Торренты и соцсети не отвечают за пиратов, если не зарабатывают на них: эксперты

Показ рекламы на странице с пиратским материалом не считается заработком - считают эксперты

12 мая 2015, 11:06, ИА Амител

Если соцсети, торренты или поисковики не зарабатывают на пользовательском контенте, они не должны нести ответственность за пиратские материалы на своей площадке. Это следует из проекта справки, которую подготовил Научно-консультативный совет (НКС) при Суде по интеллектуальным правам.

- Справки, издаваемые Судом по интеллектуальным правам по итогам заседаний совета, формируют судебную практику. Если у судей возникает спорный вопрос, и по этой теме выпущена справка, они могут ею руководствоваться, - рассказывает начальник юридического отдела координационного центра национального домена сети интернет, член НКС Сергей Копылов. - Справки не носят обязательного характера, у нас нет в стране прецедентного права. Но они формируют единообразную судебную практику. Чтобы судье лишний раз не ломать голову, а воспользоваться уже готовой справкой.

Подготовленную в НКС справку должен утвердить президиум Суда по интеллектуальным правам - в этот орган входят только судьи. В пресс-службе Суда  не ответили на запрос “Известий”, когда предполагается утвердить данную справку.

В проекте документа рассматривается вопрос об ответственности так называемых информационных посредников. Определение этого понятия дано в статье 1253.1 Гражданского кодекса России: "Лицо, осуществляющее передачу материала... в сети Интернет, лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети". Как видно, под это определение подпадают интернет-провайдеры, хостинговые компании, поисковики, торренты.

В той же статье ГК даны условия, при которых информационный посредник не должен отвечать за размещенный пользователей контрафактный материал. Администрация сайта не знала и не должна была знать, что материал контрафактный. А после получения письменного заявления правообладателя о нарушении, с указанием точного адреса в Сети, где размещен материал, посредник "своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав”.

В справке Научно-консультативного совета даны три критерия, при соблюдении которых интернет-ресурс можно приравнять к информационному посреднику - и освободить от ответственности.

Во-первых, сайт не должен получать прибыль от размещенного на нем пиратского файла. При этом, по словам Копылова, на НКС обсуждалось, что имеется в виду лишь “прямая” прибыль от продажи контента. В случае косвенного заработка, например, от показа рекламы на странице с пиратским материалом, сайт можно считать информационным посредником.

Во-вторых, надо установить кто разместил контрафактную информацию на сайте. В случае информационного посредника, это делают пользователи, а не сама администрация этого ресурса.

В-третьих, судьям рекомендуют оценить, модерирует ли администрация сайта загруженный пользователями контент перед его публикацией. И не будет ли такая модерация, в случае ее введения, связана с чрезмерными затратами.

Сейчас сайты, размещающие пользовательский контент, далеко не всегда выигрывают в суде у правообладателей. Например, в декабре 2014 г. Верховный суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы соцсети "ВКонтакте" по иску ООО "Никитин Медиа Диджитал Контент". Речь шла о взыскании с сайта 750 тыс. рублей за размещенные пользователями десять фонограмм. Соцсеть оспаривала в Верховном суде решение Суда по интеллектуальным правам - тот отменил решения низших инстанций в пользу "ВКонтакте" и направил дело на новое рассмотрение. 

- Подготовленный документ фиксируют границы моей отвественности, как владельца блогхостинговой платформы, - говорит глава liveinternet.ru Герман Клименко.

По мнению главы сайта знакомств "Теамо.ру" Андрея Бурина, критерии выглядят вполне выполнимыми, учитывая, что модерация может быть формальной.

- У нас на сайте есть предмодерация контента. Модераторы не могут определить, насколько контент легален. Но могут выявлять противозаконный - например, разжигающий межнациональную рознь, порнографический и так далее, - отметил Бурин.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров