"Эвалар": от регионального бизнеса до крупной фармацевтический компании

"Нас было 12 энтузиастов, теперь "Эвалар" – ведущая компания на рынке", - Лариса Прокопьева, неизменный директор "Эвалар"

09 декабря 2016, 09:30, ИА Амител

Компания "Эвалар", расположенная в сибирской глубинке, за 25 лет своего существования стала одним из лидеров рынка биологически-активных добавок, осваивает рынок БАД в США и Австралии, а теперь уверенно заходит на российский рынок лекарственных средств. О том, помогает ли в бизнесе удаленность от столиц, и как "Эвалар" стал главным брендом целого региона, рассказала газете "Коммерсантъ" неизменный собственник и руководитель компании Лариса Прокопьева, входящая в ТОП-25 самых успешных российских деловых женщин1.

— Компания "Эвалар" начала работу с нуля. Это действительно так или очередная "легенда бренда"?

— Почему же легенда? В 1991 году нас было 12 энтузиастов. Сегодня в холдинге "Эвалар" трудится более 1500 сотрудников, в том числе на нашем производстве в Бийске - 1166 человек, больше ста — в аптечной сети, столько же в московском представительстве... Ну и так далее.

Мы арендовали на одном из предприятий бийской "оборонки" производственные площади, паковали брикеты лекарственных трав. Чуть позже были лекарственные чаи в современных фильтр-пакетах, потом — таблетки и капсулы. Один из наших "долгожителей" – это "Золотое Мумие Алтайское". Раньше продукт выпускался в пакетиках или россыпью, мы же создали новую технологию по его производству в таблетках – в удобной форме с точной дозировкой по 0,2 грамма. Эта промышленная технология была первой в стране, и мы получили на нее патент. Выпускаем и по сей день, между прочим.

А всего в нашем ассортименте более двухсот наименований. Есть чем гордиться! К тому же мы постоянно расширяем свой ассортиментный портфель, например, за счет спортивного питания и витаминов для детей.

Еще одна наша гордость - наличие престижнейших на мировом уровне сертификатов GMP и TGA. Это позволяет "Эвалару" поставлять свою продукцию в 25 стран мира, в том числе в Австралию и США. В планах — выход на рынки Ближнего Востока

— Одно из направлений развития компании – собственная аптечная сеть. Зачем "Эвалару" заходить и на этот рынок, весьма развитый и противоречивый?

— А мы уже зашли, и будем укреплять свои позиции. Логика простая: сократить расстояние между производителем и покупателем. Это вполне укладывается в общий вектор развития компании. К тому же, не буду скрывать, на сетевом аптечном рынке имеют место тенденции к монополизации, которые не самым благоприятным образом сказываются на производителе. В частности, есть сложность с представленностью в аптеке всего нашего ассортимента. Значит - приходится действовать самим. Сегодня у нас 29 собственных аптек, кроме того, почти 100 аптек под маркой "Эвалар" в 26 регионах России открыты по франшизе и их число будет увеличиваться. Доля наших продаж в таких аптеках - от 10 до 20% .

Последние два года мы также активно начали продвижение в продуктовые сети - это новый канал продаж для нашей компании. Компания уже представлена в сетях "Ашан", "Гиперглобус", "Азбука вкуса" и "Магнит".

— Действительно ли основу ваших препаратов составляет алтайское сырье? Или, как говорят некоторые, китайские концентраты?

— Везти травы из-за рубежа – это нецелесообразно, невыгодно и просто дорого. Поэтому если что-то мы и закупаем за рубежом – это экстракты. Экстракты тех растений, которые не произрастают на Алтае.

Выращиваем в первую очередь – это самые редкие растения – те, которых нет в большом количестве в природе. Например, лапчатку белую, которая считается одной из самых лучших трав для щитовидной железы (из нее мы делаем крем и капсулы "Эндокринол"). Растение настолько редкое, что пришлось везти рассаду из Европы. Мало где берутся ее культивировать – слишком сложно.

А все, что целесообразно вырастить на Алтае, мы выращиваем сами. Это около 30 наименований. Вот, например, артишок. Раньше считалось, что артишок на Алтае расти не может. Но в этом году мы попробовали, все сложилось удачно, и мы получили несколько тонн экстракта из листьев артишока, по качеству не уступающего французскому.

— Действительно ли алтайские травы обладают более выраженным эффектом, чем травы из других регионов?

— Алтай обладает несомненной уникальностью: здесь огромное разнообразие трав, свои эндемики. Количество солнечных дней у нас такое же, как в Сочи, при этом зимне-летний разброс температур составляет 90 - 95ºС. Такой уникальный климат заставляет растения накапливать рекордное количество биологически активных веществ.

Большое значение имеет время сбора и переработки растений. На плантациях "Эвалара" (их общая площадь – тысяча гектаров!) это отлажено и поставлено на поток. Выращенные растения мы собираем "на пике" их биологической активности – именно в тот момент, когда накопленная ими сила максимальна. Кстати, на собственных полях "Эвалара" любые химические удобрения запрещены.

— Долгое время "Эвалар" ассоциировался исключительно с БАДами. В последнее время компания заявляет о расширении выпуска лекарственных средств. Это новый этап развития?

— Что касается БАДов, мы уже долгие годы остаемся лидерами рынка. За 9 месяцев 2016 года нам удалось увеличить свою долю в этом секторе практически до 18%2, и это на фоне стагнации рынка в целом и негативных трендов потребительского поведения, связанных с падением доходов.. И терять свои позиции "Эвалар" не намерен.

К выпуску лекарственных средств мы шли много лет. Судите сами: нашей лицензии на производство лекарств более двух десятилетий. Кстати, в 2016 году мы ее обновили в соответствии со всеми новыми требованиями.

Сейчас доля лекарств составляет около 11% от нашего общего оборота. Этот объем будет постоянно увеличиваться, поскольку с регистрации будут выходить все новые и новые препараты. Да, увеличение ассортимента лекарственных средств – это одно из основных направлений развития нашей компании, но стремились мы к этому всегда.

Особые надежды я возлагаю на открытие в будущем году нового производства. Мы строим большой завод уже несколько лет, сейчас строительство в стадии завершения.

— Каковы основные параметры нового производства?

— Начнем с того, что сейчас у нас огромная нехватка площадей. Люди вынуждены работать в три смены. Новое производство — это 300 новых рабочих мест. Это возможность сосредоточить выпуск новых лекарственных средств на отдельных площадках. Назову проектную мощность: 6 миллиардов таблеток и капсул в год.

— Как вы относитесь к идее импортозамещения в фармацевтической отрасли?

— Считаю, без импортозамещения стране не обойтись. Тут дело даже не в экономике. Сегодня зависимость от импортных лекарств и составляющих очень велика. Если на Западе решат "перекрыть кислород" и запретят фармацевтические поставки в Россию, то для миллионов больных это решение станет роковым. Тут, действительно, вопрос жизни и смерти! Я не хочу сейчас обсуждать степень вероятности такого шага, но, согласитесь, она существует.

— Но может ли отечественная промышленность что-то противпоставить продукции крупнейших западных фармконцернов? Возможности, согласитесь, несопоставимые.

— Хочу заметить, что по ряду позиций отечественные препараты стопроцентно могут заменить западные. Пример из нашей практики: лекарственное средство "Гинкоум" в аптеках стоит в два раза дешевле, чем французский "Танакан", и продается его уже сейчас в несколько раз больше3. Растет спрос на наш назальный спрей "Аквамастер. Всего мы выпускаем семь аналогов западных препаратов. В том числе "Сеннаплант", попавший — первым из нашей продукции — в список жизненно важных лекарственных средств. Мы взяли на себя весь технологический цикл, начиная от производства фармсубстанции.

В ближайшее время мы планируем выпустить еще три интересные импортозамещающие новинки: Орвис Флю (аналог Фервекса), препарат для женщин в период климакса Ци-Клим Аланин, а также сироп от кашля Бронхоплант – аналог немецкого растительного лекарственного сиропа от кашля.

Я назвала вам только лекарственные средства, а есть еще БАДы, точные аналоги импортных препаратов, а также схожего состава, подходящие для замены и значительно дешевле аналогов.

Так что программа импортозамещения, считаю, вполне перспективна. Важно строго соблюдать технологии и держать приемлемые цены.

— Не мешает ли развитию предприятия то, что "Эвалар" находится в глубокой российской провинции, небольшом алтайском городе Бийске. До Москвы от него — несколько тысяч километров...

— Я бы сказала, нам это только помогает. Судите сами: в Бийске предприятие основано, здесь оно выросло до сегодняшних размеров. Есть люди, которые работают на "Эваларе" не один десяток лет, я их знаю, они знают меня... Мы, если хотите, ощущаем себя большой семьей. Это прекрасно. Сами понимаете, я могла бы жить в любой точке мира. Но я живу в Бийске, и мне здесь нравится. Мы активно принимаем участие во многих городских мероприятиях, многие из них спонсируем. Участвуем в "Демидовском фонде", поддерживаем Бийский лицей — одну из лучших средних школ России. У нас хорошо поставлена социальная защита работников.

Бийск к тому же город совсем не маленький, более 200 тысяч человек. Здесь работали и работают оборонные предприятия, много ученых-"оборонщиков". Город, между прочим, самый большой наукоград страны. Сегодня "Эвлар", может быть, самое высокотехнологичное производство на Алтае. Совсем рядом, в предгорьях Алтая, расположены наши плантации лекарственных трав. Сочетание современных технологий и даров уникальной алтайской природы — это не рекламный лозунг, это реальность "Эвалара".

В Москве у нас большое представительство. Логистика налажена отлично, что при сегодняшних технологиях сделать совсем нетрудно.

По уровню собственного инвестирования в основной капитал "Эвалар" в Алтайском крае на лидирующих позициях. Так же, как и по уровню налоговых отчислений в краевой бюджет. Мы строим новое производство, запуск которого, думаю, станет очень значимым событием для всей экономики региона. Инвестиции – собственные средства предприятия, более 5,0 миллиардов рублей. В любом случае, у нас большие планы, уходить из края мы не собираемся.

— Каково это — быть одним из главных брендов целого региона?

— Вы знаете, я считаю, что "Эвалар" сделал очень многое для развития бренда территории. О том, что мы — с Алтая, известно всей стране. Об этом узнают сначала благодаря нашей активной рекламной политике — а потом благодаря тому, что своей продукцией мы не обманываем людей, не роняем имя Алтая. Ровно наоборот!

"Эвалар" - это Алтай!" - такая связка существует в сознании сотен тысяч людей. Я считаю это одним из важных итогов наше четвертьвековой работы.

Напомним, фармацевтическая компания "Эвалар", расположенная в г. Бийске Алтайского края работает с 1991 года. Сегодня в компании трудятся более 1500 работников. "Эвалар" является четвертым по величине отечественным фармпроизводством. Ассортимент продукции превышает 200 наименований. Компания является обладателем сертификатов GMP и TGA, что позволяет поставлять продукцию в 25 стран мира, в том числе в Австралию и США. В 2016 году компания получила профессиональную фармацевтическую премию "Платиновая унция" "За достижения в области разработки и продвижения лекарственных препаратов растительного происхождения". Компания "Эвалар" впервые в России реализовала на практике мировой опыт создания производства полного цикла в рамках одного предприятия: от выращивания лекарственных трав и их переработки в экстракты до упаковки готовой продукции. В 2017 году будет запущено новое производство, которое обеспечит выпуск 6 миллиардов таблеток и капсул в год.

Имеются противопоказания, перед применением необходимо ознакомиться с инструкцией или получить консультацию специалиста.

1 - Топ-25 самых успешных женщин России 2015 года по данным рейтинга, составленного Институтом политики и бизнеса.
2 - По данным ЗАО "Группа ДСМ".
3 - Объемы продаж в упаковках за 2013, 2014, 2015 и 1-е полугодие 2016 г, по данным ЗАО "Группа ДСМ".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров