В Сибири и на Дальнем Востоке продолжается отток населения

28 ноября 2005, 12:29, ИА Амител

Сибирь – уникальный регион: огромные пространства, огромные богатства и одновременно нехватка собственных трудовых ресурсов и дорог. Люди уходят из Сибири. Только за последние три года Сибирский округ в обмене с другими регионами России потерял более 100 тыс. человек, а Дальневосточный - свыше 130 тыс. человек. За 90-е годы Магаданская область и Чукотский автономный округ потеряли половину своего населения, Камчатская область рассталась с пятой частью жителей, а Сахалинская - отправила на материк 1/6 своих выходцев. По прогнозам специалистов, миграционный отток отсюда в ближайшие годы будет продолжаться, - сообщает РИА “Новости”.

Издавна коренное население Сибири дополнялось каторжниками и ссыльными. В советские времена внутренняя миграция в восточном направлении пополнилась еще одной составляющей: в Сибирь поехали молодые люди по комсомольским путевкам строить заводы. А затем к ним добавились жители центральных регионов, которые кочевали по стране в погоне за длинным рублем. Вся эта масса работоспособного люда давала возможность правительству планировать очередные индустриальные прорывы.

Однако во второй половине 80-х годов миграционная ситуация в Сибири начала постепенно меняться. Прекратился отток населения из большинства регионов европейской части страны, а с территории российского севера, напротив, началась небольшая возвратная миграция. Эта тревожная тенденция усилилась сразу после распада СССР. Население в массовом порядке стало покидать отдаленные регионы. Девальвированные надбавки за сложность бытия уже не могли удерживать в тяжелых условиях пришлое население. И оно потянулось на родину предков. За “временщиками” поближе к центру потянулись и коренные жители Сибири.

В принципе, во все времена жители Сибири стремились перебраться в обжитое место. Среди местного населения даже сложилась притча: чтобы жизнь считалась успешной, до тридцати надо попасть в областной центр, а к сорока поселиться в Новосибирске. Ну а если человек угодил в столицу – получил от жизни все! Перемены, которые произошли в стране в 90-е годы, дали такую возможность многим. В результате в среде специалистов даже сформировался специальный термин “западный дрейф”. Этим образным выражением ученые охарактеризовали усилившиеся центростремительные миграционные потоки из северных и восточных регионов страны (Сибири, Дальнего Востока, Европейского Севера) в центральные и юго-западные регионы (Северный Кавказ, Центральную Россию).
Фактически территория России по характеру внутренней миграции разделилась на две зоны. Одна зона объединила регионы, которые притягивают мигрантов. К ним относятся Центральный, Северо-Западный и Южный федеральные округа. Другая зона отдает мигрантов. Эти территории имеют устойчивое отрицательное сальдо миграции – Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

Впрочем, это вовсе не означает, что сибирский люд, как во времена легендарного Атиллы, снялся с места и дружно двинулся в Европу. Сейчас пресса активно пишет об опустевших дальневосточных пространствах. Но недавно проведенный анализ внутренней миграции по федеральным округам показал, что нередко в пределах федеральных округов с положительным сальдо миграции "погоду делают" две-три территории, активно притягивающие мигрантов, при наличии значительной территории с отрицательным сальдо миграции. И, наоборот, в регионах с отрицательным сальдо имеются центры, в которые съезжаются люди из окрестных областей.

Понятно, что самый показательный пример в России – Москва и область. На протяжении последних трех лет ежегодный прирост миграции в Москву и Московскую область из российских регионов, по данным официальной статистики, находится в диапазоне от 40 тыс. до 50 тыс. человек. При этом соседние области теряют жителей.

Есть свои “центры притяжения” мигрантов и в других местах. Как и в былые времена принимает мигрантов Приволжский округ - Татарстан, Чувашия и Нижегородская область; Уральский округ - Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Свердловская область; в Сибири - Хакасия, Кемеровская область и Агинский Бурятский автономный округ; на Дальнем Востоке - Хабаровский край. В основном люди едут в экономически благополучные регионы с сырьевой экономикой. Но случаются и другие причины: выходцы с Севера, например, ищут более благоприятное место жительства. А некоторые регионы Сибири и Дальнего Востока наилучшим образом подходят для этого.

Официальная статистика несколько успокаивает общественность. Мол, абсолютные масштабы внутренних миграционных потоков в России уменьшаются. Если вначале 90-х годов колесило по стране более 7,8 млн. человек, то в начале ХХI века - уже 4,3 млн. Специалисты уверены, что наметилась тенденция к сокращению масштабов миграции. Впрочем, за цифрами официальной статистки скрывается простой факт – в некоторых провинциях становится некому мигрировать. В последние годы люди покидали регионы, где жизнь тяжела и опасна. Однако на их место никто не приходил. В отличие от миграции советских времен, нынешнее перемещение людей не носит индустриального характера. Люди переезжают на новое место вовсе не для того, чтобы работать и зарабатывать. Наоборот – они ищут себе место, где будет легче жить. С одной стороны, люди перемещаются в несколько крупных городов и благополучных регионов. С другой - происходит обезлюдение Дальнего Востока, некоторых регионов Сибири и Европейского Севера.

И если отсутствие людей на севере Сибири можно еще как-то снести, то демографический вакуум на Дальнем Востоке создает объективные предпосылки для полного замещения титульного населения иммигрантами из соседних стран (прежде всего из Китая).

Впрочем, нынешние российские власти, похоже, не планируют сидеть, сложа руки. В этом году в России был создан специальный инвестиционный фонд. В проекте бюджета на 2006 год его размеры достигнут 70 миллиардов рублей. Эти деньги станут прямыми государственными инвестициями в российскую экономику.

По некоторым сведениям, руководство России решило потратить в одном из самых проблемных регионов Забайкалья на инфраструктурные проекты не менее 2 млрд. долларов. На эти деньги могут быть построены шоссейные и железные дороги, которые как раз и свяжут отдаленные поселки, расположенные на богатых полезными ископаемыми недрах, с цивилизованным миром. Правда, расходовать их планируется исключительно на основе государственно-коммерческого партнерства.

Однако с такими начинаниями пока не густо. Почти две недели в сентябре этого года министр экономического развития и торговли Герман Греф колесил по сибирским просторам, а остановился только у одного проекта, связанного с развитием инфраструктуры БАМа. Впрочем, и это тоже успех. Если коммерсантам удастся построить в этом регионе эффективную экономику, оживут и эти богатые, но безлюдные регионы.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров