Как преодолеть на внедорожнике водную преграду

26 июня 2015, 12:35, ИА Амител

Даже такое препятствие, как глубокая вода, можно преодолеть, если автомобиль будет заранее готов к его штурму, - пишет АиФ.

Водные преграды и автомобиль

У автомобиля, вышедшего с конвейера, даже если он принадлежит к славному племени таких легендарных внедорожников, как Jeep Wrangler, Land Rover Defender или UAZ Hunter, проблемы с пересечением водных преград имеются, и серьёзные. Дело в том, что любые двигатели внутреннего сгорания требуют для работы воздух основной окислитель паров топлива, без которого горения просто не случится. А значит, и двигатель не заведётся. Воздух же, соответственно, берётся из атмосферы с помощью несложных патрубков и воздухозаборников, отходящих от впускного коллектора, причём воздухозаборники расположены обычно так, чтобы на ходу набегающий поток максимально наполнял воздушный тракт.

Но когда автомобиль движется по воде, вместе с воздухом в двигатель может попасть и нежелательная жидкость. Причём максимально возможная глубина для каждой машины своя. Ситуация осложняется ещё и тем, что при движении авто поднимает бампером волну. И если ехать достаточно быстро, то волна легко дойдёт до высоты воздухозаборника и зальётся в воздушный фильтр. Результат  гидроудар. Есть внедорожники с системой слива воды из фильтра, но она эффективна скорее от дождя, а не от сильной волны. Мораль: если ваша машина из магазина и не имеет никакой гидроподготовки, просто двигайтесь аккуратно, не разводя волну.

Скорость 5 км/ч в воде  это уже многовато. Когда, например, Москву традиционно затапливает, сколько внедорожников уныло торчит посреди луж? Правильно, в каждой по одному как минимум. А всё потому, что человек понадеялся на мнимую вседозволенность, заявленную в рекламе, и решил "показать всем кузькину мать", закончившуюся переборкой двигателя. Но если ехать по воде аккуратно, то и броды будут преодолеваться легко и без поломок. Но что делать, когда глубина водного препятствия уже больше 2030 см и вы не в центре города?

Фото: www.globallookpress.com

Независимый автоэксперт Дмитрий Ляховенко объясняет, что такое гидроудар. "Это очень простое и очень разрушительное понятие. Дело в том, что при работе двигателя внутреннего сгорания перед тем, как воспламениться, топливо-воздушная смесь сжимается. И сжимается достаточно сильно. В характеристиках двигателей мы можем встретить такую строчку "степень сжатия 10:1". Это значит, что сжатие происходит десятикратное! И всё бы хорошо: газы имеют свойства сжиматься в нужных пределах. А вот вода  абсолютно несжимаема. То есть, когда в цилиндр попадает вода, поршень пытается её сжать. И если вода попала в один цилиндр, то все остальные используют всю свою мощь, чтобы помочь ему сжать воду. Но, к несчастью, металлы имеют гораздо большую склонность к сжатию и деформации, чем простая питьевая вода из-под крана. В итоге гнётся шатун, разбивается поршень, иногда поднимает над блоком головку цилиндров, а иногда в двигателе образуется дыра. Вот вам и "степень сжатия несжимаемой воды". Так выглядит гидроудар. Не пробуйте  дорогое удовольствие".

Подними повыше!

На подводных лодках, когда они ещё были дизельными, для движения на глубине использовались электромоторы на батареях. Время их работы было крайне малым, а батареи заряжались, когда судно шло на дизельной тяге в надводном положении. Но это наверняка не соответствовало боевой обстановке  иногда всплывать для подзарядки просто нельзя, ибо смертельно. Для выхода из положения были придуманы специальные воздухозаборники: шноркели. Когда лодка шла на перископной глубине, труба шноркеля выводилась над водой, и двигатель спокойно работал, питаясь воздухом с поверхности. Собственно, установка на автомобиль шноркеля подразумевает точно такое же использование  поднять точку забора воздуха на максимальную высоту, куда не доходит даже самая сильная волна.

После долгих экспериментов в итоге шноркели получили свою современную внешность: пластиковая труба, идущая вдоль стойки лобового стекла. Сверху на шноркель может устанавливаться либо простой заборник, либо фильтр типа "циклон". "Циклон" нужен для применения шноркеля в пыльных степях и пустынях. Воды там нет, но частицы пыли поднимаются порой метра на полтора и даже больше. Но на высоте воздухозаборника их уже в сотни раз меньше, чем на уровне капота, где у всех автомобилей находится штатный воздухозаборник. Мы, между тем, рассмотрели проблемы, связанные с попаданием воды и пыли во впускной тракт двигателя,  а ведь у машины есть ещё немало уязвимых для воды мест.

Фото: www.globallookpress.com

Сапуны вы мои, сапуны


Все агрегаты, такие как мосты, редукторы, КПП и даже топливный бак, соединены с атмосферой. Да, иногда через клапаны, а в случае с баком через абсорберы паров топлива  но соединены. Температура масла в мостах, КПП и топлива в баке всегда разная. Воздух расширяется и сужается, ему надо куда-то выходить и откуда-то приходить. В итоге на всех подобных агрегатах есть такие хитрые трубочки: сапуны. Что они делают? Собственно, обеспечивают стравливание воздуха, когда он слишком горячий. По мере остывания агрегата воздух медленно просачивается сквозь клапаны, которые рассчитаны пропускать газы в небольшом количестве. Но что получается, когда вы въезжаете в воду? Естественно, резкое охлаждение вашего моста/КПП и бака. Газ, выдавленный, пока агрегат был горячим, срочно требует возмещения, внутри агрегата образуется разряжение, но... машина стоит в воде. И вместо воздуха в мост/КПП и бак засасывается что? Правильно: жидкость.

Ну а теперь вспомним, что водно-масляная смесь имеет смазывающие свойства примерно в 500 раз ниже, чем у чистого масла. Что случится с вашими мостом и КПП? Они поездят ещё немного и вымрут, как мамонты. Но до дома они довезут. Не довезёт двигатель, которому вместо бензина водно-топливную смесь уже не подсунуть никак. Да и пресловутый гидроудар опять же маячит на горизонте. Что делать? Профессионалы используют специальные мембранные сапунные системы, а путешественнику и рыбаку достаточно надеть на сапуны длинные трубки и вывести в недоступное воде место. Вот так запросто  с каждого агрегата, и чем выше, тем лучше. Мембранные же системы представляют собой накопители воздуха, которые работают как воздушный шарик  при выдохе надуваются, при вдохе отдают воздух. Тоже просто, но дороже.

Фото: www.globallookpress.com

Три простых правила

Впрочем, даже если вы оборудовали автомобиль всеми указанными выше средствами и шноркель гордо возвышается над вашей кабиной,  не забудьте о простых, но буквально кровью написанных правилах поведения "в бродах".

Первое и главное  никогда не переезжайте реку вброд, если вы не уверены в том, что дно на траектории проходимо. Если вы застрянете посередине потока, а поток при этом окажется достаточно сильным  вас перевернёт и появится большой шанс захлебнуться. Да и пройти лишний раз туда-обратно пешком будет надёжнее. Ничего, что намокнете. Главное останетесь живы.

Второе правило: никогда не переезжайте водные преграды с закрытыми окнами. Да, брызги, да, неприятно, но если вы случайно "нырнёте" в промоину (а такое случается  ещё вчера здесь было по колено, а сегодня вымыло яму в три метра глубиной), выбраться из машины будет непросто. Окна и двери плотно заклинивает давлением воды. Нужна недюжинная сноровка и богатырская сила, чтобы открыть дверь на глубине уже в 1 метр.

И третье правило: всегда двигайтесь медленно и спокойно, без рывков. Ил, который вы поднимаете колёсами, делает воду мутной и грязной, а если она попадёт на стекло после резкого рывка или в результате слишком высокой скорости  вы лишитесь видимости и на несколько секунд остановитесь. А остановка в потоке  см. пункт 1. Да и заливать лишний раз двигатель набегающим потоком как-то неправильно. Электрика такое обычно терпит, но случалось, что и радиатор в моторный отсек выдавливало.

В общем, не спешите. Как видите, подготовка автомобиля к преодолению водных преград не так уж и сложна. Гораздо сложнее подготовить водителя.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров