Мать отдала 14-летнего сына в приют

19 июля 2008, 08:55, ИА Амител

Из ряда вон: мать отдала 14-летнего сына в приют, потому что он не соответствовал ее представлениям о правильном ребенке. Журналист "Комсомольской правды" Наталья Партолина выяснила подробности.

В Витебске в шоке от этой истории все, кто имел к ней хоть какое-то отношение – и прокуратура, и органы опеки, и учителя в школе, где учится Руслан (имена героев этой истории изменены).

- Дело такое у нас первое, и дай Бог, последнее, - рассказывает судья Елена Папкова. – Я предлагала оформить не лишение родительских прав, а отобрание ребенка, чтобы у матери была возможность все обдумать, но она не согласилась.

Руслана забрали прямо из школы, с уроков. Так написала Марина в заявлении: "Прошу забрать моего ребенка из учреждения образования". В школе шок был и у учителей, и у детей. Девочка-одноклассница проплакала почти сутки.

- Здоровая, имеющая жилье, обеспеченная, непьющая, совершенно благополучная внешне женщина, - говорит о Марине старший помощник прокурора района Лариса Мишанская. – От ребенка отказалась потому, что он не соответствует ее понятиям о том, каков должен быть мальчик, мужчина, ее ребенок. Примерно с десятилетнего возраста она поставила мальчика в такие условия, что он должен был сам убирать, стирать, готовить. Выдавала определенную сумму денег, если не укладывался – это были его проблемы. Порвал или испачкал одежду – зашивать и стирать должен сам. Если сходил в туалет неаккуратно, туалет закрывался на замок и мальчик был вынужден справлять нужду на улице.

"Мне никто не помог наладить отношения с ребенком"

"Я делаю это в интересах моего сына, - поясняла Марина на суде. – Я неоднократно обращалась в комиссию по делам несовершеннолетних, просила помощи у педсостава школы, писала в органы опеки и попечительства, но никто никакой помощи мне не оказал".

Действительно, во все эти двери Марина стучала. Просила помочь наладить отношения с сыном, повлиять на родителей и бывшего мужа, которые, по мнению Марины, вмешивались в воспитание Руслана и настраивали его против матери. Сотрудники органов опеки, привыкшие вытаскивать детей из жутких трущоб и спасать от опустившихся родителей-алкашей, не увидели ничего страшного в этом семейном конфликте. В школе семью считали благополучной.

- Марина Степановна постоянно интересовалась, как дела у Руслана в школе, - рассказывает учительница мальчика. – Активная такая мама. Когда класс ремонтировали, пришли всего трое родителей, и она в том числе. Все предлагала сходить куда-нибудь всем классом, а в поход Руслана не пустила – наказала за какую-то провинность.

- А Руслан трудный мальчик?

- Обыкновенный. Учится средне, но ведь это класс с углубленным изучением английского, здесь требования высокие. Кстати, самый добрый в классе. Это и учителя, и одноклассники замечают.

Сам Руслан в одном из психологических тестов написал о маме: "Добрая, отзывчивая, иногда бывает резкой".

Забрать к себе мальчика захотели только дальние родственники.

После того, как Марина написала заявление об отказе от родительских прав, Руслан попал в приют. Мама его навещала. Некоторые друзья предлагали: хочешь, мои родители возьмут тебя к нам? А жизнью битые приютские мальчишки его первым делом отлупили.

Родительских прав Марину лишили. Обязали выплатить расходы на содержание сына в приюте, впрочем, она сразу в заявлении указала, что готова это делать. А вот что делать с мальчиком, было непонятно. Папа-то лишен был родительских прав еще раньше – по инициативе Марины.

- Никто из родных е соглашался взять мальчишку, - отмечают судья и прокурор. – Кроме дальних родственников из Киева. Там многодетная семья.

- Так может, и стоило отправить Руслана в Киев, туда, где он кому-то нужен?

- Это очень сложно оформить. Другое государство, да и родственники непрямые.

В конце концов, бабушка с дедушкой все-таки забрали Руслана к себе. Оформляют опекунство.

С сыном Марина не общается

Телефон Марины я набирала уже без всякой надежды. Но она неожиданно согласилась. Готовясь к встрече, я ожидала увидеть кого угодно: хамоватую атаманшу, давящую в пепельнице окурок за окурком, холёную стерву-эгоистку с эксклюзивным маникюром, туповатую тетку со следами легкой дебильности во взгляде. Но Марина ни под один из этих типажей не подходит. Миловидная, корректная, образованная, в уютном домашнем халатике. Говорит правильными фразами – прям учебник по этике! В квартире хронический ремонт, но чисто. На столе – компьютер. Марина не оправдывается и не раскаивается. А встретиться с журналистом она решила потому, что считает: похожие проблемы есть во многих семьях.

Марина долго и подробно рассказывает, как вышла замуж и рассталась с мужем, как родители воспитывали ее и сестру – в строгости и послушании, как мать помогала ей растить Руслана. И именно это обстоятельство в конце концов завязало отношения в такой узел, что его пришлось уже не распутывать, а рубить.

- О каком воспитании можно говорить, если там, где мама говорит "нельзя", бабушка говорит "можно"? - говорит Марина. – Если у мамы нет денег на что-то, а бабушка это ребенку покупает? В пять лет я стала учить Руслана заправлять постель, стирать трусики. Родители встали стеной, мать говорит: ты лодырь и эксплуататор, издеваешься над ребенком!

Когда Руслану было десять лет, объявился бывший муж, мальчик потянулся к папе. По словам Марины, "разрушение авторитета матери" началось уже с двух сторон.

- Да ситуация яйца выеденного не стоила! – уверена Марина. – Нужно было только, чтобы мои родители и бывший муж без моей санкции ничего Руслану не покупали и не принимали его у себя. А теперь мать для него ничего не значит. Я не могу даже в мелочи никакой на него рассчитывать, опереться.

Марина знает, что в любой момент может восстановиться в родительских правах. Но судя по всему, свой воспитательный эксперимент она твердо намерена довести до логического конца. Пока же добивается, чтобы расходы за содержание ребенка в приюте оплачивал для справедливости наравне с нею и бывший муж.

Иногда Руслан приходит во двор, навестить друзей, но к маме не заходит. Как-то она увидела в окно – Руслан сидит на лавочке. Не вышла, не позвала. Однажды столкнулась с ним на улице. Поздоровались и разошлись в разные стороны.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Узлы всегда лучше развязывать, чем рубить, хотя и труднее

Детский психолог Елена МИРОНОВА:

- Родители забывают, что ребенок (когда речь идет о несовершеннолетнем) никому и ничего не должен. Это ваша прихоть и ваш долг. И именно вы ему должны дать все необходимое, чтобы он стал взрослым. Как в животном мире: родители опекают детенышей до тех пор, пока не научат плавать, летать, охотиться, есть правильные травы, убегать от врагов и т.д. Почему мама потребовала у мальчика, чтобы он стал взрослым раньше времени? Не исключено, что проблема именно в неполной семье, где есть мать и сын – женщина осталась одна и ждет от ребенка, что он станет ЕЕ мужчиной (она говорит "я не могу на него опереться").

С другой стороны, наложилось еще "строгое" воспитание. Знаете, человек всегда должен иметь право на ошибку, сам себе давать такое право. Это как в детстве: делаешь уроки, проверил, исправил, а умный учитель тебя за это похвалит. Но глупые учителя снижают отметки за помарки – напортачил, зачеркни и перепиши начисто. Вот и Марина решила, что этого ребенка она уже не исправит (хотя кто сказал, что это вообще ошибка?), и ей проще его вычеркнуть из своей жизни. Да и поведение папы и родителей Марины показывает, что и они считают воспитание мальчика ошибочным. Иначе, почему никто из них сразу не забрал Руслана к себе?

Но думаю, что решение бабушки и дедушки об опекунстве – первая попытка со стороны взрослых в этой семье все-таки попытаться распутать этот узел.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров