Бензин Аи-80 уходит с рынка

29 июля 2014, 16:45, ИА Амител

Нефтеперерабатывающие заводы России почти в семь раз снизили объемы производства бензина Аи-80 (А-76). В этом вопросе разбирался
корреспондент  "Фонтанка.ру" Александр Аликин.

Причина снижения объемов — падение спроса и, как следствие, рентабельности. Беспокоятся госпредприятия, не имеющие возможности из-за нехватки денег обновить свой автопарк, и топливные компании, владеющие контрактами на поставку 80-го бензина. Военные не переживают — для них найдут любой бензин в любом количестве.

Участники топливного рынка обеспокоены снижением объемов производства для российского рынка бензина марки Аи-80 (А-76) , которые, по их оценке, в последнее время снизились приблизительно в семь раз. Как сообщили "Фонтанке" в одной из крупных топливных компаний Петербурга, спрос на этот вид бензина со стороны внутренних потребителей упал настолько, что его производство стало для большей части НПЗ нерентабельным. Хотя на нем все еще работает заметное количество автомобилей. В основном это грузовики и спецтехника.

Как сообщил "Фонтанке" президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин, НПЗ и вправду максимально сократили производство Аи-80. "А часть заводов действительно прекратили его выпускать. Нет госзаказов", — отметил он. По грубой оценке участников рынка, доля Аи-80 в составе автомобильного топлива составляла 7%, а сейчас снизилась до 1%. Есть взять цифры Росстата об объемах производства бензина в 2013 году (без дизельного топлива) — 38,8 млн тонн, то объем производства 80-го бензина мог снизиться с 2,7 млн до 378 тыс. тонн в год.

Производством Аи-80 в основном занимаются Киришский, Омский и Московский НПЗ. В "Сургутнефтегазе" и компаниях "Газпрома", которым принадлежат эти заводы, 24 и 25 июля не ответили на запросы "Фонтанки". Но как пояснил собеседник в одной из крупных нефтегазовых компаний, снижение производства Аи-80 является закономерным и впоследствии должно будет привести к его полному прекращению. Технологии развиваются, и устаревшие их виды уходят в историю, отметил он.

 "У потребителей осталось три варианта. Либо поставить машины на прикол и как-то изыскивать топливо, либо менять двигатели, потому что в большинстве случаев 92-й бензин использовать нельзя, либо менять машины. Два последних варианта крайне недешевые, и денег у них таких нет. Потребители понимают, конечно, что технику надо переводить на высокооктановый бензин, но пока не могут себе этого позволить. Так или иначе, стоимость 80-го бензина будет расти", — рассказал один из поставщиков топлива.

Стоимость бензина Аи-80 понемногу росла и в последнее время. По данным Росстата, в июне средняя розничная цена выросла на 0,6% в сравнении с маем, на 3,7% – в сравнении с декабрем 2013 года, и на 8,5% – в сравнении с июнем 2013 года. Судя по расчетам начальных цен государственных заказчиков, в мае средняя цена 80-го бензина составляла 30 – 31 рубль за литр, а сейчас — 32 – 34 рубля.

В последние годы, как следует из данных сайта госзакупок, 80-й бензин в основном закупали структуры Минобороны, МВД, небольшие предприятия, имеющие парк специального транспорта. Помимо этого общеизвестно, что высоким спросом Аи-80 пользуется у сельскохозяйственных предприятий. Последние дефицит 80-го бензина ощущают не в первый раз. В 2011 году, например, Минэнерго и Росрезерв выделили им 290 тыс. тонн этой марки бензина "для проведения работ в полевом сезоне", так как в то время обсуждался вопрос о возможном запрете этого топлива, и НПЗ, готовясь к нему, сокращали объемы производства. Запрет в 2011 году и правда ввели, но впоследствии отменили.

Потребители 80-го бензина в последнее время стараются перейти на другие виды топлива. Как пояснил "Фонтанке" собеседник в военных структурах, такие органы, как Минобороны, МВД, ФСБ, "будут последними, у кого закончится топливо". "Государство всегда найдет возможность обеспечить нас любым необходимым бензином, поэтому никакого беспокойства по этому поводу и быть не может. В крайнем случае отберут у вас, простых граждан", — пошутил он.

С 1 января 2014 года требования стандарта "Евро-5" предусматривают сертификацию грузовиков и автобусов, использующих низкокачественное топливо и имеющих функцию ограничения крутящего момента двигателя. Поскольку в сельской местности такие автомобили не пользуются спросом, Минпромторг "в целях поддержки российских автопроизводителей" решил отсрочить новые правила сертификации до 2015 года.

"Так как инфраструктура для использования высококачественного топлива в отдаленных районах еще недостаточно подготовлена, потребитель перестает покупать соответствующую технику с сертификатом "Евро-5". Предлагаемая нами отсрочка применения нового техрегламента до конца года призвана стимулировать обновление автопарка организаций. Мы ожидаем, что дополнительный заказ на изготовление таких транспортных средств до конца 2014 года вырастет на 15 – 20%", — приводятся слова главы Минпромторга Дениса Мантурова в сообщении, присланном в редакцию "Фонтанки" 25 июля.

Сейчас исключение при сертификации сделано для транспортных средств вооруженных сил, спасательных и пожарных служб, а также скорой помощи. Предполагается, что с 2015 года это исключение будет устранено.

Александр Аликин, "Фонтанка.ру"

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров