«Протон» усовершенствуют после аварии

Комиссия рекомендовала улучшить технические характеристики "Протона", не найдя брака

01 июня 2015, 13:04, ИА Амител

Комиссия Роскосмоса и Минобороны объявила окончательную версию аварии "Протона" 16 мая: отказ рулевого двигателя третьей ступени. Причем дело не в браке, а в конструктивном недостатке ротора топливно-насосного агрегата (ТНА) двигателя — он дает повышенные вибронагрузки, разрушающие агрегаты машины.


По распоряжению руководителя Роскосмоса Игоря Комарова Центр имени Хруничева и филиалы компании разрабатывают план мероприятий по устранению причин аварии, который включает замену материала вала ротора, доработку методики балансировки ротора, модернизацию крепления ТНА рулевого двигателя к раме маршевого двигателя.

Игорь Комаров заявил на брифинге, что комиссия также выявила ряд несоответствий в системе менеджмента качества предприятий и в течение месяца будет разработан план мероприятий по их устранению.

Дату следующего пуска "Протона" Роскосмос назовет в июне. По неофициальной информации, такой объем работ может занять до полугода. Соответственно обновленный "Протон" может стартовать после серии наземных тестов не раньше зимы-2015/16.

Нештатная ситуация, погубившая очередную ракету "Протон" с мексиканским спутником связи "МексСат-1", случилась в 08.56 по московскому времени 16 мая, за минуту до того, как космический аппарат с разгонным блоком "Бриз-М" должен был отделиться от третьей ступени. Сразу же была озвучена основная версия: некорректная работа двигателя третьей ступени "Протона". 

Двигательная установка РД-0212 для третьей ступени ракеты "Протон-М" была изготовлена Воронежским механическим заводом (ВМЗ, с 2008 года входит в состав холдинга, созданного на базе Центра имени Хруничева). По словам собеседника "Известий" в Центре Хруничева, аварийный двигатель РД-0214 для третьей ступени "Протона" был изготовлен в октябре 2013 года, а в ноябре был признан соответствующим технической документации.

Схожая ситуация с ракетой данного типа имела место год назад: 16 мая 2014 года при запуске "Протона-М" со спутником связи "Экспресс-АМ4R" также подвела третья ступень.

— Эта ракета летает не одно десятилетие, и третья ступень, насколько мне известно, существенной модернизации не подвергалась, — говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского. — Просто глубокая кооперация осложняет контроль. В этом проблема отрасли, и так сложилось с середины прошлого века — в производственных цепочках участвует масса предприятий. И если в Москве на "Хруничеве" поставят военную приемку и так решат вопрос, то в провинции на подшипниковом заводе ее не поставишь. А этот дефект потом гробит огромное изделие.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров