Муниципалитеты хотят лишить права проверять рынки и ярмарки
По мнению депутатов, проверки муниципальных служащих повышают уровень коррупции на местном уровне
29 мая 2015, 11:11, ИА Амител
Сотрудников муниципалитетов хотят лишить права контролировать рынки,
ярмарки выходного дня и другие торговые объекты, а также проверять
работу недропользователей и ход строительства подземных объектов.
Соответствующий законопроект, подготовленный заксобранием Архангельской
области, в ближайшее время внесут в Госдуму (документ есть в
распоряжении "Известий").
Сейчас предприятия, работающие в этих сферах,
проверяют главные контролирующие инстанции — Роспотребнадзор и
Министерство природных ресурсов, а также с проверками приходят и
муниципальные служащие. По мнению депутатов, такой двойной контроль
мешает нормальной работе бизнеса и усиливает коррупционную составляющую.
Депутаты ГД заявили, что считают работу муниципалитетов эффективной,
однако судьба предлагаемых поправок будет определена после детальной проработки текста законопроекта.
Директор
правового департамента администрации губернатора и правительства
Архангельской области Игорь Андреечев пояснил "Известиям", что сейчас
бизнес терроризируют проверками.
— Мы предлагаем упорядочить
виды муниципального контроля и полномочия муниципалитетов. Мы считаем,
что три вида муниципального контроля — за розничными торговыми
объектами, в целом в торговой сфере и за недропользователями — излишни,
потому что система слишком забюрократизирована. По этим направлениям
сейчас существует двойной контроль, то есть бизнесменов проверяют и
основные контролирующие организации (Роспотребнадзор, Министерство
природных ресурсов), и местные власти — муниципалитеты, — говорит
Андреечев. — Нужно убрать лишние проверочные предприятия от тех органов,
которые не являются основными. Соблюдение СанПиНов проверяет
Роспотребнадзор, обеспечение безопасности — МЧС, порядок проведения
кассовых операций — налоговая служба. У муниципальных же служащих нет
четких критериев для проверки, следовательно, они приходят на
предприятия и проверяют эти же параметры. А затем если находят
нарушения, то передают их в тот же самый Роспотребнадзор. Мы считаем,
что бизнесу нужно дать нормально работать, а не мучить излишними
ревизиями.
При этом Андреечев добавил, что законопроект также
предусматривает наделение полномочиями муниципалитетов по контролю за
продажей алкогольной продукции.
— В федеральном законе "Об
общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не прописана
ответственность местных органов власти за контроль по продаже
алкогольной продукции. При этом в отраслевом законе "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции и об ограничениях потребления (распития)
алкогольной продукции" муниципальный контроль предусмотрен. Для
устранения недопонимания мы считаем необходимым прописать
ответственность муниципалитетов по этому вопросу в основной закон, —
объясняет Андреечев. — Это крайне важно, поскольку по действующему
законодательству спиртные напитки не должны продаваться на территориях,
прилегающих к образовательным, культурным и медицинским учреждениям.
Границы этих территорий определяют муниципальные служащие, в то время
как лицензионные органы, выдающие разрешение на торговлю, не всегда
знают, где именно находятся точки по продаже таких напитков и попадают
ли они на эту запретную территорию. В связи с этим именно сотрудники
муниципалитетов должны осуществлять этот контроль.
Председатель
профсоюза предпринимателей "Лига свободы" Владлен Максимов считает, что
отказ от двойного контроля крайне важен для нормальной работы бизнеса.
—
Надо помнить, что, помимо основных контролирующих инстанций, таких как
МЧС или Роспотребнадзор, никто не отменял проверочные рейды МВД и
миграционной службы, которые также следят за соблюдением норм работы
предприятий, — сказал Максимов.
Зампред комитета ГД по
конституционному законодательству и государственному строительству,
единоросс Дмитрий Вяткин отметил, что законопроект будет детально
проработан, как только поступит в профильный комитет.
— Необходимо оценить, насколько целесообразны предлагаемые изменения, и детально проработать текст законопроекта, — сказал он.
В
свою очередь, депутат от "Справедливой России", зампред комитета ГД по
конституционному законодательству и госстроительству Александр Агеев
уверен, что если представителей муниципальной власти лишить возможности
контроля, то их необходимо обеспечить материальными средствами для
проведения опросов и других видов общественной деятельности.
—
Сотрудники муниципалитетов — это люди, остро чувствующие проблемы и
недостатки жизни граждан, поэтому лишать их возможности вмешиваться в
определенные сферы деятельности, не предоставляя ничего взамен,
несправедливо, — считает Агеев.
По мнению доцента департамента
государственного и муниципального управления ВШЭ Павла Кудюкина,
проверки со стороны местных властей действительно могут нести в себе
высокую коррупционную составляющую.
— Так как у муниципальных
служащих нет четких критериев для проверки, то давление на
предпринимателей может быть крайне серьезным. По сути дела,
представители муниципалитета могут шантажировать проверяемого тем, что
передадут информацию в вышестоящие инстанции, если он не согласится на
их условия, — рассуждает Кудюкин. — Такая проблема не сильно актуальна
для Москвы и Санкт-Петербурга, поскольку это города федерального
значения и права муниципальной власти крайне урезаны. Но зато касается
других городов-миллионников и крупных субъектов.
Отметим, что в
Москве и Санкт-Петербурге, согласно федеральному закону о местном
самоуправлении, принятом в 2003 году, муниципалитеты занимаются
вопросами опеки и попечительства, военно-патриотической работой и
обустройством спортивных площадок. Также они могут передавать свои
предложения по использованию земли органам исполнительной власти —
управам и префектурам. В то время как муниципалитеты в других субъектах
РФ обладают гораздо большими полномочиями, главное из которых — право
распределения и утверждения местного бюджета.
Депутат
районного совета Тропарево-Никулино Владимир Гарначук отметил, что
муниципалитет представляет собой альтернативу исполнительной власти.
— Контроль со стороны муниципальных служащих оправдан и нужен, поскольку, как показывает практика, рынки и другие торговые объекты часто являются кормушками для чиновников, — сказал Гарначук. — Предложение о лишении муниципалитетов полномочий по контролю свидетельствует о том, что муниципалитеты в принципе хотят искоренить как ненужный элемент в управленческом механизме.
Комментарии 0