Ученый: археологи ждут новых находок мирового уровня в Денисовой пещере на Алтае

07 февраля 2015, 11:33, ИА Амител

Археологи, изучающие Денисову пещеру в Алтайском крае, где был найден "денисовский" человек, надеются сделать новые находки, имеющие значение для мировой науки, сообщил журналистам в пятницу директор Института археологии и этнографии СО РАН академик Анатолий Деревянко в рамках Дней науки в Алтайском государственном университете, сообщает Интерфакс.

"Наряду с homo altaiensis ("денисовский" человек) найдены антропологические находки неандертальцев. Мы обнаружили, что у "денисовцев" в геноме содержится до 17% информации от неандертальца. Это удивительный научный результат, потому что происходила гибридизация между различными подвидами человека, и получалось потомство. Это удивительно не только для Алтая, но и для мировой археологии", - сказал А.Деревянко.

Он выразил уверенность в том, что в дальнейшем исследование пещеры даст новые, не менее удивительные и значимые для мировой науки открытия", - сказал журналистам А.Деревянко.

По словам академика, пещеры Алтая облают уникальной сохранностью органического материала для секвенирования ДНК. Качество полученного из Денисовой пещеры материала настолько высоко, что ученые получают цепочку, аналогичную результатам секвенирования крови современного человека.

"Такая сохранность материала крайне удивительна! Мы ведем полевые работы в Денисовой пещере более 30 лет, и каждый год дает новые результаты. В прошлом году мы получили объекты прямой датировки, то есть орудия и бусины, изготовленные из кости 45-47 тыс. лет назад, они являются древнейшими в мире. Результаты впечатляющие и имеют важное значение для мировой науки", - подчеркнул А.Деревянко.

По его словам, Алтай играет важную роль в решении проблем происхождения человека. Ученый полагает, что люди, жившие в древности на этой территории, были вынуждены развивать свои когнитивные способности из-за необходимости выживания в экстремальных условиях. Так, добывание пищи здесь на 85% зависело от умений человека и только на 15% от возможностей окружающей среды.

Денисова пещера на Алтае стала известна после того, как в 2010 году в ней были обнаружены останки неизвестного до того вида людей. Кроме "денисовцев" в ней обитали и неандертальцы.

Между тем, останки неандертальцев были найдены не только в Денисовой, но и соседней Чагырской пещере.

По археологическим данным, "денисовский человек" появился на Алтае после прохождения около 300-350 тыс. лет назад мощной волны миграции через Ближний Восток до южной Сибири, культура "денисовцев" больше похожа на культуру человека современного типа, чем у их современников - неандертальцев.

Палеогенетические исследования показали, что у современного человека сохранилось около 6% генов "денисовцев", эти гены обнаружены у жителей Меланезии, Папуа-Новой Гвинеи и аборигенов Австралии. Современным жителям Евразии около 4% генов достались от неандертальцев.