Надо ли выносить торговые центры за черту Барнаула?

23 июня 2015, 08:00, ИА Амител

В Барнауле на каждом свободном пятачке ставят жилую высотку. А если пятачок побольше – непременно торговый центр. Ни стадион, ни центр творчества, а очередной ТЦ. По их количеству мы в лидерах в масштабах страны. Однако гордость не берет. С ТЦ, кажется, перебор. На Западе крупные торговые центры давно уже выносят за городскую черту. Во-первых, чтобы ситуацию на дорогах не усугубляли, во-вторых, архитектурный облик города не портили, пишет "Алтайский портал недвижимости".

ПервомайскийПервомайский

В Барнауле к этому тоже придут. Но строить их за городом начнут, похоже, когда в жилых массивах уже места не останется. Ведь надо предусмотреть парковочные места в достаточном количестве. По европейскому стандарту на каждые 100 кв. м должно быть 3-5 парковочных мест, наземных или подземных, неважно. Делается это даже не столько для удобства посетителей… Точнее, так: создание комфортных условий для посетителей имеет целью увеличение их количества, а, в конечном счете, дохода собственника и арендаторов ТЦ. По определению Международного совета торговых центров, достаточное количество парковочных мест – одно из главных условий популярности ТЦ.

Говоря о месте расположения ТЦ, надо уточнить: речь идет о крупных по площади торговых заведениях – гипермаркетах, торгово-развлекательных центрах. То есть о таких комплексах, которые семья посещает не каждый день, а не чаще раза в неделю. На каждый день существуют магазины шаговой доступности (в 5-10 мин. ходьбы). В них, в принципе, те же товары и услуги, только в несколько меньшем ассортименте.

Вопрос – надо или нет выносить ТЦ за черту города – неоднозначный. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Например, для горожанина выгодно и удобно, когда все в одном месте – продукты, хозтовары, кафе, прачечная, ремонтная и швейная мастерские и прочее услуги. С другой стороны, пробок на дорогах значительно больше. Опять же если все ТЦ за городом будут – это не станет проблемой для владельцев авто, то есть для очень многих горожан. Но вот как быть "безлошадным"? Дилемма, однако.

"Алтайский портал недвижимости" провел опрос среди барнаульцев, и вот что они сказали:

Федор Соколов, предприниматель:

Европа.JPGТРЦ

"Я за то, чтобы торговые центры, как средние по размерам, так и крупные, находились в черте города. Как это и есть сейчас в Барнауле. Да, в этом есть минус – пробки. Но плюсы перевешивают. Взять, к примеру, ТРЦ "Огни", рядом с которым я живу. На том месте много-много лет был пустырь, превращенный гражданами в помойку. Гуляя с ребенком, я старался не проходить там. Грязь, мусор кругом. Помойка есть помойка. Да и запах специфический на всю округу. Сейчас же красота – место благоустроенное, ТРЦ сам по себе красивый, а вечерами, в огнях, так и вовсе очень привлекательный. Да, движение транспорта там частенько затруднено. Но я готов терпеть эти неудобства. Зато в ТРЦ есть все, что мне нужно. Наша семья любит ходить в кино. Жена с сыном – на мультики, я с друзьями – на фильмы-катастрофы или боевики. Раньше приходилось в "Мир" ездить или в "Европу", а сейчас кино под боком, только дорогу перейти. Даже чаще в кинотеатр ходить стал. Нравится, что под одной крышей и другие развлечения – детская зона, боулинг, фуд-корт.

Плюс еще в том, что для молодежи это место встреч. Где им еще в городе встречаться-то? Проблема с местами досуга, особенно доступными для подростков, у которых, мягко сказать, не полные карманы денег.

Скоро откроется ТРЦ "Пионер" на Новом мосту. Там та же история, что и с "Огнями": было черт знает что, сейчас – красивое благоустроенное место, украшение города. Понятно, что и там проехать будет еще сложнее, чем сейчас. Но транспортные проблемы города надо решать путем совершенствования дорожно-транспортной системы, а не вынося ТЦ за черту города.

Считается, что если ТЦ возле дома, то и незапланированных трат больше. Чаще заходишь – чаще что-то лишнее покупаешь. Может, и так. У других. Я же стараюсь траты контролировать.

Плюс от ТЦ в шаге от дома вот еще в чем: в городе практически не осталось автостоянок, люди вынуждены оставлять машины во дворах, это рискованно. А сейчас можно поставить на ночь на стоянке перед ТЦ, под их видеокамеры. Так многие и делают.

Арена.JPGТРЦ

Если вынести все крупные ТЦ за черту города в расчете, что это улучшит передвижение транспорта по дорогам, то я сомневаюсь, что это произойдет. Выездов из города у нас не так много, всего-то три. В выходные и предпраздничные дни все устремятся по ним, да еще вперемежку с дачниками и туристами. Так что заторов не избежать. Пусть в европах ТЦ выносят за город – у них там все-таки автомобиль даже не в каждой семье, а у каждого взрослого члена семьи. В общем, намного в городах больше транспорта, чем у нас.

У нас не с количеством ТЦ проблема, а с их местоположением. К примеру, взять "Огни" и "Весну" (они вообще в шаговой доступности друг от друга), БАМЗ и "Пионер" - ну, не место им там, на главных артериях города".

ТРЦ ТРЦ

Анна Поливанова, менеджер:

"Если это ТЦ, в которых люди, как правило, делают закупки на неделю, - их, считаю, надо выносить за город. Приехал, купил что надо, никакой толкучки – ни в самом ТЦ, ни на автостоянках. Все-таки за городом с парковочными местами возле ТЦ попроще будет. Но собственники стремятся в жилые массивы, в центр города, где максимальный трафик потенциальных покупателей. Но места под обустройство большой автостоянки там, как правило, нет. В городе после работы зайдешь – все уже там, толкотня, очереди. А вот торгово-развлекательные центры надо строить рядом с домом. Даже если машина есть, лучше, если развлечения поблизости, чтобы можно было с ребенком пешочком дойти.

Кроме того, далеко не все барнаульские ТЦ радуют глаз. Некоторые выглядят ужасно или же просто скучно – некрасивые коробки, облицованные плиткой.

Стас Терехин, водитель:

"Я - за вынос. В городе крупным торговым центрам не место. Главная причина – пробки. В Барнауле и так проблем с транспортным движением достаточно, а строительство ТЦ и ТРЦ их еще больше усугубит. Да и праздношатающегося народа будет поменьше. Честно сказать, раздражают "лишние люди", которые просто слоняются по торговому центру, абсолютно бесцельно – подростки, молодежь. Часто все лавочки и столики в кафе заняты малолетками, присесть негде – с покупками или когда перекусить захотел. Для подростков, молодежи надо строить спортивно-развлекательные центры. Чтобы они не тусовались в торговых от безысходности.

ОгниОгни

Ольга Орлова, дизайнер:

"Пусть торговые центры будут рядом. Мне так удобно. Ездить за город нет никакого желания. Торговые центры – они ведь не только для того нужны, чтобы что-то купить, но и просто походить посмотреть иной раз хочется, повыбирать-попримерять. В терапевтических целях, хотя бы. В ТЦ за чертой города можно поехать, когда надо закупиться по списку на всю неделю. наверное, так многие и делают. Но это не мой вариант. Так что пусть все будет под боком. Пусть все остается, как есть".

Правда, некоторые мега-ТЦ строить в городе не надо, особенно в "узких местах", как на на пр. Строителей на месте бывшего БАМЗ или в районе Нового рынка. Это уже лишнее, там пробки будут еще больше, чем сейчас".

Ирина Клюкина, директор УК ТРЦ Праздничный:

"Спорить об этом нецелесообразно. Это все равно, что спорить о том, чем принимать пищу - ложкой или вилкой. И то и другое имеет место быть, таковы законы "жанра" . Есть определенные закономерности, по которым развиваются города и коммерческая недвижимость в них. Торговые центры в пригородах (highway-moll, outlet moll, ТРК регионального формата) просто необходимы в мегаполисах , где основная масса населения проживает в спальных районах и коттеджных поселках, работает в городе и ежедневно преодолевает многокилометровые расстояния. В миллионниках, где темп жизни интенсивнее, выходные так же подчинены планированию времени и культура потребления в загородных ТРК "выходного дня" уже сформирована по примеру "малоэтажной" Америки или Европы.

Что касается городов с населением менее миллиона человек, то ТРК вне городской черты успешны только там, где нет достаточной обеспеченности торговыми площадями в черте города. Если город имеет несколько качественных и востребованных ТРЦ городского и районного масштаба, то "плавание" "региональщиков" в пригороде серьезно затрудняется, особенно если их арендаторы уже представлены в городских торговых центрах. Что мы и наблюдаем, в частности, в Барнауле, жители которого не совсем готовы к шопингу и отдыху вдалеке от дома. У краевой столицы своя специфика: центр торговли действительно сместился из исторического центра в спальные районы и новостройки, но никак не за город. Застройщиками еще достаточно продолжительное время будут востребованы участки внутрирайонные и в ближней "околице".

Что касается отдельно стоящих DIY (строительные, садово-огородные товары, мебель) и продуктовых гипермаркетов, то их размещение вне города обусловлено скорее логистикой и подчиняется особенностям развития крупного продуктового и промышленного ритейла".

Степан Васильев, житель Краснодара:

"В Краснодаре к решению городских проблем подходят более ответственно. К примеру, пробки там помощнее барнаульских. Но эту проблему там стараются решать. Строят развязки, например. И в целом вкладывают серьезные деньги в развитие дорожно-транспортной системы города. Проблема отсутствия достаточных территорий под стоянки решается, например, тем, что стоянки эти строятся либо под торговыми центрами, либо на крыше, как в ТЦ "Краснодар". В столице Кубани больше, чем в Барнауле крупных торговых центров вынесено за черту города. В общем, дорожно-транспортные проблемы решаются комплексно и эффект виден невооруженным глазом.

Я согласен с тем, что в Барнауле, если бы не строительство ТРЦ "Огни", тот пустырь так пустырем и остался бы. Никакой стадион в том месте никто бы не построил. Даже на уровне обсуждения попыток бы не было. Ну, нет в Барнауле своего Галицкого, который очень много делает для родного города. Предприниматели серьезные есть, а их вклада в развитие Барнаула не видно. В какие-то другие территории, наверное, инвестируют. Только не в родной город. Да и мэрия - не очень понятно, что делают чиновники для благоустройства города и решения его актуальных проблем. А подписать разрешение на строительство очередного ТЦ – что может быть проще? Пожалуй, только по числу торговых метров на душу населения Барнаул и соперничает с Краснодаром. В остальном, на мой взгляд, уступает. И это очень грустно". 

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров