Как эволюционирует торговый бизнес в Алтайском крае и к чему это приведет

В Алтайском крае классические форматы претерпевают изменения, ориентируясь на покупательские запросы населения. Происходит специализация торговых объектов на определенные потребительские группы и появляются новые форматы торгового бизнеса.

30 июля 2015, 16:49, ИА Амител

Санкции, кризисные явления в российской экономике и активный курс на импортозамещение заставил многие торговые предприятия Алтайского края искать новые форматы работы. Сейчас в регионе активно развиваются интернет-магазины, фермерские лавки, современные рыночные площадки, магазины "домашней кухни" и т. д.

Торговый бизнес стал более чутко реагировать на запросы покупателей и эволюционировать. В этом мог лично убедиться корреспондент ИА "Амител", который побывал на четырех торговых площадках Барнаула и Бийска.

рынок Янтарный в Барнаулерынок Янтарный в Барнауле

Концептуальный рынок

Традиционные городские рынки, куда люди приходят за свежим мясом, молочной продукцией, овощами и фруктами, также меняются. Они трансформируются в торговую площадку, где предлагают целый комплекс услуг. Примером этому является рынок "Янтарный" в Барнауле.

Здание рынка объединяет торговые и офисные здания на общей площади 7 тыс. 500 кв. метров. Здесь продают продукты, мужскую и женскую одежду, детские товары, обувь, бытовую химию, косметику и т. д. Также предлагают различные услуги.

На первом этаже расположено 200 торговых мест, отведенных под различные продукты питания. Практически все заняты. При этом арендная ставка за торговое место, например, площадью 1,2 кв. метров составляет 15 тыс. рублей в месяц. Как подчеркивают владельцы "Янтарного", это примерно на уровне общегородских расценок.

рынок Янтарный в Барнаулерынок Янтарный в Барнауле

Одной из особенностью рынка является то, что он развивается в соответствии с концепцией "Здоровое питание — здоровый человек".

"Мы ходим привлечь умного покупателя, который задумывается о своем здоровье и покупает свежие натуральные продукты. Человек может прийти на рынок, буквально понюхать товар и даже поторговаться с продавцом. При этом большая часть продуктов — от местных производителей. Алтайские предприятия производят качественную продукцию", - подчеркивает заместитель директора рынка "Янтарный" по развитию Владимир Соковиков.

Он пояснил, что 8 августа планируется открыть клуб здорового образа жизни. "Мы хотим научить человека новому подходу к его образу жизни. Сейчас происходит засилие фаст-фуда и отказ домашней пищи. Мы же попытаемся возродить ценность домашней еды", - такими грандиозными планами делится заместитель директора рынка по развитию.

рынок Янтарный в Барнаулерынок Янтарный в Барнауле

Кстати, среди задумок — проводить утреннюю зарядку на свежем воздухе на площадке перед зданием рынка. К ней смогут присоединиться все желающие.

Как пояснил корреспонденту ИА "Амител" руководитель проекта Константин Пронин, с 90-х годов в городе идет бум торговых центров, где продают продукцию в яркой красочной упаковке. Но эта продукция с долгими сроками хранения не всегда полезна.

"Сейчас люди начинают возвращаться к натуральным продуктам, которые произведены фермерами или на личных подворьях. Мы предлагаем свежую алтайскую продукцию, но при этом меняем саму подачу товара. Стараемся сделать рынок более современным. В частности, только у нас в Барнауле установлены столы для мяса с охлаждением", - рассказал Константин Пронин.

на рынке Янтарный в Барнаулена рынке Янтарный в Барнауле

Кстати, в разговоре с корреспондентом ИА "Амител" арендаторы пояснили, что, действительно, эти столы являются очень удобными. "Мясо, которое мы выкладываем на прилавок утром, не теряет свежести в течение дня. Оно не портится. Мы очень довольны такими прилавками", - делится впечатлениями продавец.

На рынке предусмотрено 19 мест для фермеров, из них семь — для бабушек, которые могут бесплатно продавать овощи, ягоды с своего подворья и домашние разносолы.

на рынке Янтарный в Барнаулена рынке Янтарный в Барнауле

"Я торгую здесь больше года. Есть постоянные покупатели, которые приходят ко мне. Все овощи — с огорода. Также продаю домашние заготовки", - рассказала пенсионерка Любовь Шипицина.

Руководитель проекта Константин Пронин подчеркнул, что вся продукция, которая поступает на рынок, проходит контроль в собственной лаборатории. Овощи поставляет в основном барнаульский совхоз "Индустриальный". Традиционно везут фрукты и овощи из Узбекистана и Таджикистана.

Пока проект, в которые вложено более 100 млн руб., не приносит прибыли. Но, уверен Константин Пронин, он имеет большое будущее.

на рынке Янтарный в Барнаулена рынке Янтарный в Барнауле

Из он-лайна в оф-лайн

Новым предложением торгового бизнеса в Барнауле стала доставка свежих продуктов питания, произведенных в фермерских и личных подсобных хозяйствах Алтайского края. В городе несколько компаний в разное время вышли с подобными предложениями.

Одна из них - "Еда рядом". Она активно осваивает рынки других городов. Исейчас выходит в оф-лайн, открывая офисы, чтобы покупатели могли не только сами забрать заказ, но и сразу же купить понравившуюся продукцию. Так, например, представительство компании "Еда рядом" заработало в здании рынка "Центральный".

проект Еда рядомпроект Еда рядом

Ранее ИА "Амител" уже сообщало, что барнаульский проект "Еда рядом" журнал Forbes включил в ТОП-10 российских компаний-западозаместителей. Компания оказалась на шестом месте рейтинга.

С начала года "Еда рядом" отмечает ощутимый рост спрос на продукцию местных хозяйств. Заметно расширяются рынки сбыта.

"Мы открыли новые направления. Есть запросы на франшизу разными городами. Сейчас работаем над пакетомсоответствующихдокументов. К концу лента они должны быть готовы, и мы сможем предложить другим регионам работать по франшизе", - рассказала корреспонденту ИА "Амител" директор компании "Еда рядом" Светлана Тельнова.

По ее словам, франшизой заинтересовались в основном компании из центральной части России. Например, это Архангельск, Волгоград, Екатеринбург и Челябинск.

С мая интернет-магазин "Еда рядом" вышел на рынок Новосибирска. Каждые две недели в город ездит машина с алтайскими продуктами. В ближайшее время в столице Сибири планируется открыть филиал барнаульской компании.

проект Еда рядомпроект Еда рядом

"В Алтайском крае на самом деле очень много аналогов зарубежных продуктов. Например, стала пользоваться успехом свежая алтайскаяфорель. Это был непривычный товар для клиентов. Рыба, которую привозят за тысячи километров, находится в ледяной глазури. От свежей ее отличает вкус и цвет. Но сейчас покупатель распробовал нашу форель", - отмечает Светлана Тельнова.

Подчеркнем, в интернет-магазине большим спросом пользуются аналоги известных западных продуктов. Например, сыр Камамбер и чай Пуэр. Регионы заказывают различные растительные масла - льняное, конопляное, кедровое и т.д.

Растет интерес и к продуктам, которые сложно встретить на полках магазинов. Например, пользуется популярностью мясо марала, цельнозерновая мука и "живой" хлеб из цельных злаков.

магазин Корзинка в Бийскемагазин Корзинка в Бийске

Магазины "у дома"

Активно в Алтайском крае развивается сеть магазинов "у дома". Как правило, они рассчитаны на покупателей среднего достатка и ассортимент в них не столь разнообразен, как в супермаркетах сетей "Мария-Ра" или "Магнит". Например, это сеть небольших магазинов "Корзинка" в Бийске, где средний чек — всего порядка 160 рублей.

Подчеркнем, на сегодняшний день в состав сети входит 168 магазинов. В течение восьми лет ТС "Корзинка" активно развивались на территории Алтайского края и Республики Алтай, сейчас сеть осваивает Кемеровскую область.

"Это, действительно, небольшие магазинчики, рассчитанные на конкретного покупателя. У каждого магазина — свой собственник, который знает индивидуальные потребности клиентов и старается создать доверительные дружеские отношения с ними. И хотя есть определенный стандарт по ассортименту, стараемся делать набор продуктов и производителей индивидуально для каждого магазина", - пояснила коммерческий директор торговой сети "Корзинка" Ольга Сибирякова.

магазин Корзинка в Бийскемагазин Корзинка в Бийске

По ее словам, если магазины ТС "Мария-Ра" одноформатные и узнаваемые, где бы вы ни находились, то каждый магазин "Корзинки" под общей вывеской внутри индивидуален. "Мы все разные. У каждого свои вкусы и предпочтения. Поэтому несмотря на общее единство цветового оформления, каждый магазин оформлен внутри по-своему", - пояснила коммерческий директор торговой сети.

 Также она считает, что благодаря именно этому, таким магазинчикам "у дома" удается выдерживать конкуренцию с крупными федеральными ритейлерами.

"Когда рядом появляется подобный конкурент, падение товарооборота в первые две недели составляет максимум на 30%. Но потом покупатель возвращается и общее падение товарооборота держится на уровне не более 12%", - отмечает Ольга Сибирякова.

Кризис заставил магазины "у дома" также пересмотреть ассортимент и производителей представленной продукции. Местные производители увеличили свое присутствие на полках сети до 60 — 70%.

"Если раньше формировали ассортимент в основном по федеральным контрактам, то сейчас пытаемся найти им замену на местном рынке. Яркий пример — ситуация с сырами. После нового года цены на них поднялись, а также многие сорта сыров попали под санкции. Мы встречались с местными производителями ("Алтайская буренка", "Холод", "Алтайский молочник" и т. д.) и обговаривали замену импортных сыров. Например, убирали с полок "Масдам" импортного производства, а его заменили местными аналогами. Также появились у нас сыры производства майминского завода (Республика Алтай)", - рассказывает Ольга Сибирякова.

По ее словам, основное сокращение потока покупателей пришлось на январь — февраль. "С апреля ситуация стабилизируется. Если сравнивать июль, то товарооборот уже выше, чем в прошлом году", - пояснила представитель ТС "Корзинка".

магазин Корзинка в Бийскемагазин Корзинка в Бийске

В целом, отмечает Ольга Сибирякова, люди не покупают меньше товаров первой необходимости. Покупатели стали ограничивать себя в том, без чего можно однозначно обойтись.

"Например, это кетчуп и майонез. Сильное падение продаж отмечается по водке, но недорогие вина стали покупать больше. Мы проводили анализ на примере группы фруктов. Анализ в рублях показал увеличение сумм продаж, но по килограммам продажи остались на прежнем уровне. То есть, покупать меньше не стали", - резюмирует она.

Новый Аникс в БийскеНовый Аникс в Бийске

Переформатирование магазинов

В условиях усиления конкуренции на розничном рынке торговые сети пытаются предложить покупателям уникальные варианты взаимоотношений, учитывающих форму торгового обслуживания, ценовую политику, расположение магазина, атмосферу, продвижение, целевую группу потребителей и др. В частности, о новом таком формате заявила торговая сеть "АНИКС".

Торговый двор "Аникс" был основан 7 июня 1993 года, именно тогда был открыт первый магазин в Бийске. На сегодня функционирует уже более 160 магазинов.

Проект, который реализуется торговой сетью, так и называется "Новый "Аникс". Как рассказал руководитель отдела проектирования и мерчандайзинга розничной сети "Аникс" Алексей Мордовин, старт "Новому "Аниксу" был дан в начале 2014 года. До 2017 года в новый формат планируется перевести 59 магазинов, сейчас уже переформатированы 14 супермаркетов. В основном, они находятся в Бийске.

Новый Аникс в БийскеНовый Аникс в Бийске

В среднем затраты по переводу на новый формат одного магазина составляют порядка 8 млн рублей.

При этом, признается Алексей Мордовин, при создании нового проекта был использован опыт ряда успешных торговых сетей с магазинами-супермаркетами. Например, нидерландской Spar.

По его словам, основное отличие от традиционных магазинов "Аникс" заключается в более широком ассортименте. Представлен большой выбор готовых блюд: выпечки, салатов и пр.

В-вторых, магазины становятся более уютными с точки зрения внутреннего и внешнего пространства. "Пытаемся сделать его более домашним, просторным и удобным", - поясняет Алексей Мордовин.

В-третьих, по другому выстраиваются отношения между продавцами и покупателями. "Главная задача сотрудников — дать лучший сервис в районе. Мы стремимся выстроить не формальные отношения, а более домашние", - замечает представитель ТС "Аникс".

Новый Аникс в БийскеНовый Аникс в Бийске

Экономический кризис заставил "Аникс" пересмотреть планы в отношении нового формата.

о итогам первого квартала покупательский спрос стал меняться, произошло перераспределение с одних товарных групп на другие — где-то с более дорогих продуктов на более дешевые. Пришлось трансформировать формат. Сделали другие акценты, другие расчеты", - пояснил руководитель отдела проектирования и мерчандайзинга розничной сети.

Поскольку выросли цены на фрукты и овощи, стали делать больший акцент на местной продукции. "Кроме того, где-то пересмотрели вес упаковки, перераспределили товар в сторону дешевого сегмента. Проводим дополнительные акции, направленные на продвижение определенных товарных групп", - отметил он.

 Представитель ритейлера признался, что усиление конкурентной борьбы заставляет искать новые форматы работы.

 ожно, наоборот, упрощать, делать магазины более дешевые. А мы пошли по другому пути. Понимаем, что это более дорогой вариант, но он более оптимален для нас", - заявил Алексей Мордовин.

Новый Аникс в БийскеНовый Аникс в Бийске

Сейчас в Алтайском крае действуют около 14 тыс. 700 стационарных торговых объектов, 3 тыс. 700 нестационарных объектов торговли, 28 розничных рынков и 139 постоянно действующих ярмарок.

По словам экспертов, классические форматы претерпевают изменения, ориентируясь на покупательские запросы населения. Происходит специализация торговых объектов на определенные потребительские группы и появляются новые форматы торгового бизнеса. А в конечном итоге выигрывает потребитель.

Редактор ИА "Амител" Светлана Яковлева

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров