Ученые выяснили, что у неандертальцев была хорошо развита речь

13 февраля 2009, 08:38, ИА Амител

Германские исследователи, изучающие ДНК неандертальского человека, утверждают, что наши ближайшие родственники могли говорить так жеУченые выяснили, что у неандертальцев была хорошо развита речь хорошо, как и мы.

Как сообщает сегодня, 13 февраля, газета ВЗГЛЯД со ссылкой на BBC, с этим заявлением выступил профессор Сванте Паабо из германского института Макса Планка в Чикаго, где представил "первый черновой вариант" полного генома неандертальского человека.

Генетическая информация получена из окаменелостей, обнаруженных в Хорватии.

Профессор Паабо подтвердил, что у неандертальцев имелся ген FOXP2, который у современного человека "курирует" речь и язык.

Ученые института Эволюционной антропологии имени Макса Планка и американской компании 454 Life Sciences Corporation в штате Коннектикут выявили 3 млрд. "знаков", покрывающих 60% генома неандертальца.

Как сказал профессор Паабо, "черновик" генома может помочь ученым понять генетические регионы, которые делают homo sapiens столь уникальным.

"Увидеть структуру ДНК наших ближайших эволюционных родственников всегда было мечтой любого ученого, - отмечает специалист. - Теперь, когда мы располагаем геномом неандертальца, мы можем вести в геноме человека поиск тех областей, где видны значительные и стремительные изменения, благодаря которым мы отделились от неандертальцев".

"В этот момент с нами должно было произойти нечто особенное, - считает Ученые выяснили, что у неандертальцев была хорошо развита речь профессор Паабо. - Самое увлекательное заключается в том, что теперь, располагая полным геномом, мы можем отследить эти изменения совершенно объективно".

Неандертальский человек обитал в Европе и некоторых районах Азии и исчез порядка 30 тыс. лет назад.

Он был ближайшим родственником современного человека: общих у нас от 99,5% до 99,9% последовательностей ДНК.

Обнаружение различий может выявить важнейшие эволюционные перемены, благодаря которым современный человек примерно 100 тысяч лет назад начал передвижение за пределы Африки и быстро расселился по всему миру.

Особый интерес профессора Паабо и его коллег вызвали гены, ответственные за сферы, сыгравшие ключевую роль в недавней эволюции человека - такие как ген FOXP2, отвечающий за язык и речь.

В этом гене между человеком и шимпанзе отмечается два существенных отличия. Но, как явствует из предварительных выводов, у неандертальца этот ген практически схож с человеческим.

"Мы не можем исключить, что они могли говорить какмы, - говорит профессор Паабо. - Однако мы знаем, что к языку и речи имеют отношение и другие гены, так что потребуются новые и новые исследования".

Поскольку в течение многих тысяч лет неандертальцы в Европе жили бок о бок с homo sapiens, давно велись разговоры о том, что мы могли унаследовать какие-либо генетические черты неандертальца благодаря скрещиванию.

Однако профессор Паабо с коллегами подтверждений этому не нашли. И если воздействие неандертальца на генетический "портрет" современного человека и было, оно имело лишь очень ограниченный характер.

Профессор Крис Стрингер из британского Института естественной истории говорит: "Если данные по геному неандертальца практически не выявят гибридизации, это будет совпадать с моими собственными выводами, основанными на изучении окаменелостей. Они заключаются в том, что, если скрещивание и было возможно, оно происходило чрезвычайно редко и не возымело сколько-нибудь заметного воздействия на современного человека".

По словам профессора Паабо, он и его коллеги не ждут каких-либо открытий, которые помогли бы разгадать тайну исчезновения неандертальца.

"Не думаю, что они вымерли в силу каких-то особенностей генома, - говорит он. - Очевидно, это было как-то связано с их взаимодействием со средой обитания или с современным человеком. А это нельзя выяснить путем изучения их ДНК-последовательностей".

Профессор Паабо также остудил пыл некоторых энтузиастов, которые заговорили о том, что расшифровка генома неандертальца будет способствовать его клонированию.

"Мы имеем дело с очень сложным организмом млекопитающего, - говорит 53-летний ученый. - Не думаю, что технология будет развиваться настолько быстро, чтобы я стал свидетелем такого события. Это - из области не науки, а научной фантастики".