Водители барнаульских автобусов нарушают правила и устраивают спектакли

В последнее время нередко появляются сообщения о том, что автобус попал в аварию, пострадали пассажиры

09 февраля 2015, 10:48, ИА Амител

Действительно ли произошел всплеск аварий с участием общественного транспорта? И в чем их причина? Чтобы прояснить этот вопрос, корреспонденты "Вечернего Барнаула" отправились в рейд вместе с сотрудниками ГИБДД. И им довелось стать свидетелями целого спектакля.

В засаде 

В обычный суетливый вечер незадолго до часа пик размещаемся в засаде на пересечении пр. Ленина и ул. Матросова. Через лобовое стекло сотрудники ГИБДД снимают на видеокамеру движение на перекрестке.

"Граждане обращаются к нам через Интернет, через телефон доверия с жалобами, что здесь автобусы часто поворачивают из среднего ряда налево", – поясняет ситуацию старший госинспектор отделения ДПС Максим Поливанный.

Вот у нас на глазах к перекрестку подходит автобус, делает лихой вираж и тихой сапой начинает щемиться на и без того забитый перекресток. Так и не сумев втиснуться до конца, остается торчать на проспекте задней частью, частично перекрывая полосу. Тут же вслед за ним тормозит "шестерка". Водитель тщетно пытается объехать вставший у него на пути автобус. За ним останавливается еще одна машина, потихоньку начинает скапливаться пробка. По счастью, в этот момент автобусник все-таки протискивается на ул. Матросова, и затор рассасывается.

Засняв нарушение, инспекторы передают информацию о нем и номер нарушителя другому экипажу, который дежурит дальше по маршруту автобусов.

"Главная цель скрытого контроля – чтобы любой водитель знал, что соблюдение правил обязательно, а наказание неотвратимо, что за ним всегда кто-то присматривает, – поясняет Максим Поливанный. – И не обязательно именно сотрудник ГИБДД. Сейчас много простых граждан, которые фиксируют нарушение на видеорегистратор или фотографируют чаще всего нарушение правил остановки и стоянки и приходят к нам с заявлением. Таких нарушителей мы тоже находим и оформляем".

Не проходит и пяти минут, как еще один автобус точно таким же манером проходит перекресток, повернув из среднего ряда, потом третий. Кажется, здесь ситуация ясна. Водителей, желающих ради экономии времени в час пик нарушить правила, хватает. А теперь поспешим на ул. Юрина, чтобы посмотреть, какими будут последствия такой самодеятельности.

Спектакль у дороги 

Взмах полосатого жезла – и автобус тормозит на обочине. Сотрудник ГИБДД заходит в салон и просит водителя предъявить документы, пояснив, что на ул. Матросова он нарушил правила поворота, свернул из среднего ряда.

– И что, мне теперь всех высаживать? – интересуется водитель.

– Нет, вы документы предъявите, – говорит инспектор ДПС Дмитрий Зацепин. – Я вас быстро оформлю, и поедете дальше.

Неожиданно, вместо того чтобы выполнить простую просьбу, шофер устраивает спектакль для публики. Встав в полный рост, он объявляет на весь салон в микрофон: "Автобус никуда не едет. Меня остановили, потому что я для вас старался побыстрее проехать". По салону проходит недовольный гул. Люди нехотя выходят на улицу.

Похоже, пассажиры глубоко прониклись речью шофера. Вокруг сотрудника тут же собирается толпа возмущенных граждан. "Нам и так ехать полтора часа!", "А теперь еще пересаживаться?", "Высадили людей на мороз". Особенно долго возмущается одна бабушка, которая неотступно идет за инспектором, параллельно звонит кому-то по телефону и обещает натравить на него начальство из ГИБДД уровнем никак не ниже майора. А напоследок сурово обещает: "С вами разберутся".

Рядом стоит и сам водитель, который очень хочет увидеть видеозапись с места нарушения. Через несколько минут подъезжают инспекторы, дежурящие на пересечении пр. Ленина и ул. Матросова. Водителю показывают запись, как он поворачивал с проспекта из среднего ряда. После этого он замолкает и лишь угрюмо бросает:

– Это мы будем по два часа стоять перед ул. Матросова, чтобы повернуть?

– Стойте. Вы в равных условиях со всеми находитесь. Почему вы решили, что вы особенный и для вас придумали другие правила?

Не смог повернуть?

Тем временем сотрудники тормозят еще один автобус. На сей раз водитель соглашается, что свернул не по правилам, но с оговорками.

– А мне как быть? Там по- другому фиг заедешь, все равно морда будет торчать. Ладно маленький автобус из среднего ряда сворачивает. Это неправильно. Но у нас-то здоровые машины.

– То есть вы хотите сказать, что ваше транспортное средство не может повернуть без отступления от правил?

– Как-то так. Он же большой, а там мало места.

– Но у вас же габаритное транспортное средство. Если другие автобусы такого же размера поворачивают с левой полосы без нарушения правил, почему вы не можете сделать так же? У вас не хватает навыков вождения?

Прошло всего 20 минут, а инспекторы уже оформили троих водителей. И это только по одному виду нарушений, по поворотам из среднего ряда. На самом деле есть и другие – проезд на красный свет, разговор по мобильнику во время движения, несоблюдение скоростного режима. Просто сегодня не они в центре внимания.

И откуда такое упорное нежелание ездить по правилам? "Водители торопятся, едут по жесткому графику. Якобы он и вынуждает нарушать правила, – размышляет Дмитрий Зацепин. – Стоит где- то задержаться, чуть отстать от графика, как водитель начинает его нагонять, проскакивает на красный свет, поворачивает не из своего ряда".

А нам, пожалуй, пора закругляться. Все равно главный улов уже позади. Эффективна такая форма работы в течение часа. Потом автобусники предупреждают своих по радиосвязи, и все начинают ездить правильно.

Вспомним о дисциплине 

В отделе ГИБДД УМВД по г. Барнаулу подтвердили, что в январе действительно был некоторый скачок ДТП с участием общественного транспорта. В некоторые дни случалось по два-три таких происшествия. Самый запоминающийся случай, когда в одном ДТП пострадали девять человек.

- Мы провели анализ причин и условий совершения происшествий на пассажироперевозящем транспорте и установили, что большинство аварий по-прежнему происходит из-за нарушения водителями Правил дорожного движения, - говорит начальник отделения технического надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Барнаулу Сергей Козюлькин. – Из-за низкой дисциплины, неумения правильно оценить обстановку на дороге, отсутствия в ряде автотранспортных предприятий должного внимания к обеспечению безопасности движения со стороны руководителей всех уровней. В основном там отсутствует четкая кадровая политика при подборе водителей".

Чтобы переломить ситуацию, сотрудники выезжают на автотранспортные предприятия, проводят профилактические беседы, проверяют техническое состояние транспорта при выходе на линию. По городу проходят профилактические мероприятия "Безопасный автобус". Всего за 2014 год выявили 520 нарушений, 224 должностных лица привлекли к административной ответственности, 294 водителя наказали за управление неисправным транспортом.

Вопрос престижа

"Действительно, проблема низкого уровня дорожно-транспортной дисциплины водителей существует, – подтверждает начальник отдела транспорта и связи комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула Василий Скурихин. – С водителями-нарушителями работают руководители пассажироперевозящих организаций, и мы разбираем происшествия на комиссии по безопасности дорожного движения, приглашаем руководителей наиболее "отличившихся" предприятий. Наши специалисты совместно с сотрудниками ГИБДД встречаются с водительским составом, проводят инструктажи, техминимумы.

– Принятые меры приносят результаты?

– Результат есть. Но, к сожалению, нехватка кадров делает свое дело. Сегодня на автотранспортных предприятиях города она достигает 25 процентов. Профессия водителя общественного транспорта довольно сложная и налагает большую ответственность, поэтому молодые люди не хотят идти работать по этой специальности. У предприятий- перевозчиков нет возможности отбирать кадры.

Есть такие случаи, когда предприятие за свой счет набирает группу, учит водителей на категорию "Д". А спустя три месяца из 20 человек, которые прошли обучение, реально остается работать два-три. Остальные уходят в другие организации. Кто-то идет на грузовые перевозки, потому что там работа более спокойная. Взял груз, перевез из точки А в точку Б – и все. Не надо нести ответственность за жизни пассажиров. Для решения проблемы необходимо в целом повышать водительскую культуру, снижать дефицит кадров, поднимать престиж профессии и, конечно же, уровень заработной платы.

Стас Сидоркин / "Вечерний Барнаул". Фото Андрея Чурилова.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров