На каких машинах ездили советские милиционеры

02 февраля 2015, 16:00, ИА Амител

Корреспонденты "Комсомолки" побывали в уникальном музее и увидели, на каких машинах ездили по городам советские милиционеры.
 
Полицейские машины круче гражданских. Это вам любой школьник скажет, и будет прав. Как выяснилось, эти "догонялки" действительно не так просты — два бензобака, двигатель, который размером с кулачок, а везет как ракета, и это еще не все навороты. И не важно какой на дворе век – 20-й или 21-й.

Чтобы узнать секреты мы отправились в музей автомобилей Саратовской областной ГИБДД и выяснили, о какой машине с красной полосой пел Высоцкий и чем наши инспекторы отличаются от тех, которых показывают в американских боевиках с погонями.

Обо всех "фишках" инспекторских авто нам рассказал помощник командира по технической части отдельного батальона ДПС Андрей Барковский.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Десяток машин разной эпохи и один мотоцикл — так сегодня выглядит парк ретро-автомобилей областной ГИБДД. Удивительно, но большую часть этих блестящих малышек буквально подобрали с улицы, а сегодня, отремонтированные они блещут капотами на местных парадов ретро-авто.

 

Фото: Роман ЗЛОБИН

Лучшая машина... это мотоцикл. Видимо так думало руководство страны годов до 70-х — именно до этого времени большую часть автопарка дорожной полиции составляли как раз они. Гроза дорог - "Урал" M-72 с коляской. 

Фото: Роман ЗЛОБИН

Правда, полицейские гоняли на особенных железных конях — с усиленным двигателем, были даже с приводом на колесо, которое под люлькой.

- Инспекторы ездили на них даже зимой, было специальное обмундирование, - рассказывает Андрей Барковский. - Мотоциклетные штаны из овчины и сапоги, куртка короткая, очень теплая — в тулупе на мотоцикле неудобно. 

Фото: Роман ЗЛОБИН

"Конь" с прицепом был оборудован что надо: антенна, рация, микрофон, светосигнализация.

- Была такая ручка еще, ее крутишь, он воет, очень протяжно, - говорит Барковский. - С такими стояли часто на перекрестках - поругивали пешеходов-нарушителей в микрофон.

Фото: Роман ЗЛОБИН

На этом мотоцикле работали уже в 80-е ныне ветераны ГАИ Геннадий Егоров и Александр Попов. Зимой 85-го года патрулирующим улицы Егорову и Попову поступили ориентиры на угонщика "копейки" - задержать нарушителя тогда удалось именно на "Урале". А в 1986 году Геннадий Егоров обезвредил на своем железном коне сразу 9 угонщиков и стал лучшим инспектором года.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Несмотря на дефицит, новенькие детища отечественного автопрома на службу милиции хоть и в небольших количествах, но все же поступали. В основном — для начальства. Культовую советскую "Победу" (ГАЗ М-20) видно издалека. Темно-синяя, горбатенькая, с красными полосками по бокам. Помните у Высоцкого "может быть из дому в час ночной ты опять куда-нибудь уехал на машине с красной полосой", вот, возможно, это о такой вот синей "Победе", - говорит Андрей Барковский. 

Фото: Роман ЗЛОБИН

Первая "Победа" родилась на Горьковском автомобильном заводе в 1946 году, спустя год после окончания Второй Мировой. На ней ездили высокопоставленные члены партии, а часть машин отдали на нужды милиции. Сначала машину хотели назвать "Родина", а Сталин, узнав это спросил, мол, и почем вы родиной хотите торговать, и передумали.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Какой-то определенной окраски полицейские автомобили советской эпохи не имели — в основном это были просто темные машины — синие, черные или цвета хаки — иногда сбоку красовалась надпись "ОРУД" (Отдел регулирования уличного движения, который в 1937 году объединили с ГАИ — прим. авт.) или совсем просто - "МИЛИЦИЯ". В поствоенные годы надпись наносили на красную полоску, которая должна была привлекать внимание других водителей и пешеходов.

 

Фото: Роман ЗЛОБИН

Красный фонарь на крыше, фара-искатель и радиоантенна, а также сирена и громкоговоритель — таков был набор образцовой машины автоинспекции. Правда, такой роскошью обладали не все авто — зачастую экономили даже на красной краске и наносили ее не на всю машину, а, например, только на дверцу.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Вслед за "Победами" пришли "Волги". В 60-е автопарк милиции пополнился глазастенькими ГАЗ-24 и ГАЗ-21. В 69-м машины милиции изменили и цвет — на смену "мрачных" на улицах появились ярко-желтые с синей полоской — сверху проблесковый маячок. 24-ая стала настоящим рыцарем саратовских дорог — в крошке был мотор от мощного грузовика ГАЗ-53, 8 цилиндров, 100 "лошадей" измененная подвеска, оторваться от такой "догонялки" было невозможно.

 

Фото: Роман ЗЛОБИН

Зимой 84-го саратовские автоинспекторы Геннадий Егоров и Александр Попов задержали на ней угонщика троллейбуса. Дело было так: троллейбус №5 остановился на 3-ей Дачной, а водитель вышел, чтобы поправить "рога". Оглянуться не успел, как на его место взобрался мужчина подшофе, захлопнул двери и был таков — угнал прямо с пассажирами. Настигнуть преступника удалось на проспекте 50 лет Октября. Его скрутили и доставили в Кировский РУВД. Как выяснилось, пассажиров решил покатать бывший водитель троллейбуса, по старой памяти.

 

Фото: Роман ЗЛОБИН

А эту 21-ю "Волгу" работники ГИБДД спасли от смерти.

- Пришла бабушка машину списывать, мол, стоит в гараже никому не нужна, - говорит Барковский. - А мы ей, вы что, это же раритет. Так она у нас и оказалась. Сегодня такой раритет есть и у нашего президента Владимира Путина. На своей отреставрированной ласточке глава страны даже однажды покатал президента США Джорджа Буша, а тому так понравилось, что он попросил сделать еще один круг.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Параллельно "Волгам" наращивали популярность и "Москвичи". В распоряжении милиции было две модели — 408 и 401. Правда, на именно этих — никого не задерживали, их областная ГИБДД добыла.

Фото: Роман ЗЛОБИН

"Москвич-401" с его маломощным моторчиком раньше красовался на одной из заправок Саратова, такой вот арт-объект, с шашечками под старое такси. Как гласит легенда ГИБДД, появился в музее он в результате спора между хозяином авто и полицейским. Первый говорил, что "Москвич" не заведется, а он взял да и поехал до самой инспекции. Там его перекрасили и отреставрировали.

Фото: Роман ЗЛОБИН

408-ой прикатил в музей из Энгельса — стоял в гараже у кого-то из местных с 1975 года, музею его подарили. Родной двигатель — 52 "лошадки". Для милиции машину модифицировали — и это был уже мотор на 80 "лошадей", да и ездила она не на 66-м, а на 93 бензине.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Самой "народной" милицейской машиной можно назвать ГАЗ-69. Не самая быстрая, зато полноприводная, совершенно простая в уходе и неприхотливая — на все сезоны.

Фото: Роман ЗЛОБИН

С 70-х выпуск авто в нашей стране почти утроился, и это отразилось на милицейском автопарке — в это время инспекторам начали приходить первые "Жигулята" - от канареечно-желтых, до почти бронзовых — ГОСТа на окрас не было. Первыми пришли "копейки", но не обычные, а формированные.

Фото: Роман ЗЛОБИН

На полицейские "Жигули" устанавливали роттерные двигатели. Это когда двигатель с кулачок, а везет как ракета. Усиленная подвеска, амортизация, два бензобака, и два аккумулятора.

- Расход масла в год — 200 литров, бочка, - говорит Барковский. - В обслуживании они были очень затратные. 

Фото: Роман ЗЛОБИН

В середине 70-х в полицию поступили и "тройки"...А затем и "люксовые" "шестерки". 

Фото: Роман ЗЛОБИН

Сегодня полицейские в основном передвигаются на "четырнадцатых" и "пятнадцатых". Видим несколько современных "Фордов" и удивляемся.

Да, сейчас централизованно начали оснащать ГИБДД "Форд Фокусами", - говорит Андрей Барковский.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Кстати, всем, кто хочет помочь в реставрации или даже в пополнении музея мы будем очень рады и благодарны, - говорит Андрей Барковский.

Источник: "КП"

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров