Ученые научились "переключать пол" у комаров

Ученые выявили ген, ответственный за определение пола у комаров

25 мая 2015, 14:41, ИА Амител

В попытках борьбы с лихорадкой денге и малярией учёные разработали немало интересных методов. Так, например, команда из Рио-де-Жанейро начала инфицировать комаров бактериями, подавляющими вирус лихорадки, а британцы из Имперского колледжа Лондона генетически модифицировали насекомых таким образом, чтобы их потомство состояло преимущественно из самцов, который, как известно, человека не кусают.

Ещё один способ борьбы с лихорадкой денге придумала команда исследователей из Технологического института Вирджинии. Они выявили ген, ответственный за определение пола у комаров, которые могут передавать жёлтую лихорадку, лихорадку денге и вирус Чикунгунья. Манипуляции с этим геном могут повлиять на популяцию смертоносных насекомых.

Как изыестно, кусают людей и пьют кровь исключительно самки комаров, поскольку они нуждаются в крови животных для нормального развития потомства. Исследователи полагают, что увеличение численности самцов может снизить уровень заражения лихорадкой.

В статье, опубликованной в журнале Science Express, учёные описывают генетический "переключатель" под кодовым названием Nix в геноме представителей вида Aedes aegypti, или жёлтолихорадочных комаров. Именно этот "переключатель", по словам авторов исследования, отвечает за определение пола у насекомых.

"Обнаружение этого участка ДНК открывает перед нами удивительные возможности в борьбе с инфекционными заболеваниями. Увеличив численность самцов, мы сможем снизить численность случаев заражения, по крайней мере, для одного региона", — рассказывает соавтор исследования Чжицзянь Джейк Ту (Zhijian Jake Tu).

В ходе эксперимента, о котором подробно рассказывает пресс-релиз, учёные вводили эмбрионам комаров инъекцию с Nix и обнаружили, что в результате на свет появились самки с мужскими половыми органами. Когда же исследователи удалили Nix из генома при помощи методики редактирования ДНК CRISPR-Cas9, у самцов комаров появились женские половые органы.

"Конечной целью нашего исследования является создание трансгенных линий, в которых ген Nix работал бы в организме самок и превращал бы их тем самым в безвредных самцов без вмешательства учёных", — заключил ведущий автор исследования Зак Эйдельман (Zach Adelman`).