Новосибирские ученые синтезировали реагенты для генной терапии

19 января 2015, 14:28, ИА Амител

Исследователи из Института химической биологии и фундаментальной медицины (ИХБиФМ) СО РАН (Новосибирск) синтезировали новый класс химических аналогов нуклеиновых кислот - так называемые "фосфорилгуанидины". Статья об этом открытии опубликована в очередном номере журнала "Наука из первых рук".

Важность этого открытия в том, что новые химические соединения могут стать ключом к решению важнейшей задачи современной медицины - регулированию работы генов в клетках человеческого организма, пишет "Российская газета".

Новосибирские ученые уже несколько десятилетий работают в области генной терапии.

- Это исследование является прямым продолжением работ новосибирских ученых Нины Ивановной Гриневой и Дмитрия Георгиевича Кнорре, которые еще в 1967 году выдвинули революционную концепцию терапевтических препаратов на основе олигонуклеотидов (коротких фрагментов нуклеиновых кислот), способных комплементарно связываться с клеточными нуклеиновыми кислотами и направленно влиять на работу генов и перенос генетической информации с ДНК и РНК, - цитирует журнал заместителя директора по научной работе ИХБФиМ Дмитрия Пышного.

В новых соединениях "мостиками" между звеньями-нуклеотидами служат не отрицательно заряженные фосфатные, нейтральные фосфорилгуанидиновые группы. В результате молекулы могут беспрепятственно проникать сквозь липидные мембраны живых клеток, а главное - образовывать прочные комплексы в виде двойной спирали с клеточными ДНК и РНК.

Благодаря этим свойствам открытие новосибирских ученых может стать основой средств медицинской диагностики и лекарственных препаратов нового поколения, которые, в частности, будут помогать и в борьбе с наследственными болезнями.