Яков Шойхет: медицина Алтайского края на уровне лучших европейских клиник

Яков Шойхет отметил динамичность развития Алтайского здравоохранения и перспективность преобразований в этой сфере

03 сентября 2015, 08:30, ИА Амител

Здравоохранение Алтайского края одно из лучших в стране. Качество медицинской помощи в регионе оказывается на уровне лучших европейских клиник. Новейшие медицинские технологии доступны каждому жителю края, даже проживающему в отдаленных районах. И этих результатов удалось добиться за последнее десятилетие. О достижениях в сфере здравоохранения Алтайского края ИА "Амител" рассказал патриарх отечественной медицины, заведующий кафедрой факультетской хирургии с курсом хирургии ФПК и ППС АГМУ, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН, заслуженный деятель науки РФ, дважды лауреат в области науки и техники Алтайского края Яков Наумович Шойхет.

Я.Н. ШойхетПрофессор Я.Н. Шойхет

Фото: ИА "Амител"

Корр: Яков Наумович, вам, более полувека проработавшему врачом, как никому видны преобразования в алтайском здравоохранении. Что кардинально изменилось за последние годы? 

Я.Н: На самом деле за последние 10 лет, в здравоохранении Алтайского края произошли разительные перемены. В первую очередь, перемены касаются изменения политики оказания помощи больным в рамках федеральной концепции здравоохранения.

Поменялась тактика регионального уровня. Ведь здравоохранение строилось всегда на основе наращивания материальной базы: столько-то больниц построено, столько-то закуплено оборудования, хотя это и не решает проблему охраны здоровья населения. Наоборот порождает вопросы: кто для кого -  население для здравоохранения, или здравоохранение для населения?

С самого начала вступления в должность губернатора Александра Богдановича Карлина был выбран другой путь развития здравоохранения. Была изменена политика здравоохранения. Дело в том, что, как правило, за словами о "праве больного на выбор врача" стоит огромная путаница. Конечно "право больного на выбор врача", представляет красивую формулировку, но откуда знать пациенту, какой специальности доктор ему нужен. Даже специалист не всегда может ответить на этот вопрос, особенно если у пациента сочетанная патология...

Корр: Действительно, за эти годы средняя продолжительность жизни у жителей Алтайского края выросла с 64,6 года до 70,4 года, а показатель естественной убыли населения сократился более чем в 6 раз (с 16,2 тыс. человек до 2,6 тыс. человек).. Но все-таки, что конкретно произошло с "политикой здравоохранения" в Алтайском крае?

Я.Н.: По сути дела Алтайском крае родилась и реализуется новая концепция, а именно формирование новой медицинской структуры по типу "кластера". Суть медицинского кластера в том, что с какой бы болезнью пациент не поступил туда на лечение, там обязательно найдется специалист нужного профиля.

Корр: Иными словами, больной с "букетом заболеваний" поправит свое здоровье комплексно, а не только по одной болезни?

Я.Н.: Этот вопрос всегда был актуальным, а особенно сегодня, когда на первый план выходят мультиморбидность (несколько заболеваний у человека) и коморбидность (несколько заболеваний с одним механизмом развития). Вот и получается, что у пациента, вследствие например, порока сердца развивается легочная недостаточность, легочная гипертензия, застойная пневмония итд. и при докластерной системе его здоровьем должны были бы заниматься несколько медучреждений.

В конце концов, ведь если механизм заболевания один, то должна быть совершенно иная тактика. Он должен лечиться там, где оперативный консилиум специалистов определит тактику его лечения. Или, например роды. Вот есть у нас в Барнауле на окраине перинатальный центр, но основные службы хирургии и реанимации находятся на горе. Снижается оперативность оказания медицинской помощи, что может закончиться печально. Поэтому схема многочисленных больниц в разных концах города, настоящему времени себя исчерпала, хотя и обеспечивала в свое время доступность медицинской помощи.

Корр: Получается что "распыленность" медучреждений не обеспечивает необходимой эффективности медпомощи, по сравнению с локализованным размещением?

Я.Ш.: Действительно, такому рассредоточению больниц на смену пришла новая концепция предусматривающая создание компактного узла разнопрофильных медучреждений. Это не просто рядом стоящие несколько больниц, а организация иного типа межбольничных взаимоотношений, когда одному больному может быть оказана помощь в разнопрофильных структурах, минуя систему бюрократических выписок и согласований. Больному в любом стационаре, будет оказана при необходимости помощь из всех структур кластера. Разработана и внедрена иная степень оплаты специалистов. Во "главу угла" ставится теперь не медучреждение, а сам больной со всеми своими потребностями. Такие системы давно используются в зарубежной практике и доказали свою эффективность. Фактически это современная европейская или американская клиника.

Нагорный медицинский класте. БарнаулАлтайский медицинский кластер

Фото Андрея Ишутинова

Корр: Что дает простому жителю Алтайского края такая система медицинской помощи. Доступна ли она для сельского жителя?

Я.Ш.: Такая методика особенно актуальна в регионах с низкой плотностью населения, как и является Алтайский край. Ведь в каждом райцентре современную многопрофильную больницу не построить. При такой мощной энерговооруженности кластера возникает дополнительный эффект экономии финансирования. Ведь даже если каждую райбольницу оснастить современными томографами то качество медпомощи это не улучшит. "Тяжелая медицинская техника" должна работать непрерывно, чтобы доктор не терял опыт диагностики редких заболеваний и патологии. Если доктор работает интенсивно и проводит, к примеру, 8-10 бронхоскопий в день, то можно быть уверенным, что он ничего не пропустит. Когда в свое время начиналось в районах переоснащение современным оборудованием, возросло количество диагностических ошибок, поскольку у докторов не было опыта работы с новым инструментарием. Получается, что только при интенсивном использовании оборудование будет работать результативно.

Корр: Яков Наумович, скажите, а как будет работать доктор при такой интенсификации труда?

Я.Ш.: Ситуация эта взаимововыгодна, поскольку новый класс оборудования, предъявляет новые требования и к врачу. Сейчас появились эндоскопы с ультразвуковым датчиком и доктор может определить ТЭЛА (тромбоэмболию легочной артерии) уже при бронхоскопии, что раньше было невозможно. Для этого эндоскопист должен иметь навыки УЗИ-диагностики, а ведь это разные медицинские специальности подготовкой таких комплексных врачей никто не занимается. В условиях же кластера возможно появление таких мультиспециалистов. Такие специалисты есть у нас в крае. Есть, например врач УЗИ-диагностики он же ангиографист и как пример, больные с механической желтухой могут быть прооперированы щадящим методом в любом месте желчного протока, чего раньше невозможно было представить, поскольку вмешательство уже проводится одним специалистом, в двух ипостасях, УЗИ-диагност, он же хирург.

Корр.: Получается, что при кластерной системе здравоохранения доктор должен обладать расширенным спектром врачебных навыков, более того, он должен постоянно совершенствоваться. Как это скажется на пациентах?

Я.Ш.: Фактически в условиях кластера рождается новая медицина. Есть еще один важный для больного аспект. Таких специальностей никогда не было, фактически происходит революция в медицине, благодаря перестройке структуры и мощности лечебных учреждений. А у пациентов при таком подходе резко увеличивается скорость диагностики. Она становится не растянутой на несколько дней, а происходит практически в течение суток. Уточнение диагноза, например гистологического или бактериологического исследований осуществляется за день. Мощности одного аппарата по выявлению чувствительности микрофлоры к антибиотикам за 4-6 часов, хватает на стационар емкостью в несколько тысяч коек. Таким образом, новая концепция здравоохранения, реализуемая в крае, поворачивает медицину лицом к больному и идет навстречу ему.

Корр.: Кластерная система медпомощи имеет свои преимущества, но как сельский житель, за много километров от Барнаула сможет ей воспользоваться?

Я.Ш.: Важно, чтобы больной своевременно попал в кластер. Но ведь сам больной не придет. Необходимо, что бы его, по месту жительства, врач или фельдшер предварительно осмотрел. И вот здесь встает вопрос о сохранности и развитии первичного амбулаторно-поликлинического звена в районах края. ФАПы и амбулатории в крае уже реорганизованы. И если на страницах СМИ муссируется тема сокращения, то нужно отметить, что в селах, где ФАП упразднили, открылись врачебные амбулатории. И помощь населению там оказывает уже не фельдшер, а врач! Согласно статистике количество врачебных амбулаторий в крае выросло. Районные медучреждения не обладают достаточной мощностью для высокотехнологичного лечения, а вот реабилитация и амбулаторная помощь им вполне по силам. Десятилетиями в райбольницах только "подлечивали" больных, не устраняя причину заболевания. Сейчас такая возможность появилась и больного можно излечить радикально.

Корр.: Статистика свидетельствует о том, что за последние 10 лет построено и капитально отремонтировано более 80-ти фельдшерско-акушерских пунктов, в том числе с жильем для фельдшеров и акушеров. А какими достижениями еще может гордиться Алтайский край?

Я.Ш: В этом году за счет краевого бюджета обеспечена пренатальная (дородовая) диагностика заболеваний, хотя в федеральный бюджет здравоохранения этот сектор не был заложен. Министр здравоохранения Вероника Скворцова отметила, что по многим направлениям Алтайский край находится в лидерах здравоохранения России.

Главное достижение алтайского здравоохранения это высокая доступность технологичной медпомощи для населения. В крае создана мощная база здравоохранения, фактически родилась новая для региона область – трансплантология. За год проведено более тысячи операций по имплантации суставов. Возводится перинатальный центр, рядом с лечебными подразделениями, где будет осуществляться комплексное ведение женщин. Соединение высококвалифицированной многопрофильной и доступной медицинской помощи ликвидирует риск развития экстрагенитальной патологии беременных.

Корр.: Яков Наумович, а как вами видится работа остальных, помимо кластера, звеньев здравоохранения.

Я.Ш.: На многие годы вперед будет работать потенциал перевооружения медучреждений края. Первичная медико-санитарная помощь остается общедоступной. Она предназначена не столько для лечения, сколько для выявления заболеваний. Задача этого звена выявить и направить по назначению больного человека.

Например, очень важно выявить гипертонию на ранних стадиях и обследовать больного до того, как у него разовьется инсульт. Кроме того в Алтайском крае сохранены ЦРБ, несмотря на то, что в федеральном законе такой структуры не прописано. Вопрос оказания простой медицинской помощи на местах решен, например оперативная помощь при "остром животе" в Алтайском крае оказывается незамедлительно. Этот момент и вносит решающий вклад в борьбу со смертностью. Ведь именно смертность от несчастных случаев, острых отравлений, хирургической патологии и пр. и уносит наибольшее число жизней. А от остановки сердца рано или поздно умрет каждый из нас. Краевая клиническая больница Скорой помощи также значительно укрепила позиции неотложки.

Отдельно нужно сказать о лекарственном обеспечении больных. Ведь до появления новой краевой администрации больные приносили в стационар и свои лекарства и свой перевязочный материал, теперь эта проблема не стоит.

Фактически готовится еще одно зачинание в области детского здравоохранения. В губернаторских планах значится следующим пунктом, после формирования нагорного кластера, строительство детских больных.

ФФОМС в Алтайском крае также работает без особых сбоев. Диагностический центр также нарастил свою мощность, горбольница №5 проводит тотальную реконструкцию. Организационно решается вопрос о развитии фармацевтической промышленности. Алтайскому краю это направление вполне под силу. Здесь есть и химики, и инженеры и технологи. Однако медицина не всесильна и не каждую болезнь можно вылечить.

Медицина находится на стыке между наукой и искусством и хорошего врача можно найти только после приобретения им опыта, начиная с 20 и более лет работы, поскольку нужна работающая интуиция, которая рождается из практики. Медицинская патология многовариабельна и далеко не всегда медицинская аппаратура играет ведущую роль. К аппаратуре нужно приложить и голову. Строящийся для медработников жилой дом по своей значимости не менее важен, чем оснащенная самой современной техникой больница.

Корр.: Яков Наумович, получается, что губернатор принимает очень важные решения для здравоохранения края, касающиеся как больных, так и медперсонала всех уровней. Скажите, Александр Богданович прислушивается к советам опытных врачей-организаторов в этой области?

Я.Ш: Губернатор обладает очень важным качеством, это свойство не только слушать, но и услышать собеседника. Решение Александр Богданович принимает только после тщательного обдумывания и взвешивания ситуации. Нужно учесть, что он опытный хозяйственник и если решение им принято, то контроль над его выполнением будет самый строгий. И "шефство" над системой здравоохранения осуществляется непрерывно.




Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров