"Алтайская правда": Ситуация с бензином под контролем?

14 ноября 2014, 12:16, ИА Амител

На этой неделе стало известно и о проблемах с бензином марки Аи-92 на небольших топливозаправочных сетях: из-за дефицита бензина этой марки либо не было вовсе, либо его продавали только корпоративным клиентам. Например, около половины из сорока АЗС сети "Октан" по краю не работали, а в Барнауле отпускали топливо только корпоративным клиентам по госконтракту.

Под ударом оказались прежде всего автомобилисты районов края, где крупные сети, такие как "АлтайГазпромнефть" и "Роснефть", не представлены или представлены не так широко. Ситуация была спровоцирована ростом цен на бензин на бирже, на которую в свою очередь, как предполагают экперты, во многом повлияла авария на Ачинском НПЗ. Напомним, 15 июня там произошел взрыв, после чего разгорелся пожар, разрушивший установку газофункционирования, без которой полноценное производство невозможно. При этой катастрофе погибли восемь человек. Прямой ущерб от аварии оценивался в 1 млрд. долларов. Нынешняя же ситуация с бензином в регионах Сибири – это, можно сказать, косвенный ущерб.

– Дефицит бензина начался с конца июля – начала августа. Были дни, когда бензин нельзя было купить ни за какие деньги, – рассказал "Алтайской правде" Николай Абрамов, директор фирмы "Алтайнефтересурс", которой принадлежат десять АЗС по краю под маркой "Трансойл". – Проблемы нарастали и где-то в середине октября достигли апогея. Оптовые цены были выше розничных. Сейчас ситуация с мертвой точки сдвинулась. Дефицита бензина уже нет. Однако рентабельность наша остается отрицательной. Мы покупаем топливо с биржи, а там на его цену повлияли и авария на Ачинском НПЗ, и то, что в европейской части России несколько НПЗ одномоментно встали на реконструкцию. Но я все же думаю, что еще недели через две цена на бирже пойдет вниз.

Является ли нынешняя ситуация борьбой за рынок, попыткой выдавить с него мелких и средних игроков? На этот вопрос Николай Абрамов ответил отрицательно:

– Это не борьба за рынок, а технические вопросы. В районах, если нет АЗС "Роснефти" и "Газпромнефти", то что? Монополисты и так монополисты, мы ведь бензин у них покупаем.

Поясним: реконструкция НПЗ проводится в рамках принятой в 2011 году программы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в России. По ним инвестиции в НПЗ должны только в 2014 году составить 299 млрд. рублей. Реконструкция НПЗ запланирована на 2014 и 2015 годы. Само собой, когда часть НПЗ встала на реконструкцию, продукция других перераспределилась прежде всего туда, где за нее могут больше заплатить.

На 11 ноября цена Аи-92 на бирже составляла 29 рублей 60 копеек. К этому надо прибавить 1 рубль 50 копеек железнодорожного тарифа. Все, кто торгует Аи-92 по цене ниже 31 рубля, работают себе в убыток. Каким должен быть психологический порог цены на бензин в Сибири и на Алтае?

Реакцией федерального центра на рост бензиновых цен можно считать дело, возбужденное Федеральной антимонопольной службой России 5 ноября в отношении "Башнефти", "Роснефти", "Лукойла" и "Лукойл-резервнефтепродукта" по части 4 статьи 11 закона "О защите конкуренции" – признаки манипулирования на бирже. На сайте ФАС России говорится, что мониторинг рынка нефтепродуктов с января по сентябрь 2014 года выявил рост цен на автомобильные бензины марки Аи-92 и Аи-95 "во внебиржевом крупнооптовом сегменте" на 20 процентов, тогда как на биржах рост цен на эти марки составлял 34-35 процентов. При общей инфляции с начала года в 6,8 процента цена на Аи-92 выросла на 10 процентов, а на Аи-95 – на 7,8 процента.

"По результатам анализа мониторингов установлено, что одной из причин роста оптовых цен на автомобильные бензины является рост биржевых цен на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (ЗАО "СПбМТСБ")", – пишет ФАС на своем сайте.

На сайте ФАС цитируется начальник управления контроля ТЭК Дмитрий Махонин:

"Мы полагаем, что есть признаки манипулирования на бирже. Анализ имеющейся у нас информации показывает наличие большого количества сделок между вертикально интегрированными нефтяными компаниями, а также их дочерними структурами. В ходе рассмотрения антимонопольного дела мы намерены окончательно с этим разобраться. На сегодняшний день появились тенденции по снижению стоимости автомобильных бензинов в биржевом сегменте оптового рынка и замедление темпов роста цены в розничном сегменте автомобильных бензинов. Однако этого недостаточно, поэтому сегодня ФАС возбудила это дело. Возможно, будут и другие дела…"

Источник: "Алтайская правда"

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров