ВТО для авторынка России не стало «смертным приговором»

26 июня 2015, 12:35, ИА Амител

 

Согласно протоколу вступления в ВТО Россия снизила ввозные пошлины на легковые и коммерческие автомобили. Компенсировать снижение пошлин планировалось за счет ввода утилизационного сбора. Но вопреки опасениям в Россию продолжают активно завозить машины из-за рубежа, да и местная автомобильная промышленность не стоит на месте.

"У нас, обратите внимание, уровень таможенной защиты Российской Федерации, нашего рынка после присоединения к Всемирной торговой организации составляет 9 и, по-моему, 5 или 7 десятых процентов. Понимаете? А, скажем, уровень таможенной защиты Украины, которая тоже не так давно вступила, – 2,7 процента. Кстати, уровень таможенной защиты еврозоны – 2,8", - сообщил вчера, 20 декабря, на традиционной большой пресс-конференции для российских и зарубежных СМИ президент России Владимир Путин.

По его словам, вступление в ВТО несет определенные угрозы для ряда отраслей. "Их не так много, но они есть: это автомобилестроение, где у нас достаточно быстро снижается уровень таможенной защиты, и в том числе в сфере производства легковых автомобилей. Но это ведь дает нам и определенные преимущества, вступление в ВТО, в том числе и в этом секторе", - заметил президент.

Владимир Путин привел следующий пример: "Я совсем недавно встречался с господином Гоном, который возглавляет концерн "Рено–Ниссан". Вот я его спрашиваю, в связи с планами акционеров по перераспределению пакета меня больше всего интересовал вопрос, связанный с социальными вопросами. Я ему говорю: "Слушайте, там и так много уже сократили персонала; и с помощью федеральных властей, региональных, с помощью передачи на региональный уровень части социальных объектов, которые мы профинансировали из федерального бюджета, мы разгрузили предприятие, мы дали огромные кредитные и другие ресурсы для того, чтобы держать его на плаву, и сделали это. А что будет дальше с трудовым коллективом?"

Его ответ: "Мы не собираемся ничего сокращать – наоборот, мы будем увеличивать количество производимой автомобильной техники, мы создадим новые платформы, на которых будет создаваться новая техника "Рено" и "Ниссан", мы сохраним бренд, мы увеличим производство".

"Это в том числе связано с нашим вступлением в ВТО, и это позитивная вещь. Понимаете, с одной стороны, уменьшение тарифной защиты, а с другой стороны – такая реакция потенциальных инвесторов. Здесь есть и плюсы, и минусы", - резюмировал президент страны Владимир Путин.

Отметим, по данным аналитической и консалтинговой компании ОАО "АСМ-холдинг", объем оптовых продаж легковых автомобилей вырос по итогам января-октября на 13% и составил 2 млн 414,2 тыс. единиц. При этом продажи отечественных автомобилей снизились на 31,5 тыс. машин до 514,9 тыс. ед., а их рыночная доля сократилась с 25,6% до 21,3%. В свою очередь продажи иномарок российской сборки выросли с 831,3 тыс. ед. до 1 млн 52 тыс. машин при расширении их доли на 4,7 процентного пункта до 43,6%.

Продажи импортированных новых иномарок увеличились на 11,1% до 836,2 тыс. машин. Но при этом специалисты зарегистрировали сокращение их рыночной доли на 0,6 пункта до 34,6%. Ввоз подержанных легковых автомобилей корпоративными импортерами, уже не играющий заметной роли на рынке, увеличился в 1,9 раза до 11,1 тыс. машин, а его рыночная доля составила 0,5%.

Эксперты "АСМ-холдинга" делают вывод, что факт присоединения России к ВТО в сочетании с введением утилизационного сбора (направленного, по существу, на нейтрализацию эффекта снижения таможенных тарифов) не оказал в конечном итоге кардинального воздействия на импорт легковых автомобилей – как новых, так и подержанных. Всплеск импорта в августе вполне очевидно отражал стремление импортеров избежать утилизационного сбора. При этом восстановление месячных объемов импорта в октябре подтверждает предположение, что главной причиной сентябрьского падения импорта явились опережающие импортные закупки в августе.

"Вероятно, в ближайшие месяцы действие сбора стабилизирует импорт на сложившемся с начала текущего года уровне, нейтрализуя тренд падения цен как следствие снижения таможенных тарифов", - считают аналитики.

Кстати, на ноябрьском заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что вступление в ВТО в целом должно положительно повлиять на экономику страны. "В общем, мы все здесь едины в этих подходах. Но некоторым отраслям нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям и найти свою нишу в мировой экономике. Это в полной мере относится к автомобильной промышленности", - заметил он.

По словам премьер-министра, рост наблюдается во всех секторах – в производстве и легковых, и грузовых автомобилей, и автобусов, и легких коммерческих автомобилей. "Неотъемлемой частью автопрома стали зарубежные концерны. Сегодня практически половина продаваемых автомобилей, а именно 49%  – это иномарки, которые собираются в нашей стране. С одной стороны, это хорошо, тем не менее, это еще не все", - считает премьер.

"Специально еще раз на этом акцентирую внимание, чтобы все понимали: мы автопром свой не бросаем, а стараемся действовать в соответствии с правилами ВТО, но в то же время – поддерживая национального производителя", - отметил Дмитрий Медведев.

Председатель правительства в своем выступлении напомнил о введении утилизационных сборов в отношении автомобильной техники. "Это поможет нашему рынку защититься от всякого рода автомобильного хлама и создать современную систему утилизации, для того чтобы она не наносила ущерба окружающей среде и чтобы мы решали известные экологические задачи", - резюмировал он.

Таким образом, опасения экспертов, что вступление в ВТО негативно отразится на отечественном автопроизводителе, пока не подтвердились. Напротив, к удивлению многих отраслевых экспертов российский автомобильный рынок вырос значительно сильнее, чем можно было ожидать.

Как заявил руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли "ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В." Стенли Рут, Европа идет вниз, Америка невнятно стагнирует, а российские покупатели легковых машин по итогам 11 месяцев 2012 года обеспечили рост их продаж в 12% (в денежном выражении – все 20%).

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров