Алексей Смертин завтра отпразднует 40-летний юбилей

Алексею Смертину, одному из лучших барнаульских футболистов, Почетному гражданину г. Барнаула, завтра, 1 мая, исполняется 40 лет

30 апреля 2015, 13:51, ИА Амител

Алексею Смертину, одному из лучших барнаульских футболистов, Почетному гражданину г. Барнаула, завтра, 1 мая, исполняется 40 лет. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с текстом интервью, которое было опубликовано к данной дате в газете "Вечерний Барнаул":

Только не математика!

Алексей СмертинАлексей Смертин Алексей Геннадьевич – уникум. И как футболист, и как человек. Прошел путь от команды второй лиги до одного из лучших клубов мира. Были бы мы в США, сказали: вот оно – воплощение американской мечты. Закончил играть – вполне бы мог остаться за границей, где до сих пор свой, или осесть в Москве, забыть про родину. Но связи с Барнаулом он не теряет. Взял на себя непростую миссию поднимать алтайский футбол, недавно добавив к ней задачу развивать детский спорт уже на российском уровне. Интеллигентный, образованный, начитанный, свободно говорит на двух иностранных языках. Ждал его у конференц-зала в школе, носящей его имя, там шел круглый стол по волонтерству с его участием. Смертин ненадолго вышел оттуда в фойе поговорить по телефону – и минут пять что-то обсуждал на чистом французском. Судя по звучавшему имени Матьё – говорил с игроком московского "Динамо" Вальбуэна. А потом тут же, в фойе, – объятия с Сергеем Топоровым, с которым лет 15 назад вместе играли в "Заре". "До сих пор дружим", – скажет потом Смертин.

– Алексей Геннадьевич, в 33 года вы сказали: "Хороший возраст. Нет ревматизма, но уже есть опыт". 40 лет как охарактеризуете?

– Ревматизма, слава богу, еще нет. А к опыту уже добавилась определенная жизненная мудрость, что очень приятно.

– В 40 лет, как известно, жизнь только начинается...

– Я бы сказал – продолжается. За спиной большой жизненный пласт, интересный, о котором приятно вспоминать. Впереди, надеюсь, будет тоже немало увлекательного. Конечно, есть разделение на два этапа – футбольная карьера и то, что после нее. Сейчас открываются другие грани, тоже не менее интересные.

– 1 мая всегда было праздником. Как отмечали в детстве день рождения?

– Мне приятно, что я родился именно в этот день. Всегда считал, что это здорово. Другой вопрос, что в детстве я день рождения особо не отмечал, да и до сих пор он проходит без размаха. Друзья со двора на свои праздники звали гостей, а у нас такого не было. Но праздничный обед родители организовывали обязательно.

– Что дарили?

– Что могли дарить обычному советскому мальчишке из семьи со средним достатком? Что-то из игрушек, вещей. Хорошо запомнилось, как на десятилетие подарили спортивный костюм синего цвета с красно-белыми лампасами.

– Ваш отец Геннадий Иванович – тренер, брат Евгений – футболист. Были у вас шансы пойти другой дорогой?

– Наверное, нет. Хотя в детстве я еще играл в хоккей. Зимой на коньки вставали, летом мяч гоняли. На льду у меня получалось неплохо, хотя у брата дела были получше. Более того, я даже две недели отходил в хоккейную школу "Мотора", но потом понял, что это все-таки не мое.

– "Куда хуже, если бы отец, к примеру, предложил мне заняться математикой", – сказали вы однажды в интервью. За что вы так ее не полюбили?

– Тяжело давалась. С гуманитарными науками было получше. Особо не учась в школе, по русскому языку имел твердую четверку. Так что если бы меня насильно стали приучать к арифметике, ничего хорошего из этого бы не вышло. Кстати, сейчас вижу, что сыну Владиславу тоже математика нелегко дается.

– Сын чем занимается?

– Он живет в Москве, заканчивает десятый класс. Футбол тоже любит, но, в отличие от меня, больше времени уделяет учебе. Профессиональным игроком не станет, но, скорее всего, его работа тоже будет как-то связана со спортом.

Родные команды

– Как-то вы были гостем программы "Вечерний Ургант", где упомянули свое детское достижение – чемпион "Кожаного мяча" Индустриального района. Почему именно его выделили?

– Оно действительно запало в душу. В детстве мы играли в "Кожаном мяче" и "Золотой шайбе", тренировались в комнате школьника "Огонек" при школе № 81, где с нами мой папа занимался. Конечно, как манны небесной ждали каникул, соревнований. Когда именно там победили, точно не помню – где-то в 1980-х, а участвовал в них с десяти лет. У нас имелся принципиальный соперник – "Титан" из школы № 84. У них была своя хоккейная коробка, они нас обыгрывали в хоккей, а в футболе мы обычно оказывались сильнее.

– Вы воспитанник барнаульского "Динамо", больше всего матчей в карьере провели за "Бордо" и "Зарю" из Ленинска-Кузнецкого. Какую команду можете назвать родной?

– "Динамо". Помню, как мальчишкой, тренируясь в ДЮСШ, подавал на матчах главной команды мячи, потом дебютировал за команду в профессиональном футболе. Но и "Зарю" тоже назову – до сих пор с бывшими партнерами поддерживаем отношения. И "Бордо" назову, и "Локомотив", и московское "Динамо", куда было три захода – два в качестве игрока, сейчас – как функционера.

– В молодости с кем из соперников мечтали поменяться футболками на поле, кто был кумиром?

– Нравилось, как играет Платини, Марадона. А вообще – брат примером был, за ним я всегда тянулся. А вот футболками ни с кем не хотел меняться. Конечно, этот традиционный послематчевый ритуал меня не обошел, но все футболки я потом раздаривал – в итоге у меня сейчас ни одной нет.

Почетный гражданин Калмыкии

– Был в вашей карьере период элистинского "Уралана". Чем запомнилась Калмыкия?

– Любовью к футболу, особой атмосферой. Много лет спустя, уже после завершения карьеры, я с братом вновь там побывал, нас пригласили на турнир. Приятно было, что до сих пор меня там не забыли, хотя столько лет уже прошло. Болельщики в Элисте и сейчас помнят, какая из команд сильнее – под руководством Яковенко, которая в 1997 году вышла в высшую лигу, или Шевченко, год спустя занявшая там седьмое место.

– В составе "Уралана" вы однажды обыграли московский "Спартак". Саморуков, взявший пенальти, и Игнатьев, забивший победный гол, получили звания "Герой Калмыкии". Остальным что досталось?

– Почетными гражданами Калмыкии стали. Получили определенные льготы – например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Но я так и не воспользовался этим.

– Зато как игрок "Уралана" вы дебютировали в сборной в матче против Исландии – и в первой же игре заработали удаление. Не подумалось тогда, что на национальной команде можно крест поставить?

– Нет. Хоть и удалили, но игра, как я тогда думал, у меня получилась. Как показало время, я не ошибался. Хотя о капитанской повязке в сборной на тот момент, конечно, не думал.

– Почему за сборную голов так и не забили?

– В национальной команде я не так много играл на атакующих позициях. Хотя, конечно, это не оправдание – и защитники у нас забивали.

– А вообще для вас самый памятный гол какой? Мне вот помнится гол за "Челси" в Лиге чемпионов.

– А мне – за барнаульское "Динамо", первый мяч в профессиональной карьере. Играли против команды "Локомотив-Чита". В деталях все помню, как сейчас, – была верховая подача, голкипер вышел на перехват, Евгений Кашенцев с ним в штрафной поборолся, мяч отскочил, и я левой ногой перекинул голкипера.

Круг почета в "Челси"

– Где вам было комфортнее, во Франции или Англии?

– Играть сложнее и интереснее в Англии, а жить проще во Франции. С "Бордо" осталась связь, с президентом клуба до сих пор поддерживаю отношения.

– Что больше всего удивило за границей?

– Быт, конечно же, переключение от него к работе. Особенно в Англии – там никто перед игрой на базах не сидит. За полтора часа сам приезжаешь на стадион, получаешь установку от тренера – и выходишь играть.

– Каким языком владеете лучше, французским или английским?

– Словарный запас больше на французском. Но сейчас чаще говорю на английском, так что владение языком улучшается. Когда в "Динамо" перешел Матьё Вальбуэна, французский стал использовать постоянно.

– Когда-то вы говорили, что хотите привезти в Барнаул кого-нибудь из игроков "Челси". Почему так и не получилось?

– Тяжело это и далеко. Игроки сборной России тут были – Лоськов, Семак, Каряка. А зарубежных – очень сложно.

– Из "Челси" с кем-то поддерживаете отношения?

– Общаюсь с вратарем Петром Чехом, с тем же Моуриньо (главный тренер клуба. – Прим. авт.). Ну как общаюсь – встречаемся, когда приезжаю в Лондон. Не так давно был там как представитель московского "Динамо", попал на матч. Приятно удивился, что мне сделали там своего рода презентацию, круг почета под аплодисменты трибун – такое для всех бывших футболистов "Челси" проводят.

– Однажды вы признались, что, наблюдая за игрой со стороны, думаете, как бы вы поступили в той или иной ситуации. До сих пор это происходит?

– Да, это уже не вытравить. Смотрю за игрой как человек, который знает, как вести себя на той или иной позиции – я ведь почти на всех поиграл, кроме вратарской.

– Не мешает это футбол смотреть?

– Я ведь слежу за ним не как простой болельщик, а как человек заинтересованный. Так что скорее даже помогает.

Автограф Фаулза

– Был в вашей жизни период увлечения мотоциклами.

– Да. Во Франции у меня был "Харлей-Дэвидсон", но когда уехал в Англию, пришлось его продать. А три года назад снова купил "харлей", езжу по Москве.

– Вы ведь даже являлись членом клуба "Харлей- Дэвидсон".

– Во Франции при покупке этого мотоцикла автоматически им становишься. А в Москве никуда не стал вступать, езжу сам по себе.

– Еще вы увлекаетесь литературой. Вы самый читающий российский футболист?

– Не знаю, не интересовался. Да и не скажу, что много читаю. Сейчас я стараюсь не распыляться, определил для себя то, что мне интересно, – сейчас это психология и философия. Привлекает когорта психологов, которые стали философами. Например, Эрих Фромм.

– Почему именно он?

– Мне его порекомендовал мой научный руководитель Игорь Анатольевич Панарин, ректор Алтайского филиала Сибирской академии госслужбы, я у него защищал кандидатскую по психологии. Чтобы не распыляться, самому не искать, что нужно, доверился мнению авторитетного человека – не ошибся.

– В Англии вы были в гостях у Джона Фаулза. Какое впечатление он произвел?

– Впечатлений осталось больше у моего товарища – профессора и писателя, он с Фаулзом был знаком лучше меня. Я поехал скорее из любопытства, тем более мне нравились его книги. Прибыли в красивое место на берегу реки. Жена позволила к нему пройти – не всех пускали, но когда мы представились, она очень удивилась, что здесь футболист из России. Фаулз был наполовину парализован, мы приехали незадолго до его смерти. Он подписал мне книгу, двухтомник "Даниэл Мартин" – это моя любимая книга его авторства. И, как оказалось, у самого Фаулза тоже.

– Еще вы музыку любите. Что сейчас слушаете в машине?

– На работу я езжу в основном на метро, так удобнее. А в служебной машине то, что сам хочу, включить не могу – в основном там играет "Радио Джаз".

– А на мобильном телефоне какая мелодия в качестве звонка?

– Недавно открыл для себя новую группу – Arctic Monkeys. Вступление к первой песне с их последнего альбома на звонок и поставил.

"Пляжный футбол – не мое"

– Вы были депутатом АКЗС. С какими вопросами к вам чаще всего шли люди?

– В основном с просьбой помочь в строительстве спортивных площадок – причем обращались избиратели не только моего округа. Удалось построить с десяток игровых и спортплощадок. Не жалею, что в моей жизни был этот период, получил хороший опыт для дальнейшей работы.

– Сейчас вы заместитель исполнительного директора московского "Динамо". Что входит в ваши обязанности?

– В основном технические вопросы – лицензирование, заявки и так далее. За все, что не касается финансов и селекции, отвечают другие люди.

– Должность в столичном клубе помогает на посту президента Алтайской краевой федерации футбола?

– Конечно. Во-первых, получаю опыт. Во-вторых, удается наладить какие-то связи для развития футбола на Алтае. Например, в июне проведем в Москве турнир – первенство ЦС "Динамо". Соберутся команды школ "Динамо" со всей страны, как это было в советские годы.

– Что нужно, чтобы развивалось барнаульское "Динамо"?

– Отталкиваясь от работы в "Динамо" московском, могу сказать, что нужно создать команду единомышленников из трех категорий: социально ответственный бизнес, болельщики и власть. Если эти три ветви будут работать слаженно и сообща, команда сможет двигаться вперед.

– Недавно вы заняли пост в одном из комитетов РФС. Что это за работа?

– Комитет по развитию региональных центров предложили возглавить президенту ФК "Краснодар" Сергею Галицкому. Еще были необходимы два заместителя – одним выбрали Сергея Родионова, директора академии "Спартак", вторым – меня. Работа, как видно из названия комитета, подразумевает развитие футбольных центров в регионах.

– Какое-то время вы еще работали телекомментатором – получалось неплохо.

– Скорее, это была не работа, а увлечение. Предложили, время было – почему бы не попробовать? Не скажу, что у меня так уж замечательно вышло – но это мое мнение. Скажем так, нормально.

– Самая памятная игра в роли комментатора?

– Конечно, матч открытия чемпионата мира 2010 года в ЮАР, вели трансляцию с Андреем Головановым.

– А в пляжный футбол еще играете?

– Нет. Участвую в его развитии, но сам на площадку давно не выходил – чаще просто бегаю или в обычный футбол играю. Пляжная игра – не мое. Там больше статики, исполнительского мастерства, а динамики, игрового мышления не так много, как в обычном футболе, – опять же, на мой взгляд.

Высший пилотаж

– Раскройте секрет, как вы оказались в кабине самолета, выполнявшего фигуры высшего пилотажа, накануне подписания контракта с "Челси"?

– Товарищ организовал – так же, как и прыжок с парашютом. Я не думал, что со мной может что-то случиться, вообще стараюсь об этом не думать. Но с тех пор больше не прыгал и так экстремально не летал – голова болела очень сильно, пилот показал все, на что способен.

– Вы уже несколько лет бегаете марафоны. К ним как пристрастились?

– Мой приятель в 2013 году организовывал марафон в Москве и пригласил меня в качестве посла. Я сказал, что не только стану, но и пробегу. Правда, после дистанции мне было не очень хорошо, дал себе зарок больше не бегать. Но прошло какое-то время, подумал: почему бы еще раз не попробовать? В мире есть шесть лучших марафонов – в Чикаго, Бостоне, Нью-Йорке, Лондоне и так далее. В Чикаго забег проводила компания Nike. Их представитель предложил мне поучаствовать. С тренером стал готовиться, в итоге пробежал так, как и планировал, – за 3 часа 20 минут.

– Когда следующий?

– Рано пока об этом говорить. Может быть, в сентябре пробегу берлинский, который считается самым скоростным. Мне очень нравится эта работа – соревнуешься не столько с соперниками, сколько с самим собой. Не все меня понимают, но скорее это те, кто не любит бег.

– Кстати, как вы форму поддерживаете? Вес вообще не набираете?

– Вес – это физиология, к полноте не склонен. А в офисе организовал тренировки – своего рода тимбилдинг, командообразование. Занимаемся, бегаем, в футбол играем.

– В детстве отец заставлял вас бегать наперегонки с лифтом. Сейчас лифт обгоните?

– Обгоню. Может быть, скорость уже немного не та, но выносливость осталась. Так что обгоню – уверен в этом.

СПРАВКА "ВБ"

Алексей Смертин является чемпионом Англии и обладателем кубка Английской лиги, обладателем кубка Французской лиги, серебряным призером чемпионата России, победителем Кубка России. Лучший футболист страны 1999 года. За карьеру провел 522 игры, забил 32 мяча. За барнаульское "Динамо" сыграл 43 матча, забил два гола. За сборную России – 55 игр. Участник чемпионата мира 2002 года и чемпионата Европы 2004 года.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров