"Всем детям военных лет я вручила бы ордена и медали": сельский учитель о том, как жили в Великую Отечественную алтайские школьники

Алтайские дети видели войну, слёзы матерей, голод и холод: рассказ-воспоминание о войне

09 мая 2015, 11:11, ИА Амител

Сегодня, в день Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминаем всех, кого она опалила: павших и выживших. Воинов и тех, кто работал в тылу. Взрослых и детей.

Часто встречается выражение "военное детство". Но какое на самом деле может быть детство в войну? Даже в глубоком тылу, здесь, на Алтае, дети той войны взрослели слишком рано. Подростки 12-13 лет после уроков работали наравне со взрослыми. Но как учились! Учителя того времени говорят, что именно послевоенные выпуски были самыми сильными, самыми жадными до знаний. Эти дети понимали, что восстанавливать страну придется им и работали не жалея себя.

"Если бы была моя воля, то всем детям военных лет я вручила бы ордена и медали за их труд, великое терпение, за то, что вместе со взрослыми они помогали ковать победу над врагом", - сказала заслуженный учитель Зоя Яковлевна Гилева, работавшая во время войны завучем школы в селе Поповичево Ельцовского (ныне Целинного) района Алтайского края.

Своими воспоминаниями о том периоде Зоя Яковлевна поделилась с современными учениками этой школы. Думаем, что читателям ИА "Амител", тоже будет интересно узнать, как жили, учились и работали школьники Алтайского края в Великую Отечественную. 

Перед войной

1940 год. Шла война с белофинами. Многие учителя школ были призваны в ряды Красной Армии. В школах ощущалась нехватка кадров. Мы, выпускники Бийского педучилища, были распределены и досрочно направлены на работу в школы края… Все девушки: юношей направили в военные училища.

Первые ученики Поповиченской школы вместе с первыи директором


Меня и мою подругу Варвару Михайловну направили на работу в Поповичевскую семилетнюю школу. Из Ельцовки мы добирались до места работы на лошадке 25 февраля1940 года. Было солнечно, тепло. Сама природа встречала нас приветливо. Возница, управляя лошадью, сказал нам: "Хорошая примета, жить в этом селе будете долго". Так оно и случилось. Я прожила в этом селе 30 лет и 18 дней…

Школа нам сразу понравилась. Была она совсем новая, огорожена добротной изгородью, покрыта железом, покрашенным в красный цвет…

Директором школы был Филиппов Николай Павлович - тактичный, умный и образованный человек. Я счастлива, что первые шаги в своей самостоятельной жизни я делала под его руководством.

 Село Поповичи было большим, чистым, вдоль села проходила дорога с высокой насыпью, по левую и правую сторону дороги шли пешеходные тропинки. Реки Анамас, Ангуреп, Кандалеп в то время были полноводными, питались подземными родниками, ключами. Вода была чистая, прозрачная, вкусная. Через реки переброшены мосты с красивыми арками и перилами, сделанные простыми крестьянскими умельцами…

В школе нас приняли радушно. Я начала работать в 4-м классе. Здесь училось 32 человека. Было мне тогда 17 лет, а моим ученикам – уже 13-14 лет. В то время многие дети учились переростками: по разным причинам они не имели возможности пойти в школу с 8 лет. Но работать с ними было легко. Они старались наверстать упущенное, жадно учились всему…

Школа занималась в 2 смены, всего учащихся было более 400 человек. 20 мая 1941 года закончился учебный год. Дети пошли отдыхать, набираться сил для следующего учебного года. Никто не знал, какое страшное испытание ждало нас всех.

Война

Как страшный гром обрушилось на наши головы известие о войне. Около клуба у Медежихи собирались люди села. Лица у всех были серьёзные, многие женщины плакали. Ещё вчера вечером на этом месте веселилась молодёжь, играла гармонь, девушки пели песни. За одну ночь всё перевернулось. На трибуну поднялся председатель сельсовета Михаил Иванович Овчинников и открыл митинг. Он сообщил собравшимся, что на рассвете, 22 июня без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину.

Директор школы Филлипов Николай Павлович ушел на фронт в числе первых… Остро не хватает учителей, учебников, тетрадей... Но школа не прекращает свою работу.

Школа имела печное отопление, топилась дровами и кизяком. Раньше дрова вывозили из тайги на лошадях. Теперь же лошади были заняты на другой работе. Своими силами мы заготавливали кизяк. Его хватало до половины зимы, остальные месяцы школа не отапливалась. Занимались в верхней одежде, в шапках и варежках. Сырой тряпкой стирать с доски было нельзя - на ней сразу образовывался лёд. Писали на доске жёлтой глиной.

Особенно трудно было во второй и третий годы войны. Старые запасы учебных материалов иссякли полностью, не было чистой бумаги, тетрадей. Писали на газетах и старых книгах между строк.

 1946 год

Исписанные листы бумаги обесцвечивали хлорной известью, сушили и писали карандашом.

Карандаши и ученическая ручка с пером ценились на вес золота. Например, простой карандаш на рынке можно было купить за 18 -20 рублей.

Наши ученики были бережливыми, умными изобретательными. Из гусиных перьев мастерили перья, чернила приготавливали из сажи, сока красной свеклы, из сока зелёных листьев, из корней различных трав.

 Учебников было мало, их очень берегли. Помню, в 4 классе на 39 учащихся было всего 4 учебника истории. Но историю ребята знали превосходно! Мой ученик Гоша Стариков мог заменить заболевшего учителя.

Нашим маленьким первоклассникам нелегко доставалось постижение грамоты: не было букварей, разрезной азбуки. Приходили на помощь старшеклассники: вырезали буквы из старых книг, наклеивали на бумагу, получалось подобие азбуки. Так дети учились читать.

Мы, учителя, отдаём должное своим бывшим ученикам: эти дети видели войну, слёзы матерей, голод и холод. И в таких трудных условиях они не теряли интереса к учению, с жадностью слушали учителя, чтобы знать как можно больше. Наши ученики не хныкали, не раскисали от трудностей, не жаловались. У этих детей стоит поучиться мужеству, упорству, стойкости, человечности и доброте.

В те годы везде было трудно. Но все понимали, что после войны очень нужны будут грамотные люди, чтобы восстанавливать страну.

Ленинградцы

Во второй учебный военный год к нам в школу приехал работать завучем опытный, уже пожилой учитель из блокадного Ленинграда -  Леонов Василий Михайлович 1890 г.р. Имея за плечами большой опыт работы и щедрое сердце, он учил нас, молодых учителей, мастерству педагога. От него мы узнали о ужасах, выпавших на долю ленинградцев.

В это же лето мы встречали детей, эвакуированных из Ленинграда. Это были дети, разучившиеся улыбаться, перенёсшие столько горя и страданий, что трудно было в это поверить.

В одной из классных комнат мы расставили столы, разложили свежий варёный картофель, морковь, огурцы, дыни… Принесли что могли из дому и со школьного огорода. Маленькие ленинградцы рассказали всё, что им пришлось пережить во время блокады. Они с любовью говорили о своём городе, его красоте и величии. Ненависть и гнев был виден в ребячьих глазах, когда они говорили о том, как фашисты бомбили город, разрушая, уничтожая его.

Наши дети быстро сдружились с ленинградцами. Специальных квартир для эвакуированных семей не было, и сельчане принимали их к себе. Случалось, что в одной комнате жило 7-8 человек. Жили дружно, горе и радость делили пополам, делились куском хлеба и кружкой молока. Так семья ученика нашей школы Германа Гревцова приняла семью ленинградцев из двух человек. У них всё было вместе: и радость и печаль, кусок хлеба и тепло натопленной хаты. В

селе жили старики Кошелевы. Двери их дома были всегда открыты для всех обездоленных. Перебиваясь сами кое -как они отдавали тепло своей души тому, кто оказавшись далеко от родных мест, нуждался в помощи.

За то время, что ленинградцы прожили в нашем селе, они полюбили наших людей, школу и сибирскую природу. После окончания войны, в 1946 году, все они вернулись в родной Ленинград. Мы были рады за них. (Долгое время сроднившиеся семьи переписывались, ездили в гости. Потом между собой общались уже их дети, - прим.редакции ИА "Амител")

1947 год

Тогда же во время войны к нам в село был эвакуирован детский дом. Его разместили в двухквартирном учительском доме. Дети были разные по возрасту: от 3 до 14 лет. Многие были подобраны на дорогах войны. Всего было около 50 человек. Детдомовцы значительно пополнили нашу школу. Нам, учителям, нелегко приходилось, чтобы сплотить и организовать детский коллектив. Война отложила свой отпечаток на детскую психику. Нужно было отогреть маленькие души, вселить уверенность, что все страшное уже позади. Нам приходилось быть для наших учеников и учителем, и матерью, и сестрой. А нам самим-то по 20 лет!

Помню мальчика Марата. На его глазах фашисты убили мать, деда, бабушку и сестёр. Он спасся чудом, помогли соседи. Этот мальчик не произносил ни слова, ни в школе, ни в детдоме. Казалось, что он навсегда разучился говорить. Понадобилось много тепла и ласки, чтобы отогреть это маленькое сердце.

Чтобы не забыть имена своих родных, дети на листочке бумаги записывали фамилию, имена матери, отца, братьев и сестёр. Листочек этот хранили, как талисман.

Наши ученики оказывали детдому посильную помощь. Помогали с отоплением, приносили одежду, обувь, постельное белье.. Ведь дети приехали в одних рубашках..

Детские подвиги

А с фронта шли тревожные вести. В школе имелась карта, по которой отмечалось движение наших войск. Мы не сомневались, что враг будет разгромлен, но хорошо понимали, что эта победа достанется нелегко.

Каждую неделю почтовый курьер вручал чьей-то семье похоронку. Мы, учителя, знали об этом и должны были помочь ученикам справиться с горем, помочь словом, а может быть и делом. Сердце сжималось от жалости к детям, у которых в глазах стояли невыплаканные слёзы…

 В осиротевших семьях старшие дети были опорой матери. Девочки на свои плечи брали всю заботу по дому, доили коров, присматривали за малышами, варили нехитрый обед. Мальчишки в 12 -13 лет становились незаменимыми работниками в колхозе. Они рано научились владеть топором, пилой, косой, лопатой.. Были случаи, когда ребята оставляли школу, так как были вынуждены помогать матерям, становиться кормильцами для младших братьев и сестёр.

Но чаще всего ребята тянулись изо всех сил и продолжали учебу. Были примерными учениками братья Шикуновы: Михаил, Анатолий и Сергей. Их мама работала дояркой на ферме. Отец воевал. Миша и Толя дождутся маму с фермы, накинут её одежонку, обувь, и бегут в школу. Голодные, холодные, а как прекрасно они учились! У Медведкина Саши умерла мать, погиб отец. Жили они с сестрой у деда с бабушкой. В 7 классе Саша решал задачи за 8 класс…

Весной 1944 года в селе вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Болезнь длилась долго, ученик на 1,5 месяца выбывал из школы. В изоляторе лежали целыми семьями. И тогда школьники приходили на помощь: вскапывали и сажали огород, ухаживали за ним, пока семья не оправлялась.

В военные годы в школе чётко действовали Тимуровские команды. Пионерский актив всегда знал, кому требуется срочная помощь и оказывали её незамедлительно.

Мы готовили подарки воинам Советской Армии, ходили по квартирам читать сводки от советского информбюро, готовили вечера художественной самодеятельности, проводили пионерские сборы.

Несмотря на лишения мы с детьми старались жить полной жизнью: сколько было выдумки, старания, изобретательности у наших пионеров! …Очень любили проводить пионерские костры в поле весной. Устраивали спортивные состязания между отрядами, звеньями, пионерами.

 Особенно старательно готовились к встрече Нового года. Красавица ёлка, привезённая из лесу, стояла посреди коридора. Украшения на ёлку мастерили ученики из соломы, стеблей подсолнечника, из лучины, прутьев - получались затейливые игрушки. Ёлка выглядела нарядно. А чтобы придать ей торжественность - зажигали несколько восковых свечей…

За годы войны непосильный физический труд лег на хрупкие плечи наших учеников. Они помогали заготавливать для школы дрова, сено для школьной лошади, а летом и осенью работали в поле. Если бы была моя воля, то всем детям военных лет я вручила бы ордена и медали за их труд, великое терпение, за то, что вместе со взрослыми они помогали ковать победу над врагом".

Из воспоминаний Зои Яковлевны Гилевой

на фото: ученики Поповичевской школы в 1940, 1946 и 1947 годах.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров