Почему частные компании не спешат вкладывать деньги в Алтайский край?

15 июля 2008, 10:51, ИА Амител

Как известно, 1 августа, в день солнечного затмения, в Алтайском крае состоится презентация турзоны "Бирюзовая Катунь". Подготовка к этому событию уже начата, поскольку ждут высоких гостей, в том числе – министра экономического развития и торговли России Эльвиру Набиулину, руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрея Алпатова, спикера Госдумы Бориса Грызлова. Главный редактор сайта "ПолитСибРу" и политолог Дмитрий Негреев проанализировал инвестиционные процессы, и пришел к печальному выводу: частные компании не спешат вкладывать деньги ни в Алтайский край, ни в турзону.

Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться со статьей нашего коллеги:

Как верно заметил один красноярский путешественник, посетивший будущую туристическую Мекку, - пока "ничего эксклюзивно алтайского - такой открытый аквапарк вполне мог бы разместиться... да хоть посреди города с миллионным населением".

ДВА АЛТАЯ: МЕДЛЕННЫЙ КРАЙ И БЫСТРАЯ РЕСПУБЛИКА

Идея создания ОЭЗ, безусловно, правильная. Хорошо, что правительство пошло навстречу Алтайскому краю и оценило проект, который начинался еще в конце 1990-х – начале 2000-х годов, в бытность губернатора Александра Сурикова. Именно тогда было выкопано искусственное озеро, построен мост через Катунь. По большому счету, с тех пор мало что изменилось. Несмотря на федеральную поддержку, работы сегодня ведутся медленно.

Как рассказали в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, строительные работы на "Бирюзовой Катани" начнутся только в середине будущего года. Пока же разрабатывается проект планировки территории ОЭЗ. В настоящее время, по информации ведомства, на территории "Бирюзовой Катуни" для размещения туристов имеется всего 59 комфортабельных мест.

Нет еще и резидентов турзоны – компаний, которые станут строить туристические объекты – гостиницы, рестораны и проч. Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края обещает, что в 2008 году будут зарегистрированы семь резидентов. Регистрация первых четырех местных компаний с заявленным объемом инвестиций 2 млрд. рублей планировалась на июнь, но не состоялась. По другой информации, торжественное вручение удостоверений первым резидентам назначена на 1 августа. Вместе с тем, из федерального бюджета с начала года на развитие "Бирюзовой Катуни" выделено почти 470 млн. рублей. Федеральные деньги предназначены для создания инфраструктуры.

В то же время в соседней Республике Алтай, где создается туристическая ОЭЗ "Алтайская долина" дела идут быстрее. В качестве основных частных инвесторов республиканские власти привлекают группу компаний "Алемар" и АФК "Система", которые еще до регистрации их резидентами ОЭЗ приступили к реализации инвестпроектов. "Алемар" ведет строительство горнолыжного комплекса международного уровня на горе Синюха, а АФК "Система" реализует проект по строительству туристско-оздоровительного комплекса "Алтай-Resort" в районе села Урлу-Аспак Майминского района.

БОЛЬНАЯ ТЕМА

Нужно сказать, что инвестиции – больная для нашего региона тема. "В Алтайском крае настоящая беда с инвестициями", - сказала в прошлом году на международной экономической конференции в Белокурихе известный регионовед Наталья Зубаревич. И действительно, инвестиции в основной капитал вроде бы и растут, но они растут везде, потому что экономика страны на подъеме. А вот если посмотреть на абсолютные цифры, то можно увидеть, что край сильно отстает.

В 2007 году инвестиции в основной капитал в Алтайском крае составили 42680,5 млн. рублей. А у соседей, сравнимых с нами по численности населения, в разы больше: Кемеровская область – 107587 млн. рублей, Новосибирская область – 85229,1 млн. рублей.

Конечно, можно сказать, что там изначально другая экономика и сравнение некорректно. Но есть другой показатель – объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения. В Алтайском крае в 2007 году он составил 16964 рубля. Это второй с конца результат в Сибирском федеральном округе. Ниже только в Туве. Кстати, Республика Алтай опережает край почти в два раза – 28024 рубля.

Отчего это происходит? Причин, думается, много. Остановимся лишь на некоторых. В июне на XII съезде предпринимателей активно обсуждалась проблема сложившегося в Алтайском крае инвестиционного климата. И оценку этот климат получил отрицательную.

"Мне кажется, наша администрация сосредоточилась на привлечении каких-то внешних инвесторов. Участие в выставках, которые проводятся в Москве, за рубежом, всевозможные презентации ориентированы на инвестора, который принесет сюда миллиарды рублей или долларов. Но в последние годы я не вижу таких крупных и решающих капиталовложений, - заявил на съезде председатель правления Алтайсбербанка Владимир Песоцкий. - Может быть, единственный инвестор, который принес инновационный проект в наш край, – это "Алтайский бройлер". И то, без лишней скромности, скажу, что этого инвестора в наш край привел Сбербанк", - сообщил банкир.

Но, как оказалось, у "Алтайского бройлера" на алтайской земле возникли серьезные проблемы.

- На фоне данного проекта можно сделать выводы о влиянии административного ресурса, - говорит Владимир Песоцкий. - Фирма, которая строит "Алтайский бройлер", белгородская. Она пришла в край с надеждой за короткий срок, за семь-восемь месяцев, построить изумительное производство. По своим технологиям, возможностям, по уровню производства и качеству выпускаемой продукции – это лучший проект в регионе. Но у них это не получилось. Они прямо в разговоре говорят, что да, Алтай – это все-таки не Белгород. Не решаются в крае многие вопросы, которые могла бы подтолкнуть в данном случае администрация.

Если перевести достаточно политкорректную речь банкира на простой язык, получится, что администрация просто не сопровождает должным образом нужный краю проект, и на его пути вырастают разного рода административные же барьеры. В результате, срок открытия предприятия постоянно переносится: декабрь 2007 года, май 2008 года, август… Сейчас, как говорят, причина в несвоевременной газификации.

Вице-президент Алтайской торгово-промышленной палаты (АлтТПП) Константин Зеленцов на том же съезде рассказал об итогах опроса более 350 предприятий-членов АлтТПП. В результате опроса был выделен ряд факторов, которые отрицательно влияют на инвестиционную привлекательность Алтайского края.

- Основной и самый большой блок – это высокие инвестиционные риски, то есть высокая вероятность издержек, - отметил Константин Зеленцов. - Первый пункт в этом блоке – сложность получения разрешительных документов, сама процедура. Второй вопрос – непрозрачные правила игры. Все, наверное, с этим сталкивались: проблематично узнать, что, где и как нужно оформить. Как следствие – сложно точно спрогнозировать предстоящие издержки, как финансовые, так и временные. Инвестор не может точно предсказать, сколько он будет получать лицензию, – год, два или три. Соответственно, невозможно планировать бизнес, из-за этого инвестиционная привлекательность проекта резко падает. Третий вопрос – это неуверенность в стабильности бизнеса, короткие договоры на аренду земли, имущества, недвижимости. Эта проблема очень часто поднималась предпринимательским сообществом. Бизнес начинает развиваться, все вроде бы хорошо. Проходит год-два, и когда бизнес окреп, ему предъявляется претензия – верни помещение, верни землю или другие условия. То есть дело могут либо уничтожить, либо забрать.

Итак, все те же административные барьеры, которые в Алтайском крае никак не могут разрушить, плюс рейдерство – проблема, которая уже не раз поднималась и в местных, и в федеральных СМИ.

В ХВОСТЕ ОЧЕРЕДИ ЗА ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ДЕНЬГАМИ

К этим причинам отсутствия серьезных инвестиций в экономику Алтайского края можно добавить, как минимум, еще одну – специфику деятельности администрации. Сейчас все регионы борются за государственные инвестиции, конкурируют друг с другом за деньги из Федеральной адресной инвестиционной программы. Среди краев и областей Сибирского федерального округа Алтайский край по объемам финансирования на 2008 год занимает в ней последнее место. И это – результат работы чиновников краевой администрации, их, так сказать, лоббистского потенциала. Результат отсутствия в регионе серьезных инфраструктурных проектов, в разработке которых, безусловно, должна участвовать администрация.

Вернемся к той теме, с которой начали – к ОЭЗ "Бирюзовая Катунь". В крае много говорится о ее транспортной доступности для иногородних туристов, о том, что через Барнаул добираться слишком долго. В связи с этим ставится проблема реконструкции бийского аэропорта. Алтайский край добился выделения на эти нужды в 2008 году аж 40 млн. рублей. А Республика Алтай на реконструкцию горно-алтайского аэропорта "выбила" 200 млн. рублей. Сегодня же озвучивается в два раза большая цифра. Сравните – 40 миллионов и 400 миллионов. Есть разница? А теперь давайте спрогнозируем, чей аэропорт начнет раньше принимать, скажем, московские рейсы и в какую турзону будет направлен этот поток – в краевую или республиканскую.

Не стоит забывать и то, что Минтранс РФ не внес ряд транспортных объектов "Бирюзовой Катуни" в планы расходов министерства на 2008 год. Утвержденная в декабре 2007 года проектно-сметная документация на строительство автодорогипротяженностью 20,2 км не попала в перечень объектов Федерального дорожного агентства на 2008 - 2010 годы. Начато и приостановлено строительство моста через реку Катунь в районе села Соузга. Сегодня в турзону можно попасть либо по платному (100 рублей) низкопропускному мосту - если ехать через Республику Алтай по Чуйскому тракту, либо по проселочной дороге – если ехать по территории Алтайского края.

С другими регионами Алтайский край по объемам госинвестиций сравнивать даже как-то неловко. Наши чиновники "откусили" от федеральной адресной инвестиционной программы около 690 млн. рублей. Новосибирская область - 4 млрд. 655 млн., Кемеровская область - 1 млрд. 25 млн., Красноярский край – 2 млрд.92 млн. рублей. Из этих средств в Новосибирске будет расширяться аэропорт Толмачево (574 млн. рублей), строиться автодорога Омск – Новосибирск (2 млрд. рублей). В Кузбассе 272 млн. рублей потратят на реконструкцию кемеровского аэропорта. В Красноярске 385 млн. рублей пойдет на реконструкцию аэропорта и 785 млн. рублей – на дорожное строительство.

Примеры можно приводить и дальше, только есть ли смысл? Чиновники краевой администрации, видимо, как всегда, не прислушаются – у них, наверное, какая-то своя, им одним ведомая правда. Они, как мне кажется, считают, что реальную работу вполне можно заменить умными разговорами, красивыми буклетами и участием во всевозможных российских и международных мероприятиях. Только вот толку пока, вроде бы, мало. Глядя на все это, и частные инвесторы явно не торопятся вкладывать деньги в Алтайский край. Соседние же регионы идут все дальше и дальше".

Дмитрий Негреев.

При подготовке материала использованы данные Росстата и сайта Министерства

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров