Жительница Барнаула исполнила детскую мечту – найти отца-фронтовика

Жительница Барнаула исполнила свою детскую мечту – найти отца-фронтовика. Она побывала на его могиле.

30 апреля 2015, 17:37, ИА Амител

Жительница Барнаула исполнила свою детскую мечту – найти отца-фронтовика. Она побывала на его могиле. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с материалом, опубликованным в газете "Вечерний Барнаул":

Жили надеждой и верой

В городе Тюкалинске Омской области проживала семья Серкиных – Елена, Иван и их четверо детей. Младшая, Лидонька, недавно появилась на свет, и счастливые родители не могли нарадоваться своим деткам. Жили скромно и честно трудились: Елена - медсестрой в поликлинике, а Иван, направленный после армии в 1933 году поднимать сельское хозяйство, с тех пор работал в управлении заготовок. Тихое семейное счастье прервала война…

Иван Михайлович, как и тысячи других мужчин, пошел защищать Родину от врага. Елена Викентьевна стала печальной и строгой, она стеснялась плакать на глазах у детей, и, сжав сердце в кулак, жила ради них, мужественно и стоически снося удары судьбы. Желтые треугольники – редкие весточки с фронта – она прятала и берегла, как святыню. И все время ждала, надеялась, верила, пересматривая самые большие ценности – несколько фотографий и писем мужа.

Один снимок маленькая Лида запомнила очень хорошо. На нем папа был в морской форме и бескозырке – молодой бравый моряк. "Ваш отец служил на флоте, а теперь он защищает нашу землю от фашистских захватчиков", – объясняла мама. Трехлетняя девчушка смотрела во все глаза. Гордость переполняла ее маленькое сердечко: "Мой папа хороший, мой папа – герой!".

Как они пережили эту войну, только Богу известно. Едва не умерли с голоду. Как-то ночью со двора увели корову, их единственную кормилицу, украли, обрекая на голодную смерть мать и четверых детей. Но Елена никогда не жаловалась, оставшись без куска хлеба, она продавала вещи, обменивала их на горстку крупы, на кулечек муки.

С детства Елена привыкла экономить, ведь лишних денег в ее семье не было. А если вдруг появлялась какая-то копейка, ее мать Анна Леонтьевна, женщина очень дальновидная, покупала на эти деньги отрезы ткани и дочери наказывала делать так, мол, в жизни всякое бывает – пригодится. Как же теперь выручали Елену эти отрезы! Они спасали жизнь ее детям. Но настал день, когда она обменяла последний кусок ткани на булку серого черствого хлеба. Как жить дальше? Однако Бог не отвернулся от них. В тот же день скрипнули ворота, и семья ахнула – во двор ввели пятнистую буренку. Женщина не сдержалась, слезы градом текли по ее щекам, дети прыгали от радости, они уже забыли вкус молока. Потом выяснилось, что нашлись добрые люди, которые, зная о горе Елены, написали о краже на фронт ее брату Петру. И брат отписал письмо домой, в котором распорядился отдать свою корову Елене, чтобы она смогла прокормить детей.

Жительница Барнаула нашла отца-фронтовикаЖительница Барнаула нашла отца-фронтовика

Мечта

Отгремела война, настала долгожданная, выстраданная Победа. Но какой ценой за нее заплачено! Не всем отцам суждено было вернуться живыми. Вместо них во многие дома приходили печальные вести.

Пришел почтальон и к ним. Мать обреченно взяла извещение. Ее руки задрожали, женщина прислонилась к стене.

– Папка погиб? – тихонько, будто стыдясь своих слов, спросил брат Павел и с горечью, совсем не по-детски, участливо посмотрел на своих сестер.

– Пропал без вести, – еле слышно ответила мать.

И тогда, в ту минуту, в сердечке Лиды затрепетал огонек надежды, в нем поселилась мечта – найти отца.

Послевоенное время также было голодным и суровым. Мать работала не покладая рук, чтобы прокормить семью, но они все равно голодали. Мужчин не хватало, и тяжелый мужской труд взваливали на свои хрупкие плечи женщины. Трудились, поднимали страну из руин все. Босоногую, одетую как придется детвору возили в близлежащую деревню на поля для уборки пшеничных колосьев после комбайна. Ни одно зернышко не должно было пропасть. Лиде было пять лет, она вместе с братом и сестрами ходила по стерне в дырявых сандалетах, в кровь расцарапывая ножонки, и собирала колоски. Дети складывали колосья в кучу, которую потом, как им говорили, увозили в колхоз, на зерновой ток. От голода сводило желудок, Лида жевала пшеничные зернышки. Они были твердыми и шершавыми, их сладковатый мучнистый вкус она запомнила на всю жизнь.

Сколько пережито! Вот уже Лидия – выпускница десятого класса. Впереди вся жизнь, нужно только выбрать дорогу, по которой идти. И она выбрала. В 1967 году Лидия Серкина поступила учиться в индустриально-педагогический техникум города Барнаула. Здесь она познакомилась с будущим мужем, Иваном Феоктистовым. Родились дочери, Галина и Наталья. Лидия Ивановна стала уважаемым работником станкостроительного завода. Неумолимо бежит время, взрослеют дети. Много счастья было в жизни Лидии, но беда, как всегда, приходит внезапно и не одна. В 1977 году уходит из жизни ее муж, а ровно через три года на 74-м году жизни умирает мать Елена Викентьевна – невосполнимые утраты.

Поиск

И все это время Лидия Ивановна не теряет надежды найти отца. Годами взлелеянная детская мечта перерастает в активные поиски. Тают наивные чаянья, что он жив, но надо найти хотя бы его могилу. Поклониться, положить цветы, поплакать. И наконец-то произнести заветное: "Я нашла тебя, папа!" Женщина без устали пишет в архивы Министерства обороны, военные комиссариаты, но в ответ ничего утешительного, никто ничего не знает об Иване Серкине.

Жительница Барнаула нашла отца-фронтовикаЖительница Барнаула нашла отца-фронтовика

В 1989 году в журнале "Крестьянка" Лидия Ивановна читает статью о солдатах, погибших в Болгарии в Великую Отечественную войну. В списке захороненных в братской могиле она находит фамилию своего отца. И полетело письмо в Болгарию с просьбой откликнуться, дать информацию о погибшем. Но ответ Совета ветеранов Болгарии был неутешительным. Увы, этим Серкиным оказался другой человек – однофамилец.

Как-то вечером раздался телефонный звонок: "Лидочка, кажется, я нашла твоего папу!". Подруга, отдыхавшая в Трускавце, на одной из братских могил города случайно увидела имя Ивана Серкина. Лидия Ивановна незамедлительно пишет запрос в Трускавец. И снова – разочарование.

Идут годы, поиск не дает результатов, но Лидия верит, что добьется своего. И вот в июне 2013 года из отдела военного комиссариата Смоленской области по городу Гагарину приходит письмо, в нем справка о том, что политрук Иван Михайлович Серкин 1910 года рождения захоронен в братской могиле № 4 села Карманово Гагаринского района Смоленской области. Его имя увековечено в памятном альбоме отдела ВКСО по городу Гагарину и Гагаринскому району за номером 7207 и на плите братской могилы № 4.

Вместе с сестрой Альбиной Лидия Ивановна собирается в дальний путь. Добрые люди помогают женщинам финансово. Они едут. Теперь она знает, как все это было…

Какой ценой…

Август 1942 года. Кровопролитные бои под Смоленском. Политрук Иван Серкин воюет в 1081-м стрелковом полку в составе 312-й стрелковой Краснознаменной орденов А. Суворова и М. Кутузова дивизии. Залпы орудий не умолкают, передышки нет. Сотни убитых, повсюду слышны стоны тяжелораненых. Ожесточенные бои за село Карманово длятся уже пять дней. Но они выстояли. Ценою более семи тысяч жизней советских солдат был освобожден из оккупации этот населенный пункт. Они выбили врага и не дали ему подойти ближе к Москве. В этом страшном пекле геройски погиб и политрук Серкин.

День освобождения в селе Карманово теперь ежегодно отмечают как день доблести и мужества, праздник избавления от немецко-фашистских захватчиков.

Сестры скорбно склонили головы у гранитного мемориала. На плите выгравированы простые, но очень проникновенные слова, которые навсегда остались в их памяти: "Мы любили жизнь, но больше жизни любили вас…".

– Это из письма погибшего здесь, – объясняет работник музея застывшим в оцепенении женщинам.

"Может быть, моего отца", – подумалось Лидии Ивановне.

На минуту все вокруг исчезает, перед глазами Лидии только могила, которую она искала всю свою жизнь.

– Папочка, родненький! – пожилая женщина преклонила колени, она целовала холодный гранит. – Я нашла тебя, папа! Наконец-то нашла тебя!

И мир замер. Замолкли птицы, притих ветер, и, казалось, сама земля застыла в минуте молчания, отдавая дань мужеству павших героев и той великой, горячей дочерней любви, которую она пронесла через всю свою жизнь.

Фото из архива Лидии Феоктистовой ("ВБ")

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров