Как на барнаульских предприятиях работают осведомители?

09 июля 2008, 17:26, ИА Амител

Корреспондент газеты "Комсомольская правда" Вадим Алексеев попытался выяснить, как на барнаульских предприятиях работают осведомители. Предлагаем читателям сайта amic.ru ознакомиться со статьей коллеги.

Есть секреты от начальника? Будь уверен, боссу небезразлично, о чем ты думаешь. И если что-то скрываешь, всегда найдутся добрые люди, которые охотно продадут твои тайны. Еженедельник "РБК daily" опубликовал данные исследований компании Grant Thornton. Специалисты подсчитали, что 22% российских компаний создают условия для работы доносчиков.Вадим Алексеев

А как обстоят дела на Алтае? Найдя разговорчивых людей из разных сфер деятельности, мы смогли выведать некоторые корпоративные тайны.

Торговля


Пока в магазине самообслуживания минимум покупателей, охранник беззаботно беседует с кассиром. Взаимные улыбки создают однозначное впечатление: это флирт. Как бы не так! Пообщавшись с тружениками крупных торговых сетей, понимаем, мужское внимание к прекрасным коллегам – это часть профессиональной деятельности.

- У нас охранники – очень ответственные, - не без иронии хвалит товарищей по трудовому цеху работница крупной торговой сети Татьяна. – Они изначально настроены на то, что каждый сотрудник – потенциальный вор.

Оказывается, кокетничая с барышнями, опытные работники службы безопасности, выведывают необходимые данные. Не умыкнула ли подруга-продавщица коробку конфет с витрины? Не забрала ли из холодильника пачку пельменей? Глядишь, получится от работницы выведать, что кто-то приворовывает. Тогда снисхождения не жди.

- Это только днем кажется, что мы мило разговариваем, - уверяет нас Татьяна. - А вечером, когда кассиры расходятся по домам, те же замечательные собеседники устраивают обыск. Бывает, что вытряхивают все из сумочки, зимой проверят даже шапки и рукавицы! Там ведь тоже можно что-то мелкое спрятать.

Чтобы сотрудницы торговых учреждений не препятствовали шмону, с них во время трудоустройства берут расписки. Кандидатки на вакантное место добровольно соглашаются на возможные обыски.

Охранникам за такую гипербдительность не приплачивают. Стимул: возможность сохранить то, что заработал. Потому как любая недостача – это минус из дохода секьюрити. Собеседница сообщила нам, что порой охранников лишают трех-четырех тысяч рублей. Таким образом начальники возмещают материальный ущерб.


Офис


Наиболее крупные предприятия, холдинги для доносов заводят специальных сотрудников. Наделяют их символическими обязанностями для прикрытия, а поручают выявлять "слабые звенья" профессиональной цепочки.

Барнаульского специалиста в сфере PR Эльвиру недавно уволили из крупного холдинга. Не обременяя себя комментариями, руководитель предложил написать заявление "по собственному желанию". Женщина уверена, что знает виновника своей отставки.

- Около полугода назад на предприятии появился новый сотрудник – мужчина в возрасте, - вспоминает наша собеседница. – Сначала вообще никто не мог понять, чем он будет заниматься, какую вакансию займет. А потом ввели для него странную должность. Оказалось, что ему надлежит контролировать передвижение документации в фирме. Раньше, вроде, и без таких специалистов обходились…

Новый работник просматривал каждую бумажку, ходил по кабинетам начальников служб, про всех выспрашивал… Наиболее бдительные сотрудники сделали выводы: здесь дело нечисто. А когда сверху стали сыпаться выговоры и лишения за малейшие провинности, от загадочного коллеги стали держаться подальше.

- Когда мне без объяснения предложили уволиться, решила выяснить, в чем дело, - Эльвира сочла своим долгом разобраться в причине репрессивного решения шефа. – Через нескольких людей смогла узнать факт: новый коллега доложил, что я на рабочем месте подрабатываю для других предприятий.

Нас собеседница уверяет, что ни в чем не виновата. Но почему же тогда ее оклеветали?

- Я думаю, просто наш доносчик не справлялся со своим планом. Вот для галочки и сдал меня, - приходит к заключению ныне безработная женщина. – А начальник ему доверяет безоговорочно.


Производство


Бюджет заводов, фабрик и комбинатов подтачивают несуны. Днем работник создает товар, а вечером тащит его домой. Чтобы бороться с этим, руководители набирают большие штаты работников безопасности.

- Одно дело поймать жулика на проходной, когда у него за пазухой сверток, другое – уличить матерого вора, который знает, где есть дыра в заборе, который выносит товар на огромные суммы, - рассказывает руководитель службы безопасности одного из барнаульских заводов. – Поэтому иногда можно пожертвовать пескарем, чтобы поймать крупную рыбу.

Собеседник объясняет, что мелкого несуна он может простить. Но при условии, что тот выдаст матерого расхитителя. Не можешь уличить коллегу-вора, расплачивайся другой информацией. Выдай хотя бы того, кто приходит на работу пьяным, того, кто бездельничает у станка. Все это зачтется.

Примечательно, что наиболее опытные руководители следят и за службой безопасности. Как это делается? Есть два варианта. Либо иметь в резерве еще одного контрследопыта, либо напичкать кабинеты жучками. Помогает и то и другое. Отсюда – характерная тенденция: начальники и сотрудники служб безопасности на предприятиях тоже не задерживаются. Зачастую они сами становятся крупным уловом в сетях охотника-доносчика.

Вуз


Оказывается, умение уличать нарушителей прививается будущим специалистам прямо со студенческой скамьи. В одном из барнаульских университетов мы нашли члена оперотряда, согласившегося приоткрыть маленькие тайны своей "общественной нагрузки".

- Задачи у нас примерно, как у оперуполномоченных сотрудников милиции, - судя по всему, наш молодой собеседник имеет неплохое представление о работе коллег-правоохранителей. Беседовать он согласился только в очень уединенном месте. – Находим среди студентов тех, кто нарушает вузовский устав. А может быть, и закон. В коллективе ведь и воры попадаются, и наркоманы…

В оперотряд попадают самые проверенные парни. С безупречными характеристиками, хорошими мозгами. Это необходимо для успеха в нелегком деле.

- Стараемся наблюдать, кто о чем разговаривает по мобильному, запоминаем разговоры за бутылкой пива, - рассказывает наш собеседник.

Характер работы у оперстудентов, на первый взгляд, кажется не сложным. Однако результаты – достойные профессиональных сыщиков.

- Я даже о преподавателях очень много знаю, - даже в отсутствие свидетелей собеседник говорит об этом шепотом. – И это сведения, из-за которых они лишились бы должностей.

Стимул, ради которого радеют оперотрядовцы, для нас остался неизвестным. Может быть, стипендия, повышенная под каким-нибудь предлогом. А может быть – перспектива построить карьеру в правоохранительных органах…

Мнение психолога

Зачем работники сдают товарищей?

- Если это часть должностных обязанностей, то почему бы и нет? Это ведь хорошо, когда кто-то следит за климатом на предприятии, - рассуждает психолог, руководитель учебного центра "Юнона-Лир" Мария ЧУПРУНОВА. - Но помимо штатных осведомителей, бывают и добровольцы: сотрудники, безо всякого стимула докладывающие начальству о грехах товарищей. Почему они это делают? Это люди, которые считают, что их когда-то унизили, оскорбили. Вот теперь, и пытаются восстанавливать справедливость.

Подготовил Вадим Алексеев

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров