Почему учеба в автошколах должна походить на университетскую?

23 декабря 2013, 10:24, ИА Амител

Психофизиология, этика, уравнение тягового баланса, электродвигатели и вариаторы... Почему учеба в автошколах должна походить на университетскую?Об этом рассуждает издание "Авторевю".

Фото с сайта autoreview.ru

Министерство образования и науки подготовило проект "примерных программ профессионального обучения водителей" — почти 800 страниц подробных учебных планов, по которым автошколы должны вести занятия для тех, кто собирается получить водительские права постреформенного образца любой из 14 новообразованных категорий (помимо категорий Tb и Tm).

Концептуальная разница с прежними "примерными программами подготовки водителей", утвержденными в 2010 году, умещается в одном слове, ведь с 1 сентяб­ря такая подготовка относится именно к сфере профессионального образования. Выпускники на выходе будут получать не свидетельство, а диплом. Поэтому больше никаких экстернов — права можно получить, только отучившись в автошколе, а термин "автолюбитель", по сути, потеряет смысл.

Подготовка водителя теперь должна быть организована по принципу учебы в вузах. До сих пор, напомним, объем и содержание водительских курсов разнились в зависимости от выбранной категории водительских прав: от 156 академических часов для категории В до 372 часов для категории D. При открытии новой категории всю программу необходимо было проходить заново. Теперь же обучение для всех "студентов" будет начинаться с 84-часового блока общих предметов "базового цикла" — законов, ПДД, основ первой помощи, теоретических принципов управления машиной. После его окончания будущие водители сдают теоретический экзамен в ГАИ и возвращаются в авто­школу уже для учебы по специальным и профессиональным дисциплинам.

Самый простой "профкурс" — 36 часов теории и практики управления мопедом с автоматической трансмиссией (права категории М). Для будущих водителей легковушек (категория В) — программа на 130 часов, включая 54 часа практической езды (на машине с "автоматом" — 52 часа). Программа на категорию D — 257 часов.

Чтобы открыть новые категории или подкатегории, заново пройти придется только специальный цикл: например, дополнительные 30 часов теории и 16 часов вождения для управления легковым автомобилем с прицепом (подкатегория BE). После этого уже можно отправляться в ГАИ на экзамены по вождению на площадке и в городе.

Несложно посчитать, что общая продолжительность обучения выросла почти в полтора раза (214 часов теории и практики на категорию В). Но куда важнее изменения в том, чему именно теперь будут учить в автошколах.

Курс знакомства с ПДД и законами сокращен с 48 до 40 часов, курс первой помощи — с 24 до 16 часов. Зато "психофизические основы деятельности водителя" выведены в отдельный предмет, который помимо особенностей организма и психики раскроет ученикам "этические нормы водителя, "правила взаимодействия с агрессивным водителем", пути решения дорожных конфликтов и даже "влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя". Кроме того, абсолютно всем претендентам на водительские права придется совершить четырехчасовой экскурс по основам грузовых и пассажирских перевозок, включая знакомство с российским техрегламентом, нормами ­охраны труда и лицензирования транспортных предприятий.

Но больше всего увеличилось время, отведенное на изучение "матчасти" — устройства самого устройства автомобиля и принципов его движения. Вот выжимка из программы "базового" 14-часового курса основ управления транспортным средством: анализ безопасности дорожного движения в России, пропускная способность дороги, причины возникновения заторов, уравнение тягового баланса, сила сцепления колес с дорогой, свойства эластичного колеса, круг силы сцепления, влияние величины продольной реакции на поперечную реакцию, угол увода, гидроскольжение и аквапланирование, силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении...

А после специализированного 40-часового курса устройства и обслуживания автомобилей категории B ученики просто обязаны до винтика разбираться в том, чем управляют. Ведь преподаватели должны не просто, как прежде, объяснить азы техники, но и рассказать о самых передовых новшествах автомобильной индустрии. Двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели, комбинированные силовые установки, "автоматы", вариаторы и "роботы", плюс электронные помощники водителя, включая не только ESP, но и такие функции, как имитация электронной блокировки дифференциала, а также адаптивный круиз-контроль, системы трогания в гору, подруливания и самопарковки. Все это не темы институтского курса механики, а части учебного плана для водителей обычных легковушек! Наверняка найдутся те, для кого такие курсы окажутся самым фундаментальным образованием в жизни.

Кроме того, в новой программе прописаны и требования к автошколам и преподавателям. У автоучителей должно быть как минимум среднее специальное образование, а сами автошколы обязаны располагать собственным парком машин, набором наглядных пособий, компьютеров и, конечно, полностью оборудованной площадкой для практических занятий по езде — с твердым покрытием, "горкой" и дорожной разметкой. Количество учеников в группах — не больше 25.

Если все будет реализовано именно так, как задумало Минобрнауки, то у нас может произойти кардинальный скачок уровня водительской подготовки. Но получится ли?

"Восстать" против новой программы могут и автошколы — прежде всего провинциальные, которым грозят дополнительные расходы вместе с трудностями сертификации, — и сами будущие водители, которым светит не только подорожание стоимости курсов, но и кардинальное удлинение пути от парты к правам. Ведь нынешние 156 академических часов учебы на права категории В — это 117 астрономических часов. При условии, что ученик три раза в неделю проводит в автошколе по три шестидесятиминутных часа, процесс обучения по всей строгости программ и методик должен занимать больше трех месяцев. Хотя в реальности автошколы предлагают и "подрезанные" программы на 2—2,5 месяца. А 216 академчасов при том же графике — это почти полгода усердного обучения! Чем не провокация желания ускорить процесс за "доплату"?

Все эти вопросы должны быть затронуты в процессе общественного обсуждения проекта новой программы, после которого она может быть доработана и утверждена Минюстом. Кроме того, должны быть приняты документы о порядке приема экзаменов в ГАИ и собственный внутренний регламент ГИБДД по этой работе, причем уже до конца этого года.

А пока автошколы еще принимают со скидками учеников на подготовку по старым программам, но того, что те успеют отучиться до введения новых экзаменов, не обещают.

120 — академических часов, то есть 11 полных рабочих дней придется провести в автошколе тем, кто раньше катался на мопеде без прав. Претендент на удостоверение категории М, кроме прочего, должен уметь доливать масло, менять колеса, аккумулятор и предохранители, а также разбираться в устройстве бесступенчатой трансмиссии и причинах сноса и заноса мопеда

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров