«Ребенок - главный пассажир»: дети и автомобиль

26 июня 2015, 12:35, ИА Амител

Недавно я наблюдала картину, которая заставила меня задуматься о родителях-водителях и детях-пассажирах. По узкой улочке, где с трудом могут разъехаться два автомобиля, между Докучаевским рынком и магазинами ехала женщина на иномарке. На переднем сидении в атвокресле сидела девочка лет двух. А вот между креслами позади буквально прыгал веселый шести - семилетний мальчуган.

Он постоянно что-то спрашивал у матери, указывал вперед и иногда трогал за плечо мать. Такая типичная семейная картина в автомобиле. Только часто на переднем сидении сидит, как правило, второй родитель. И хотя скорость автомобиля была довольно невысокой, "выскочи" неожиданно перед капотом машины пешеход, молодая женщина, навряд ли, в этой ситуации успела бы оперативно принять меры. А при резком торможении мальчуган мог запросто "полететь" в лобовое стекло.

В России родители часто перевозят маленьких детей на коленях или просто усаживают их на сидении возле себя. В то же время наша страна поддерживает Европейскую дорожную конвенцию, которая требует перевозить детей в возрасте до 12 лет только в специальных детских автомобильных креслах, расположенных только на заднем сидении. Требование жесткое, но оправданное Дело в том, что при столкновении даже небольшой силы ребенка в руках удержать физически невозможно, и судьба его будет плачевной.

"Зачастую бывает так: родители пристегнуты, а ребенок на заднем сидении либо стоя едет, либо вообще прыгает. У нас много примеров, когда дети получали травмы в результате падения в салоне при торможении. Даже при несерьезном столкновении ребенок получал травмы, ударяясь о выступающие детали в салоне", - сообщил "АвтоАмику" старший государственный инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Управления МВД России по Барнаулу Геннадий Кузнецов.

В Госавтоинспекции подчеркивают, что дети в автомобиле являются самой уязвимой категорией пассажиров. В ДТП дети страдают значительно серьезнее, чем взрослые пассажиры. При этом штатные системы безопасности автомобилей не рассчитаны (за редким исключением) на защиту детей-пассажиров.

На высказывания оппонентов о том, что ремень безопасности может привести к травмам, представитель Госавтоинспекции ответил фактами и цифрами. По данным Всемирной организации здравоохранения, использование удерживающих устройств снижает смертность среди детей-пассажиров на 54%, а риск получения травм - на 70%. "Каждый родитель должен понимать, что использование автокресел – не просто обязанность, а реальная возможность защитить своего ребенка в случае аварии", - считает он.

"Как пример, могу привести один из случаев. На стационарном посту ДПС при въезде в город инспекторы ГИБДД остановили автомобиль, который, явно, недавно побывал в аварии. За рулем сидела заплаканная девушка. На вопрос сотрудников Госавтоинспекции о том, что с ней случилось, молодая женщина сообщила, что попала в ДТП. На трассе ее кто-то "подрезал", она не справилась с управлением и автомобиль слетел с трассы в кювет. При этом машина перевернулась. У нее в салоне ехал ребенок в автокресле. Благодаря тому, что малыш был надежно пристегнут, он не получил никаких травм. Представляете, что могло бы быть, если бы ребенок не был в автокресле", - отметил Геннадий Кузнецов.

В качестве еще одного примера государственный инспектор по пропаганде БДД рассказал случай, который пять лет назад произошел на Змеиногорском тракте в Барнауле. "Лобовое столкновение. Столкнулись ВАЗ 2106 и иномарка. На заднем сидении сидела женщина с грудным ребенком на руках. От удара ребенка у нее из рук вырвало, и он вылетел в лобовое стекло. Малыш погиб. Если бы он был в кресло, все могло бы быть иначе", - пояснил представитель барнаульской Госавтоинспекции.

Всего за 10 месяцев на территории Алтайского края с участием детей зарегистрировано 370 ДТП, в которых 18 детей погибли и 383 травмированы. За аналогичный период 2011 года - 16 детей погибли и 309 травмированы.

Что касается Барнаула, то за январь - октябрь в ДТП погибли три ребенка и еще 161 несовершеннолетний получили травмы различной степени тяжести. Для сравнения: за 10 месяцев 2011 года эти показатели составляли один и 109 детей соответственно. Также выросло число дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Если в 2011 г. таких случаев было 103, то в этом году уже зафиксировано 154 происшествия.

С начала года 49 детей-пассажиров получили травмы в авариях. К счастью, среди них нет погибших. Статистика по ранениям выглядит следующим образом: 19 детей были пристегнуты, 15 – нет, еще 11 несовершеннолетних являлись пассажирами общественного транспорта, а четверо – вело- и мототранспорта.

Акции "Ребенок - главный пассажир" в Барнауле проходят регулярно в течение уже нескольких лет. Вчера, 22 ноября, несмотря на сильный ветер и метель, инспекторы Отдела ГИБДД УМВД России по Барнаулу и добровольные народные помощники вновь вышли на улицы краевого центра, чтобы проверить, используют ли родители и родственники детей для перевозки юных пассажиров детские удерживающие устройства.

Посты ГИБДД были максимально приближены к школам и детским садам. Профилактический рейд по правилам перевозки детей в автомобилях проходил с 15:00 до 21:00. Всего по городу действовало 10 мобильных постов. Они располагались в наиболее "проблемных" точках города. Например, экипажи дежурили, на пересечении улиц Шумакова - Балтийская, Малахова - Сухэ-Батора и Строителей – Деповская. Также патрулировали они ул. Юрина, ул. Попова, Малахова, Павловский тракт и ул. Исакова.

Вместе с сотрудниками ГИБДД я побывала на участке Строителей – Деповская возле пешеходного перехода через пр. Строителей. Отметим, это нерегулируемый пешеходный переход и водители здесь довольно неохотно пропускают пешеходов.

Впрочем, заметив патрульную машину ДПС, водители стали дисциплинированнее. Как, впрочем, и пешеходы. Так, например, за час патрулирования лишь один человек пытался перейти дорогу вне пешеходного перехода буквально в 10 - 15 метрахот него. При этом шел через проезжую часть, что называется, по диагонали.

На замечание инспектора ГИБДД пешеход сообщил, что сам водитель, но сегодня не за рулем, так как немного выпил. Водитель-пешеход пообещал больше не нарушать ПДД, в частности – правила перехода проезжей части. Но мужчине пришлось задержаться для оформления административного протокола. Теперь ему придется заплатить штраф.

Также за первый час патрулирования на пересечении пр. Строителей и ул. Деповская было остановлено три машины, перевозивших детей в салоне. В двух из них дошколята находились на заднем сидении в автокреслах. А вот третий малыш, ехавший с папой и мамой, пользовался полной свободой в салоне. Родители сидели на передних креслах, пристегнутые ремнями безопасности, а пятилетний мальчик располагался на заднем сидении и, немного привстав, разглядывал дорогу через лобовое стекло.

Как пояснил отец малыша Рустам, водитель ВАЗ 2110, с ребенком они не часто ездят в автомобиле по городу. "Все некогда купить автокресло. Если куда-то едем в город по делам, стараемся недалеко. Если в дальние поездки – берем кресло у знакомых. Понимаем, что оно необходимо, но… Мы обязательно постараемся приобрести детское автокресло в ближайшее время", - пообещал он.

Всего инспекторы Госавтоинспекторы и их помощники выявили 15 случаев нарушений правил перевозки детей в автомобилях. Теперь водителям придется заплатить административный штраф. Также со всеми нарушителями были проведены профилактические беседы. Кроме того, им вручали цветные наклейки на стекла автомобилей с надписью "Водитель! Пристегни ребенка!".

Старший государственный инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Управления МВД России по Барнаулу Геннадий Кузнецов пояснил, что одна из главных задач рейда - информирование родителей о том, что покупка автокресла значительно повысит уровень защищенности их ребенка при каждой поездке. В целом, за последние годы ситуация по перевозке юных пассажиров в автомобилях начинает улучшаться.

Кроме того, особое внимание уделяется перевозке детей в машина такси. Так, 14 ноября в отделе ГИБДД Барнаула прошло рабочее совещание с руководителями служб легкового такси города. Начальник ОГИБДД УМВД России по Барнаулу Александр Колпаков напомнил о неукоснительном соблюдении водителями такси ПДД в части касающихся правил перевозки несовершеннолетних пассажиров и о необходимости использования детских удерживающих устройств.

Многие руководители честно признались, что у них просто напросто нет специальных удерживающих устройств в автомобилях. В рамках совещания было принято решение об укомплектовании автомобилей такси специальными удерживающими устройствами, обеспечивающих безопасность детей во время движения.

Отметим, с 2007 года, согласно Правилам дорожного движения РФ, использование детских удерживающих устройств (ДУУ) или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка штатными ремнями безопасности, при поездках с детьми до 12 лет обязательно. В настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает штраф за неиспользование ДУУ в размере 500 рублей.

Для перевозки детей существует три типа автокресел в зависимости от возраста и веса. Дети, которые уже не помещаются в автокресла, могут пользоваться бустером – сидением, которое "подгоняет" рост ребенка для эффективного использования ремня безопасности.

Также существуют адаптеры ремня безопасности типа "Фэст", которые имеют сертификаты безопасности. Но ряд экспертов критикуют их по результатам исследований и краш-тестов. Отмечается, что такие адаптеры подходят для более взрослых и рослых детей.

Сейчас в России активно обсуждается возможность повышения штрафов за это нарушение ПДД. Многие эксперты считают, что, только приравняв сумму штрафа к средней стоимости автокресла, можно заставить родителей устанавливать в автомобиле детское удерживающее устройство.

Так, например, общественная организация "Движение без опасности" в рамках кампании "Автокресло – детям!" уже выступила с двумя законодательными инициативами. "Мы считаем, что надо существенно поднять штраф за неиспользование автокресла, – заявила президент организации Наталья Агре.

По ее словам, штраф должен быть сопоставим со стоимостью самого автокресла и составлять 3-5 тыс. рублей. "И мы уверены, что детей из роддома должны выписывать только при наличии в автомобиле автолюльки. Если родители не могут сами позаботиться о безопасности своих детей, пусть за них это сделает государство", - заметила она.

Эту точку зрения поддержал и председатель НОО "Федерации автовладельцев Алтая" (ФАА) Виктор Клепиков. "Я полностью согласен с ужесточением наказания для водителей, перевозящихся детей без автокресел. В Алтайском крае смертность среди детей в ДТП по итогам 10 месяцев возросла на 50%. И основная причина - это отсутствие детского кресла, неиспользование ремня безопасности. Штраф для водителей за отсутствие детского автокресла должен быть в размере стоимости самого кресла", - считает он.

В Госавтоинспекции, в свою очередь, еще раз подчеркивают, что большинство детей-пассажиров гибнут из-за того, что родители забывают пристегивать их в автомобиле, экономят на покупке автокресел. Автомобильное кресло может сохранить жизнь ребенку и снизить тяжесть последствий в ДТП. К сожалению, автокресла используют не все родители и водители.

По мнению представителей ГИБДД и общественных организаций, автокресло должно стать одной из первых покупок при появлении малыша наряду с детской кроваткой и прогулочной коляской. Если каждый ребенок будет иметь автокресло, то число погибших в ДТП детей будет снижаться.

 

 

Редактор "АвтоАмика" Светлана Яковлева.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров