский сад. Здесь они учатся вести себя в коллективе: есть воспитатель, которого надо слушать; игрушки в комнате находятся в единственном экземпляре, значит, ими нужно делиться, ждать своей очереди, чтобы поиграть. За три месяца дети привыкают наводить за собой порядок, потому что неизменное правило в системе Монтессори – все игрушки убирать на место. Деткам, которые освоили науку общения с чужими взрослыми и сверстниками, потом проще и легче адаптироваться в саду.

По словам педагога-психолога, через три месяца положительное влияние развивающих занятий в группе на ребенка видно отчетливо. Судить об этом можно по изменению поведения детей.

– На первых занятиях ребенок присматривается, еще не сидит со всеми в кругу, – рассказывает Татьяна Козлова. – На третьем-четвертом занятии уже входит в среду. На втором месяце начинает контактировать с окружающими. Многие мамы отмечают, что дети становятся спокойнее: они выплескивают здесь свою энергию, удовлетворяют потребности в познании и общении. И мамы изъявляют желание записаться еще на один курс. Мы никого не ограничиваем. Некоторым порой сами рекомендуем продолжить занятия, если видим, что у ребенка имеются проблемы в развитии.

Умная дискотека 

Еще несколько совместных игр под веселые песенки, и группа переходит в сенсорную комнату, которую мамочки по- простому называют темной. Если игровая просто напичкана дидактическими материалами, которые можно считать, собирать, сортировать, и там всячески применяются другие способы развития интеллекта, то темная комната предназначена для стимуляции органов чувств.

В темной комнате царит атмосфера не то ночного клуба, не то комнаты игровых автоматов. Под потолком переливается стеклянный шар, по стенам от него бегут разноцветные блики. В дальнем углу, словно хамелеон, плавно меняет цвета пузырьковая колонна. На стенах укреплены большие экраны, вспыхивающие разными цветами, когда детишки нажимают на кнопочки или наступают ножками на специальные маты. Нажатие каждой кнопочки сопровождается собственным звуком. На полу выложена дорожка из разных по фактуре материалов.

– Это развивающая среда, – объясняет Татьяна Козлова. – Ребенок видит, слышит, трогает – гладкое, холодное, шершавое. Некоторые и на язык пытаются попробовать. Все рецепторы задействованы. Гиперактивные дети смотрят на огоньки, слышат звуки и успокаиваются. Некоторые спокойные ребятишки, наоборот, приходят в восторг и возбуждение, начинают бегать. Дискотека!

Тем не менее, по словам психолога, для большинства детей сенсорная комната имеет релаксирующий эффект. Здесь висит гамак, где можно убаюкивать ребенка. Психолог подчеркивает, что это очень важно, – во время убаюкивания дети ощущают себя в безопасности, а если это чувство не сформировано в младшем возрасте, то ребенок, подрастая, будет мир воспринимать как угрозу.

Многим малышам веселая темная комната помогла справиться со страхом темноты. Также немало родителей научилось быстро усыплять чадо, стоило только купить домой миниатюрную копию световой колонны – разглядывая бегущие разноцветные пузырьки под чтение доброй сказки, дети успокаиваются, и глазки закрываются сами собой.

Пока мы беседуем с педагогом-психологом, в комнате происходит немало интересного. Вот в гамаке мама с дочкой устроились перекусить – девочка мирно сосет грудь. Полумрак и мягкое покачивание ее убаюкали, несмотря на радостный смех остальных деток, перебегающих от одного экрана к другому. В противоположном углу – веселая возня в сухом бассейне. Самый энергичный и неутомимый лазатель и нажиматель в этой группе – маленький Антоша Гостев. Он в свои год и четыре месяца чрезвычайно прытко перемещается в пространстве и везде успевает.

– Мы уже второй раз курс проходим, – рассказывает его мама Ирина. – Сын очень активный, ему тяжело дома сидеть. Поэтому мы гуляем в любую погоду. А здесь он занят интересным делом, и я замечаю серьезное продвижение в его развитии. Антоша играет с детьми, ему очень нравится. Дома усадить ребенка можно только в стул для кормления, но и то все тут же раскидывает – терпения не хватает. Здесь он старательно мастерит поделки. Сын занятий ждет, понимает, что пришли играть. Уже выучил сюда дорогу: хорошо знает, где мы живем, где живут бабушки и где "игра".

Фото Алексея Середина.

 

+++

Вечерний Барнаул

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров