Налоговый маневр предлагают отменить в рамках антикризисного плана

29 января 2015, 12:19, ИА Амител

Прямой убыток федерального бюджета от проведенного налогового маневра в текущем году составит порядка 500 млрд рублей. Это показывают расчеты первого зампреда комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, приведенные в альтернативном антикризисном плане, подготовленном группой депутатов. Идея налогового маневра состояла в том, чтобы снизить зависимость российского бюджета от экспортных пошлин, которые снижаются вместе с ценой на нефть. Она предусматривала поэтапное (за 3 года, начиная с текущего) снижение в 1,7 раза вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при таком же росте ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате Минфин рассчитывал на увеличение поступлений в бюджет на 247 млрд рублей в 2016 году и 250 млрд рублей в 2017-м. В 2015 году дополнительных бюджетных поступлений не ожидалось. 

Закон о налоговом маневре в нефтяной отрасли был утвержден в ноябре 2014 года. Согласно новому закону, налоговая нагрузка с экспортных пошлин переходит на налог на добычу полезных ископаемых. В 2015–2017 годах экспортная пошлина на нефть сократится в 1,7 раза, на нефтепродукты до 5 раз, ставка на добычу соответственно увеличится в 1,7 раза, на газовый конденсат — в 6 раз.

Идея заложенная изначально в законопроект не сработала. По мнению депутатов, налоговый маневр не спасает даже девальвация рубля. Так, в бюджете на 2015 год (при средней стоимости нефти $100 за баррель и курсе рубля 37,7 за доллар) было запланировано в ходе маневра получить 4,6 трлн рублей НДПИ (без учета льгот) и 3,3 трлн рублей пошлины. Однако при среднегодовой стоимости нефти в $50 за баррель и курсе 65 рублей за доллар, по расчетам Дмитриевой, бюджет получает от нефтяного экспорта только 3,2 трлн рублей НДПИ и 4,1 трлн рублей пошлины. Таким образом, сборы НДПИ уменьшаться на 1,4 трлн рублей, а пошлина в рублевом выражении вырастет только на 800 млрд. То есть прямой убыток бюджета составит как минимум 600 млрд рублей — и то при условии, что нефть не продолжит дальше дешеветь.

— В случае отмены налогового маневра бюджет, по нашим расчетам, получает практически те же самые объемы нефтегазовых доходов, которые были запланированы до падения цен на нефть, — объясняет Оксана Дмитриева. — Это 5,2 трлн рублей доходов от экспортной пошлины, и 2,4 трлн рублей от НДПИ. Из-за снижения НДПИ мы получаем также некоторое повышение налога на прибыль, что сейчас очень важно для регионов (часть налога на прибыль получают региональные бюджеты. — "Известия") и дополнительные ресурсы, которые можно направить на поддержку реального сектора и программ импортозамещения. В целом же снижение налогового бремени для экономики после отмены налогового маневра составит 800 млрд рублей и 322 млрд рублей — дополнительные поступления в бюджет.

Кроме того, отмена налогового маневра решает еще одну проблему — роста цен на бензин, добавляет член комитета Госдумы по энергетике Андрей Крутов. Ведь вместе с повышением НДПИ увеличивается стоимость нефти на внутреннем рынке, следовательно, дорожает и топливо на заправках. 

— Мы уже предупреждали, что налоговый маневр может привести к значительному удорожанию бензина, и просили правительство отозвать маневр, — говорит Крутов. — К сожалению, к нам не прислушались.  

По расчетам депутатов, в случае сохранения маневра в первом полугодии бензин может подорожать в среднем на 20% и составит 45 рублей за литр, а к концу 2015 года достигнет 50 рублей за литр. Ранее замминистра финансов Сергей Шаталов обещал, что стоимость топлива в результате налогового маневра вырастет не более чем на 1,8 рубля за литр.  

Интересно, что против налогового маневра выступают и сами нефтяники.

— Налоговый маневр вреден всем: для населения цены вырастут, прибыль нефтяных компаний снизится, упадут и доходы регионов, — говорит председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. — Выгодно это только западным странам, которые давно настаивают, что стоимость топлива в России была не ниже, чем у них. Но зачем это нам? Наоборот, низкие цены на топливо должны быть нашим преимуществом.

В Минфине с расчетами депутатов не согласны.

— Маневр в условиях падения цен на нефть привел к увеличению доходов бюджета в 2015 году на 6 млрд рублей, — заявил "Известиям" представитель Минфина. —  Конечно, на фоне снижения нефтяных доходов от падения цены на нефть на 2,1 трлн это немного, но без маневра было бы еще хуже, и это абсолютная истина.

Кроме того, по мнению финансового ведомства, маневр оказывает два дополнительных положительных эффекта при резком снижении цен на нефть. Во-первых, в силу снижения коэффициента (с 57% до 42%) при определении ставки экспортной пошлины на нефть снижается эффект "ножниц Кудрина" (когда расчетная цена нефти Urals, принятая при установлении пошлины на экспорт, превышает фактический уровень цен. — "Известия") на нефтяную отрасль и это нефтяники могли почувствовать уже в январе 2015 года. А во-вторых, из-за снижения цены на нефть снижение ставок экспортных пошлин на нефтепродукты при проведении маневра в абсолютных цифрах оказалось существенно ниже (даже с учетом девальвации рубля), чем снижение ставок акциза на нефтепродукты, которое было осуществлено в рублях. Таким образом, при низких ценах на нефть налоговый маневр позволяет в определенной степени даже снизить давление на цены внутреннего рынка, которые без проведения маневра (при низких ценах на нефть) могли бы быть на 0,5–1,0 рубля выше. 

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров