Правительству предложили фильтровать новые законы для бизнеса

Минэкономразвития поддержало идею проведения более тщательных оценок законопроектов, если те влекут увеличение расходов для предпринимателей и граждан

25 февраля 2015, 11:29, ИА Амител

бизнес и его проблемы Национальный совет финансового рынка (НСФР) направил в Минэкономразвития свой вариант пакета антикризисных мер для поддержки предпринимателей и граждан. Среди них — введение обязательного заключения правительства на все законопроекты, которые повлекут расходы для малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и граждан. Минэкономразвития поддерживает предложения НСФР, заявили "Известиям" в министерстве. Сейчас по ст. 104 Конституции РФ правительство должно давать свое заключение только на те законопроекты, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Второе предложение НСФР схожего защитного характера — запретить вносить поправки ко второму чтению законопроектов, если такими поправками вводятся новые обязанности для ИП и малого бизнеса (по сравнению с редакцией законопроекта, принятого в первом чтении). По мнению НСФР, такие поправки должны рассматриваться как отдельные законопроекты, поскольку они меняют суть проекта закона и, соответственно, его последствия для бизнеса. Кроме того, при внесении подобных поправок ко второму чтению невозможно оценить их экономический эффект. Третье предложение — обязательная 6-месячная отсрочка на вступление в силу законопроектов, предполагающих новые финансовые обременения для бизнеса и населения.

— В целом Минэкономразвития поддерживает подход по снижению регуляторной нагрузки на бизнес, — пояснила "Известиям" Елена Лашкина, помощник министра экономического развития Алексея Улюкаева. — В частности, Минэкономразвития неоднократно выступало с инициативами, направленными на внедрение оценки регулирующего воздействия в отношении законопроектов во втором чтении, а также внедрение переходных периодов, необходимых для адаптации к новым требованиям. Например, законопроект, предусматривающий две даты вступления в силу законов, регулирующих бизнес (1 апреля и 1 октября), а также минимальный 6-месячный мораторий на вступление в силу таких законов, уже внесен министерством в правительство.

Лашкина пояснила, что даты — 1 апреля и 1 октября — соответствуют началу исчисления II и IV кварталов финансового года, учитывают требования о составлении отчетности хозяйствующих субъектов. А мораторий даст время, необходимое для разработки и принятия подзаконных нормативных актов, корректировки бизнес-процессов и программного обеспечения.

— Введение обязательного заключения правительства на все законопроекты, которые повлекут расходы для малого бизнеса и граждан, — необходимая мера, если учитывать современное положение российской экономики, — комментирует президент коллегии адвокатов "Левант и партнеры" Матвей Левант. — Сейчас государство устанавливает дополнительные гарантии, оберегающие бюджет от превышения расходов, но в то же время никак не защищает имущественные интересы обычных граждан и малого бизнеса. В случае реализации этой инициативы необходимо будет внести изменения в ст. 104 Конституции, федеральный конституционный закон "О правительстве РФ" и в регламент Госдумы.

По словам вице-президента "Опоры России" (организация занимается защитой интересов малого и среднего бизнеса) Владислава Корочкина, помимо возросшего налогового бремени, вырос единый налог на вмененный доход (ЕНВД), введен налог на имущество, торговый сбор для розничного сектора — для малого бизнеса, все поправки в Кодекс об административных правонарушениях, принятые в последние два года, многократно увеличили штрафы для граждан и бизнеса. С другой стороны, растут финансовые проблемы малого бизнеса и ИП: по данным ЦБ на 1 января 2015 года, просроченная задолженность малого и среднего бизнеса перед банками составила порядка 430,5 млрд рублей, по сравнению с итогами 2013 года рост составил 25–26%.

Эксперты говорят о перспективах роста безработицы, если нажим государства на бизнес сохранится: по данным Росстата, общая численность безработных в России в январе 2015 года выросла по сравнению с декабрем 2014 года на 202 тыс. человек, до 4,18 млн человек (5,5% экономически активного населения; в августе показатель составлял 4,8%).

Говоря о предложенном запрете менять основное содержание законопроекта перед вторым чтением, собеседники напоминают о последнем нашумевшем проекте — введении торговых сборов. Изначально поправки были внесены ко второму чтению законопроекта о налоговом маневре в нефтяной отрасли, прошедшем первое чтение в Думе, говорит юрист Константин Питаев, и эти муниципальные сборы предполагалось ввести для десятков видов деятельности. Поправку отклонили, однако затем аналогичную, но уже касающуюся только торговли (в ней работает 70% компаний малого и среднего бизнеса) поправку внесли в другой законопроект о совершенствовании налогового администрирования — этот документ и был принят. Теперь раз в квартал мелкие магазины должны платить от 6 тыс. до 600 тыс. рублей, причем регионы могут увеличивать ставки торговых сборов в 10 раз, максимум до 6 млн рублей). С 1 июля 2015 года торговый сбор действует в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, а с 2016-го — в других субъектах РФ.

— Депутаты убеждены, что эти дополнительные налоги способны принести в бюджеты муниципалитетов от 20 млрд до 30 млрд рублей в год, — говорит Питаев. — Но принимая данные законы, власти забывают, что бизнес — это не бездонный колодец и не финансовый рог изобилия, и столкнувшись с радикальным повышением налогов, он отреагирует либо уходом в тень, либо повышением цен, либо вовсе закрытием. Пример такого законотворчества — повышение обязательных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей: с 1 января 2013 года размер фиксированного страхового взноса во внебюджетные фонды для самозанятого населения удвоился (с 19 425 рублей до 35 664,6 рубля). Доходы бюджета не выросли, а 750 тыс. ИП закрыты за полгода. Сейчас законопроекты пытаются пропихнуть в обход всех правил — как часть другого закона, который скоропалительно принимают во втором чтении, избежав тем самым первого чтения и публичного обсуждения. Это издевательство и над идеей законотворчества, и над обществом. Что касается предлагаемых механизмов оценки регулирующего воздействия, то и они будут работать только тогда, когда у принимающих решения лиц будет реальное желание обсудить и урегулировать какую-то проблему.

В Думе вроде бы не против разбираться более тщательно с "чувствительными" законопроектами. Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов ("Справедливая Россия") отметил, что нагрузка на малый и средний бизнес должна быть снижена, а депутаты должны более ответственно подходить к голосованию по тем или иным законопроектам.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров