Что нужно помнить при разговоре с сотрудником ГИБДД

08 июля 2014, 12:17, ИА Амител

Большинство законопослушных водителей безотчетно и безосновательно робеют, когда общаются с сотрудником ДПС, потому что четко не представляют свои права и не знают обязанностей сотрудника полиции.

А все потому, что слишком уж глубоко в подсознание впечатан архетип огромного и всесильного, словно Годзила, "дяди Степы-милиционера". Но реальный полицейский может показаться всесильным только в одном случае: если водитель сам ему это позволит. На самом деле, любые действия сотрудника ДПС четко регламентированы законами. И если автолюбитель знаком с ними, любое поползновение "гражданина начальника" в сторону самоуправства можно сразу же пресечь. Автовзгляд постарался законспектировать некий "свод правил", которые обязан соблюдать дорожный полицейский при общении с водителем. Их нужно знать назубок!

Параграф 63: стоять, бояться!


Общение придорожного полицейского с автолюбителем начинается, как правило, с остановки машины взмахом полосатой палки. Делать это он имеет право лишь в случаях, оговоренных Административным регламентом в пункте 63. Сразу скажем, что пресловутая "проверка документов" может считаться причиной остановки лишь на стационарных постах. Вне их инспектор может остановить машину при нарушении ПДД, для опроса водителя в качестве свидетеля ДТП, на основании сообщения из дежурной части или "ориентировки" о правонарушении. Также вашу машину могут "тормознуть" вне стационарного поста во время спецмероприятия ("Перехват", "Тайфун" и т.п.). А еще для привлечения вас в качестве понятого или для оказания помощи полиции.

Параграф 70: сидим, расслабляемся


Когда вас остановила полиция, будет абсолютно лишним выскакивать из машины и трусить к сотруднику, сжимая потеющей рукой документы.
Потребовать от вас выйти из-за руля он может, согласно пункту 70 Административного регламента, при "наличии у водителя признаков опьянения или болезненного состояния", или для устранения неисправности, или нарушения правил перевозки грузов. Кроме того, попросить выйти вас могут для личного досмотра, или осмотра и досмотра автомобиля, или для участия водителя в каких-либо процессуальных действиях. Например – сверке VIN-номера. Эту процедуру, кстати, ни с того, ни с сего проводить полицейскому тоже нельзя. Сверка номеров и агрегатов машины может происходить (пункт 82 Административного регламента) в рамках какой-нибудь облавы на дорогах типа "Перехват", при появившемся у инспектора подозрении на подделку документов на машину или по указанию из дежурной части.

Параграф 149: когда — смотреть, когда — трогать


Частенько у инспекторов просыпается неукротимая тяга ознакомиться с содержимым салона и багажника вашей машины. При этом они обычно употребляют слова "осмотр" и "досмотр" и умело путают их смысл. Рассказываем! Осмотр – всего лишь внешнее визуальное(!) сравнение документов с фактами: марка машины, цвет, государственный номер, техническая исправность и т. д. И не более того. А досмотр – это уже изучение содержимого(!) машины: багажника, салона, бардачка и т.д. Тут уж обязательно составление протокола в присутствии двух понятых!

Для справки: понятые обязательно должны присутствовать при досмотре машины, при отстранении водителя от управления, при задержании машины в отсутствие водителя, при личном досмотре человека, а также при изъятии его вещей и документов.

Возвращаясь к осмотру машины скажем, что согласно пункту 149 Административного регламента, полиция может проводить его как в ходе своих "Вулканов"-"Перехватов", так и при сверке VIN или номеров агрегатов с записями документах. Или инспектору покажется, что машина эксплуатируется с вопиющими (с точки зрения ПДД) неисправностями. Если водитель отказывается от проведения осмотра, полицейский может устроить уже досмотр. Основанием для досмотра (с понятыми и протоколом!) может служить и проведение спецмероприятий и облав, и проверка конкретной информации о наличии в машине оружия-боеприпасов-наркотиков. 

Согласно пункту 165 Регламента, водитель и пассажиры могут подвергнуться личному досмотру при "наличии достаточных оснований полагать", что у водителя или пассажиров находятся орудия совершения административного правонарушения, либо оружие, взрывчатые вещества, наркотические средства или психотропные вещества.

На штрафстоянку – становись! 

Одна из любимых угроз хитровывернутых полицейских в процессе вымучивания взятки у водителя – "отправлю машину на штрафстоянку". На бюрократическом языке это называется "задержание транспортного средства". Однако задержание машины возможно в исключительных случаях.

Прежде всего, если выясняется, что машина числится в базах данных как разыскиваемая. И при нарушении правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле (статья 12.19 часть 4 КоАП) машину могут задержать. Также как и при отсутствии  водительского удостоверения, свидетельства о регистрации машины, страхового полиса и т.д.– все согласно статье 12.3 часть 1 КоАП.

И отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения статья (12.26 КоАП) дает инспектору право задержать машину. И управление авто в состоянии опьянения (статья 12.8 часть 1 КоАП), и управление машиной уже лишенным "прав" водителем (статья 12.7 часть 2 КоАП). Как и при управлении машиной водителем, не имеющим права управления данным транспортным средством (кроме учебной езды) статья 12.7 часть 1 КоАП,

Кроме того, инспектор может поставить машину на прикол если у нее неисправна тормозная система, рулевое управление или сцепное устройство (для случая автопоезда) – согласно статье 12.5, часть 2 КоАП. 


Но важно помнить: при устранении причины задержания авто оно может ехать на все четыре стороны. Например, если за руль вместо пьяного (или человека без "прав") садится трезвый (с "правами"). Или тормоза и рулевое управление вдруг починились. В этом случае – никаких штрафстоянок!

Параграф 201: поймали, арестовали...


Водителя инспектор тоже имеет право "заарестовать". Но только в четко оговоренных случаях. Так, доставить человека в "служебное помещение" (дежурная часть или стационарный пост ДПС) можно, в частности, когда "на природе" протокол составить нужно, а физически это сделать невозможно. Например, кончились бланки! Кроме этой причины, "прокатиться на пост" вам могут предложить, если вы сделали нечто такое, за что КоАП предусматривает административный арест. Или в случае, когда инспектор "выявил признаки совершения лицом преступления или причастности лица, используемого им транспортного средства к совершению преступления". 


Есть в арсенале гаишника еще и такая штука как "административное задержание". Вообще, если вас задерживают, настаивайте на немедленном оформлении соответствующих бумаг-протоколов. Чтобы у сотрудников не возникало соблазна оформить их задним числом, сменив временной интервал и вписав данные "карманных" понятых...
 

"Административное задержание" водителя не может превышать три часа! В исключительных случаях оно может затянуться не более чем на двое суток (пункт 201 Административного регламента): когда речь идет об административном правонарушении, подразумевающем наказание в виде ареста. Само же административное задержание, согласно пункту 192 Регламента, может произойти лишь в рамках исполнительного производства или при необходимости обеспечить правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении.

Алексей Батушенко

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров