Прямой эфир

Слушать радиостанции Барнаула
Новости

Ненаучный анализ: размышления барнаульского учителя о своей профессии

, ИА "Амител"
"А не пора ли сворачивать свою педагогическую деятельность?" - пишет преподаватель
Фото: https://pedsovet.org

Фото: https://pedsovet.org

Многие дети встречают сентябрь совсем не радостно: снова в школу, опять уроки... Но не только детей посещает такое настроение. Педагоги тоже порой впадают в хандру. Но если детям деваться некуда — в школу все равно придется идти, то у преподавателя выбор есть: остаться в профессии или ее сменить. Главное – понять, что в ней для вас больше — плюсов или минусов.  

Педагог 121-го лицея г. Барнаула Елена Никитенко задумалась о своей профессии и разложила "по полочкам", что ей нравится в своей работе, а что не нравится. Ее размышления опубликованы на сайте Педсовет. Мы решили, что они очень интересны, и публикуем их на сайте Amic.ru.

"Знаете приемчик, когда надо решить какую-нибудь проблему, а никак не получается? Тогда берешь лист бумаги и в одну колонку пишешь все положительное, в другую —  отрицательное. О какой проблеме сегодня? Накануне нового учебного года? Нечто вроде ненаучного анализа на тему "А не пора ли сворачивать свою педагогическую деятельность?"

Так вот, мне нравится:

•  быть свидетелем развития интеллекта. Пришел  к тебе человек в пятом классе, смешной такой, наивный, в портфеле драный зайчик, и вдруг выдает интересную мысль, а ты бросаешься искать ответ, как такое работает? Потому что в который раз поражен: не может же одиннадцатилетний ребенок так оригинально мыслить. Он становится старше, и тебе интересно с ним, потому что он мудрый какой-то, много читает, дает такие меткие определения, сроду не додуматься, на его странице ВК стихи Бродского. Робеешь даже и стремишься соответствовать;

•  получать советы от учеников: "Мы с дедушкой(!) слушаем сейчас по радио (!) воспоминания Жукова без купюр. А вы? Обязательно послушайте, так интересно!" А сам троечник, подозрительно похожий на двоечника, хулиганского вида, курит к тому же. "С дедушкой"(!), "по радио"… Мда, насколько жизнь удивительна! И спасибо профессии, что дарит подобные инсайты;

• проводить в 10-11 классах семинары на тему "Развитие общественного сознания в России в 19-20 веках";

• вести уроки;

• быть свидетелем проявления силы духа, пусть самых незначительных: твои девятиклассники пили пиво на берегу Оби, а двое не стали. Ты думал, что они отличник-зубрила и троечница, оказалось, люди, которые могут противостоять общей дури. Или новенькая пишет прекрасные эссе, ты ей игриво: "Поделись историей успеха", а она: "Я по четыре часа трачу, плачу от бессилия и снова сажусь. Так трудно мне дается!";

• общаться с людьми "на одной волне", когда вы понятны и приятны друг другу, смеяться с ними, обсуждать животрепещущие вопросы, что почитать, куда сходить, просто болтать. Этот пункт пересекается с первым, но сюда входят не только ученики;

•  делать стоящее дело сообща. С людьми из предыдущего пункта. Все само складывается, куча идей, роли распределены,  взаимодополняемы, есть организационная составляющая, содержательная и эмоциональная. Тебя прямо распирает. Эйфория!;

•  наблюдать за коллегами, какие они разные, как одинаково улыбаются и смотрят снизу вверх на своих старшеклассников, когда, например, привели их на краевую олимпиаду по истории,  а потом толпятся у двери, чтобы помахать рукой, а некоторые перекрестить. До слез тронуло почему-то. (Мне удалось помахать последней);

•  быть вовлеченной в проекты бывших учеников, получать от них строгие инструкции и дельные советы (а ты помнишь их в пятом классе, как они носились с гиканьем, ты им выговаривал, а они предложили: "Давайте лучше поговорим о космосе");

• слушать рассказы коллег и учеников про домашних животных. В том числе такие: "Я сегодня карту сдать не могу, у меня собака атлас порвала. Она вот так, вот так лапами драла его, я не успела выхватить". Ты, уловив что-то очень знакомое про лапы: "Какая порода?" — "Мопс". Точно, твой мопс делает то же самое, такое не придумаешь. Хорошо, что не напустилась с обличительной речью про вранье;

• читать Битова. Твои мысли изложены другим языком, тебе так не сказать никогда, но настолько точно и емко! А главное, откуда он все про меня знает? Советовать прочесть ученикам и узнавать их мнение;

• слушать Дм. Быкова. Хохотать. Читать Улицкую. Плакать. Советовать прочесть ученикам и узнавать их мнение;

Не нравится

• принудиловка, ложная патетика, отсутствие смысла, приравнивание "методических рекомендаций" к нормативно-правовому акту;

• отсутствие критического мышления по отношению к происходящему и себе;

• быстротечность жизни и приближение ее конца.

Количественно перевешивают пункты со знаком плюс. Да и качественно тоже, если разобраться.

Деятельность продолжается?"

 


Автор:
Елена Лепезина редактор +7 (3852) 59 44 66

Комментарии

4.09.2018 10:08
Filin

Нравится Быков, Улицкая - на здоровье, только детям не надо навязывать свой вкус. Может им Круз или Конторович больше подойдут.

4.09.2018 10:18
- гость -

Зар. плата устраивает? Нет?

4.09.2018 11:11
Злая гостья

Преподавать студентам было драйвом. Но при выборе зарплата свела все плюсы на нет и остался еще огромный минус.

4.09.2018 12:27
гость

Как будто это так просто, был учителем, не понравилось, пошел во врачи

4.09.2018 13:45
- гость -

пошли учителя в бизнес как напутствовал премьер,
нехватка учителей в школах РФ: математики 44%, учителей русского языка 39%, иностранного языка 31%, физики 29%.

4.09.2018 16:06
- гость -

4.09.2018 10:18
- гость -
А вы суть размышлений уловили??
Ведь автор размышляет о МОРАЛЬНЫХ, душевных аспектах работы.
Не всё упирается в деньги.
Я даже прослезилась

5.09.2018 10:54
Дарина

Рада, что плюсов оказалось гораздо больше, чем минусов

5.09.2018 14:19
- гость -

Эх, в школе могу работать только одержимые энтузиасты, которым как раз вот этот драйв из "+" перевешивает все минусы.
Формализм, загруженность бумажной работой, дикие нагрузки, бесконечные реформы и оптимизации сверху. И вишенка на торте - нищенские зарплаты. Это отпугивает молодых учителей, что очень печально. В нашей школе только за лето, ещё до начала занятий, ушло трое молодых педагогов!
А чтобы понять все плюсы и минусы, надо несколько лет поработать.

5.09.2018 15:28
Ученица Таня

Когда мы-одиннадцатиклассники поехали на каникулы в Горный Алтай, Елена Германовна, будучи нашим учителем истории, сопровождала нас. Никогда не забуду одно утро, когда распахнулась дверь и со словами :"Каникулы каникулами, а семинар никто не отменял! Сегодня у нас Тойнби "Постижение истории!"",- вошла ЕГ.)
А потом весной, когда уже отзвенел последний звонок, мы приходили в школу, где ждала нас Елена Германовна, чтобы подготовить к вступительным экзаменам в университет...а в прошлом году я поступала на второе высшее, и Елена Германовна давала мне уроки обществознания по скайпу..
Елена Германовна, продолжать!!! Продолжать отдавать всю себя и даже больше как умеете только Вы - УЧИТЕЛЬ с самой большой и настоящей буквы. Продолжать творить и созидать! Продолжать открывать детским умам знания и порождать в их сердцах желание постигать что-то новое всю жизнь!
От всего сердца желаю Вам и школе "Грани" побед, блестящих учеников и заслуженного успеха!
И спасибо Вам за меня Я очень стараюсь быть достойной Вас.

5.09.2018 15:47
Елена

Я пришла в школу в 1993-ем.тогда стало можно ВСЁ! Уроки вести, когда дети стоят, лежат, выходят в коридор, поют, прыгают - да что угодно делают с целью понять тему урока. Можно было ставить реальные отметки. Сейчас в школе много формальностей, избыточные ограничения. Поэтому в общеобразовательную школу, хлебнув свободы 90-х, не хочу. Работаю в Гранях, где нет отметок и можно делать все, что помогает усвоить тему. Где-то же должны быть непосредственность, спонтанность, свобода при изучении особенностей окружаюшего мира

5.09.2018 21:27
skvorushka

Елена Германовна была моим учителем истории, и она "заразила" своей любовью к предмету весь класс, нам было безумно интересно готовится к урокам, мы бегали по библиотекам, искали книги, о которых не все преподаватели то знали, читали ,каждый урок был праздник. Никто не заставлял, просто был азарт какой-то, узнавать новое, впитывать все, чем она делилась с нами. И да, действительно, она провожала нас на экзамены по истории в вуз, и ей первой мы бежали звонить тогда еще к автомату )), чтобы сообщить о своих пятерках. Она Учитель по призванию, всю себя отдает и действительно любит то, чем занимается. Как жаль, что в школе у моих детей нет такого учителя. Ощущение, что учителя просто выдают положенную программу, а понял ребенок вообще что-нибудь, интересно ему, это уже не важно. Радует другое! Сын, ученик 7 класса, уже второй год занимается математикой в центре Грани, и я вижу, что он встретил своего учителя - Дмитрия Николаевича Оскорбина. Ребенок занимается с огромным удовольствием и интересом, сам решил туда ходить. Спасибо, что еще есть такие учителя! Желаю успеха школе Грани

6.09.2018 01:16
- гость -

Можно только порадоваться за детей, которым повезло учиться в школе, где работает коллектив единомышленников, а учителю удалось сохранить уважение, искренний интерес к ученику-это дорогого стоит. История знает примеры существования удивительных проектов, необъяснимых в рамках общей генеральной линии. Тем ценнее такие авторские оазисы в системе нашего образования.
Процветания «Граням»! Вопреки всем реформам, модернизациям и оптимизациям!

6.09.2018 15:06
Туз Татьяна И

Думаю, что прочитавший какую-то мысль и задумавшийся над ней человек - это уже очень хорошо. Так вот родители прислушиваются, рассматривают, ищут среду комфортного обитания для своего ребенка, приносящую полезные результаты в учебе и в повседневной жизни. Как к этому приблизиться? Думаю, что все очень просто. Детский сад и школа (любые: государственные или частные) дает базовые знания и социализацию. Если хочется дать ребенку больше, выделить направление углубленного развития, занять свободное время, то родитель ведет ребенка в художественную, математическую, авто и др. школы. Из общеобразовательной школы ребенок несет знания в другую школу. У него есть возможность продемонстрировать в детском коллективе, другому педагогу на занятии в творческой обстановке. Получить одобрение, восхищение, а когда ребенок испытывает трудности в освоении и понимании школьного курса, то получить помощь от педагога или ребят творческого коллектива, где занимается дополнительно. В дополнительным образовании можно найти все и даже больше... Главное удобно подобрать расписания. В начальной школе родители водят ребенка за р

Войти     Зарегистрироваться
Имя
Архив новостей